Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Системы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятий / Единая государственная автоматизированная информационная система ЕГАИС / Акцизы и ЕГАИС

Акцизы и ЕГАИС

 Акцизы и ЕГАИС

Как уже говорилось выше, жизнь рынка крепкого алкоголя в текущем году во многом была определена двумя тяжелыми кризисами, постигнувшими отрасль. С 1 января 2006 года вступил в силу закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Дело в том, что до 2001 года всю ставку акцизного налога платил производитель алкогольной продукции. Затем правительство изменило эту систему, и акциз стал "расщепленным": одну марку клеил производитель, вторую - региональный акцизный склад. Таким образом, правительство пыталось решить две основополагающие для рынка задачи: вытеснить контрафактную продукцию, доля которой в течение последних лет занимает, по оценкам экспертов и участников рынка, около 40%, и преодолеть региональный сепаратизм и поддержку ликероводочных предприятиях из бюджетных средств регионов.

Однако система складов с целями не справилась, и с 1 января правительство решило вернуться к единой акцизной марке, а функции по борьбе с контрафактом возложить на ЕГАИС. Основная проблема заключалась в том, что ни новых марок, ни подзаконных актов, регламентирующих порядок их выдачи, на тот момент не было. В результате практически все заводы были вынуждены приостановить выпуск продукции на сроки до полутора месяцев. По оценкам исполнительного директора национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, не было разлито около 15 млн дал.

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), благодаря размещаемой на акцизных марках нового образца информации, в теории должна позволить налоговым органам учитывать весь объем ввезенного и произведенного на территории России алкоголя. Ввод ЕГАИС был намечен на 1 июля 2006 года в рамках вступающих в силу изменений в закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Схема работы такова: модули ЕГАИС устанавливаются на площадках всех российских производителей спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, у всех оптовиков и в соответствующих таможенных подразделениях. И далее оснащенный техникой и сканером штрих-кода инспектор в любой розничной точке может проверить происхождение каждой конкретной бутылки. Параллельно с 1 июля запрещалась продажа маркированного старыми марками алкоголя.

В итоге с началом июля резко сократился ассортиментный ряд на полках виноводочных магазинов. На рынке начался настоящий кризис, по поводу которого не высказался только ленивый. 19 июля члены недавно созданной Общественной палаты РФ направили 19 июля на имя премьер-министра РФ Михаила Фрадкова открытое письмо. "1 января 2006 года на территории России вступил в силу Федеральный закон № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в новой редакции. Принятие Закона инициировало Правительство Российской Федерации. С целью, которая ни у кого не вызовет возражений: борьба с теневым оборотом алкоголя и регулирование алкогольного рынка. Бесспорно, дело нужное, важное и действительно государственное", - говорилось в документе. Но реализацию закона члены палаты подвергли жесткой критике.

Кризис выявил определенную несогласованность и в правительстве. В начале августа министр финансов РФ Алексей Кудрин отправил на имя Михаила Фрадкова докладную записку, в которой выделил несколько причин кризиса, основная из которых - серьезные недостатки, допущенные при принятии закона "О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции". По данным министра, в 2003-2005 годы законопроект менялся несколько раз, при этом подготовленный ко второму чтению и положенный в основу окончательного варианта проект не был согласован с Минсельхозом, Минфином, ФНС, ФТС. После принятия законопроекта 21 июля 2005 года сложности возникли при согласовании новых правил между ведомствами. Снятие разногласий между министерствами осуществлялось, как правило, на совещаниях у зампреда правительства Александра Жукова, но даже после принятия на этих совещаниях решений министерства нередко настаивали на своих замечаниях. При этом техническое задание на подготовку программных средств для использования ЕГАИС было утверждено ФНС только 30 июня 2006 года, то есть через полгода после начала действия системы.

Как дополнение ко всему прочему, в работе ЕГАИС возникли сбои. "проблемы в работе дистрибьюторской сети с 1 июля по середину августа отразились на рынке. Если мы посмотрим на производство крепких напитков в июле, потери составили порядка 40%", -- отмечает исполнительный директор Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. Союз производителей алкогольной продукции 7 июля 2006 года в открытом письме президенту России обозначил ущерб за минувшие полтора месяца в 1 млрд. рублей для производителей и 9 млрд. рублей для государственного бюджета. Федерация рестораторов и отельеров опубликовала письмо, в котором говорилось, что на предприятиях питания находятся миллионы бутылок с марками старого образца. Рестораны, кафе и другие предприятия питания не могут полноценно работать при отсутствии алкогольной продукции, которая составляет до 50% оборота, погреба элитного алкоголя предприятий питания рассчитаны на реализацию товарных запасов вин в течение 2-3 лет. На момент запрета многие бутылки окажутся открытыми, и вопрос их перемаркировки в Федерации, вполне естественно, посчитали абсурдным.

Комментарии производителей и экспертов:

Александр Мечетин, председатель правления ОАО "Синергия":

Как повлиял на рынок алкогольный кризис, вызванный ЕГАИС?

Очевидно, что 2006 год нельзя считать показательным с точки зрения анализа алкогольного рынка. Думаю, заводы закроются с небольшим спадом. В целом, рынок последние годы стагнирует.

Каковы последние тенденции на рынке?

Из последних тенденций можно отметить сдвиг спроса в сторону более дорогого сегмента, а также переключение потребителей с крепкого алкоголя на вино. Кроме того, медленными темпами продолжаются процессы консолидации, а также стал менее заметен региональный сепаратизм на рынке.

Что мешает консолидации?

Рынок водки -- исторически рынок множества брендов. В России в отличие от Запада потребление одной марки не превышает 5%, нет завода-лидера. Консолидации сильно мешает, в частности, то, что губернаторы стараются мотивировать местное производство, из-за высокой социальной нагрузки этого бизнеса.

Как вы отнеслись к ЕГАИС?

Идея правильная, но её реализация оказалась поспешной и непродуманной. Нужно наводить порядок в отрасли. Сегодня потребление составляет 200 млн дал, а производство - 140 млн дал. 60 млн продаются в рознице законно, но произведены нелегально. С этих 60 млн дал государство теряет по минимуму 48 млрд. рублей в год. Единая информационная система - один из этапов наведения порядка, но, наверное, все необходимо было проводить в более длительные сроки.

Чья вина в алкогольном кризисе? Возможно ли его повторение?

Вина и государства, и чиновников, и отраслевой неорганизованности. Ассоциации проявили себя не лучшим образом. Нельзя говорить о том, что кризиса больше не будет. Любое влияние государства в сфере бизнеса, если оно будет непродуманное, может спровоцировать очередной кризис на рынке.

Как вы относитесь к идее монопольного регулирования?

Монополия не решит проблемы подделок. Есть другие более эффективные варианты решения данной проблемы. Например, в настоящее время регионы развивают системы добровольной и принудительной сертификации, кое-где эта система работает рационально.

Генеральный директор ТД "Кристалл-Лефортово" Виктор Алексеев:

По данным Национальной алкогольной ассоциации, 20 процентов товарооборота сейчас проходит через ЕГАИС, остальное осуществляется в "ручном" режиме. Система ЕГАИС значительно усложнила рабочий процесс и прибавила дополнительное звено формальностей. Процент нелегальных производителей составляет 1-3 %. А количество легальных, но не оплачивающих акцизы, по-прежнему остается в количестве 40-50 %, цифра которых так и не изменилась. Товар за 40-50 рублей как присутствовал в магазинах, так и присутствует сейчас. Хотя физически это просто невозможно! Ситуация изменилась незначительно. По-прежнему для нелегальных производителей создана достаточно благоприятная атмосфера.

Директор по продажам ООО "Исток Трейдинг" Алексей Солодовник:

В послании Президента России Федеральному Собранию в мае этого года поставлена задача введения жестких мер по пресечению ввоза и производства внутри страны суррогатной алкогольной продукции. Мы считаем, что со стороны государства эффективной стратегией решения задачи по защите потребителя должно стать резкое повышение требований к качеству производимой или ввозимой алкогольной продукции. Во-первых, необходимо пересмотреть существующие ГОСТы и привести их в соответствие с самыми высокими мировыми стандартами. Во-вторых, надо построить реальную общегосударственную систему контроля, предотвращающую производство и реализацию суррогатов. Внедрение системы ЕГАИС, несмотря на все трудности, является важным шагом на этом пути. Логичным продолжением этой работы должно стать внедрение автоматизированной системы контроля в розничной торговле.

К сожалению, вместо построения жесткой общегосударственной системы контроля делаются попытки вновь изменить законодательство в сторону создания региональных барьеров в виде монопольных предприятий, обладающих исключительными правами продажи алкогольной продукции и полностью подконтрольных региональному чиновничеству. Реализация таких предложений не защитит российского потребителя, но приведет к уничтожению честной и открытой конкуренции и создаст условия для роста коррупции, от которой сегодня и так в первую очередь страдают крупные отечественные производители. Правильным шагом государства компания "Исток" считает ужесточение борьбы с недобросовестной рекламой, запрещение зонтичных брендов. Вместе с тем, мы считаем, что в нынешних условиях особое внимание необходимо обратить на молодежь: не только защитить ее от навязчивой рекламы любого алкоголя, но и ввести законодательные ограничения на продажу алкогольных напитков лицам, не достигшим 21 года.

Кризис повторится?

Эксперты и участники рынка предупреждают, что кризис на алкогольном рынке, вызванный введением ЕГАИС и новых акцизных марок, может повториться. До 1 февраля 2006 года все предприятия должны быть оснащены автоматическими счетчиками, которые будут передавать информацию в систему ЕГАИС. Пока реализация проекта отстает от графика примерно на полтора месяца.

Проблемы могут быть вызваны и системой добровольной сертификации, которая действует уже в 30 субъектах федерации в том или ином виде и заключается в общих чертах в том, что магазинам на уровне местного правительства приказывают не принимать продукцию от тех компаний, которые не включены в эту систему. В начале октября 2006 года мэр Москвы Юрий Лужков, по данным РБК, разослал префектам письмо с предложением включить в систему добровольной сертификации все магазины. По подсчетам экспертов, участие в такой системе может обойтись компаниям в 300 тысяч долларов ежегодно.

По словам Павла Шапкина, кризис на винном рынке может грянуть уже с 1 января. "Вступит в силу ГОСТ на столовые вина, который смешивает понятия. У нас столовые вина в законодательстве не прописаны, налоговые ставки разработаны под натуральные вина. Поэтому многие производители окажутся в таком положении, когда будут вынуждены долго объяснять, как, к примеру, то или иное вино можно назвать столовым. Непонятно, чего делать с остатками продукции, которые по-прежнему называются "натуральным вином". Такие вещи приходят к прямым потерям", - отмечает эксперт.

Эмбарго на грузинское и молдавское вино

Еще одним заметным событием на рынке стал запрет руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Геннадием Онищенко в марте поставок в Россию вина из Грузии и Молдавии. В обращении главного санитарного врача к руководителю Федеральной таможенной службы (ФТС) Александру Жерихову было сказано, что в ходе реализации постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 марта 2005 года "Об усилении надзора за оборотом алкогольной продукции" были выявлены "грубые нарушения требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, предъявляемых к безопасности алкогольной продукции и виноматериалов".

Так, анализ результатов проведенных, Роспотребнадзором в марте 2006 года проверок свидетельствует о большом удельном весе проб алкогольной продукции и виноматериалов, не отвечающих требованиям безопасности. Наиболее часто не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям вина и виноматериалы поступающие на территорию Российской Федерации из Молдовы и Грузии. Данные Территориального управления Роспотребнадзора по Москве свидетельствуют, что более 60% исследованной продукции этих стран не соответствовало установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами требованиям безопасности. При реализации упомянутой продукции "отсутствует информация, подлежащая представлению изготовителем (поставщиком) продукции, об использованных при ее производстве пестицидов". Вместе с тем, по данным Россельхознадзора, при производстве винограда в указанных странах, используемого для приготовления вина и виноматериалов, применяются пестициды, в том числе 2 и 3 класса опасности.

Г-н Онищенко приостановил с 27 марта 2006 года действие санитарно-эпидемиологических заключений на вино и виноматериалы, ввозимые на территорию Российской Федерации из Молдовы и Грузии. Одновременно он попросил руководство ФТС принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации вина и виноматериалов из этих республик. 19 апреля Госдума РФ приняла заявление "О поддержке мер по ужесточению государственного фитосанитарного контроля пищевых продуктов, ввоз которых осуществляется на территорию РФ". В депутатском заявлении отмечалась обоснованность решения Роспотребнадзора и Главного государственного санитарного врача России по установлению запрета на ввоз в РФ не отвечающих санитарным требованиям вин, коньяков, виноматериалов и минеральной воды из Молдавии и Грузии.

ВТО

Существенное влияние на алкогольный рынок оказывают все нарастающие слухи о скором вступлении России в ВТО, не утихшие даже несмотря на провал последнего этапа переговоров. В начале августа замдиректора Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ Андрей Кушниренко сообщил, что Россия взяла на себя обязательства в течение трех лет после вступления в ВТО постепенно снижать пошлину на импорт вина до 12,5% от таможенной стоимости (сегодня пошлина составляет 20%).

По словам представителя МЭРТ, в результате многосторонних переговоров достигнуто также соглашение о том, что в течение четырех ближайших лет после вступления в ВТО, Россия должна снизить и ставки пошлины на импорт коньяка с 2 до 1,5 евро/л. В ходе переговоров российской стороной приняты условия об общем порядке получения лицензий на импорт и экспорт алкоголя, о равенстве налогов и сборов, об отмене количественных ограничений по поставкам алкоголя, по срокам оформления лицензии - не более 20 дней, об их стоимости - 1300 рублей.

Источник: РБК