Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Обзор винного рынка России за 1985-2001 годы

Обзор винного рынка России за 1985-2001 годы

 Обзор винного рынка за 1985-2001гг.

Рынок алкогольной продукции в России практически всегда играл большую роль в экономике. Алкогольный сектор и сейчас занимает лидирующие позиции среди других секторов, относимых к сельскохозяйственной и пищевой промышленности (сектор продовольственных товаров), и по темпам развития, и по доле отчислений в федеральный и региональные бюджеты.

Несмотря на то, что за последние 20 лет доля алкогольной продукции уменьшилась в общем объеме товарооборота в России более чем в 3 раза, согласно данным Росгоскомстата еще в 1995 году алкогольные напитки составляли 5,9% от общего товарооборота в стране, или 12,3% от товарного оборота продовольственных товаров, уступая место лишь мясу и мясным продуктам.

Рынок алкоголя условно можно разделить на 3 сегмента:

  • рынок алкоголя класса premium;
  • factory brands
  • и рынок так называемых «base products».

Приходится констатировать, что Россия  развивается скорее по американскому, а не по европейскому сценарию формирования алкогольного рынка. Виноградные вина, формирующие подлинную культуру пития и имеющие бесспорную ценность для здоровья, не замещают водку, которая пусть и медленно, но все же сдает позиции. На ее место приходят пиво и многочисленные, часто низкого качества, слабоалкогольные напитки, ориентированные на молодежь как на своеобразную target group, имеющие ряд преимуществ для брэндинга и продвижения.

В России в 1985 году рынок вина подвергся наиболее ощутимым изменениям: произошло более чем 3-кратное падение рынка, после чего в начале 90-х годов он сократился еще в 2 раза. Фактически в начале 90-х годов население России выпивало вина в 2 раза меньше, чем в 1960 году, и в 6 раз меньше, чем в 1980 году.

Рост рынка вина начался в 1997 году. Практически каждый год темпы роста увеличивались на 10–15%. Ожидалось, что в ближайшее время темпы роста потребления вина будут увеличиваться до 15–25% в год. Однако перед российскими производителями вин встали достаточно серьезные проблемы:  

Во-первых, стремительное увеличение «пивного» сектора на рынке поставило виноделов в условия жесткой борьбы за потребителя. Кстати, одним из упомянутых преимуществ производителей пива являлась возможность использовать телевизионную рекламу, «зона покрытия» которой позволяет в рамках всей страны влиять на целевую группу.

Во-вторых, подорванное антиалкогольной кампанией виноделие столкнулось с мощной конкуренцией со стороны импортных вин. Расстановка сил между основными импортерами — российскими компаниями «Русьимпорт» , «Уайтхолл» и французской William Pitters — долгое время оставалась неизменной.

Первое место среди импортеров вина из стран дальнего зарубежья занимал «Русьимпорт», контролирующий 30% поставок. На втором месте «Уайтхолл» (около 20%), следом William Pitters с 10%. Это соотношение сформировалось в середине 90-х годов.  «Русьимпорт» ввозил в Россию французские вина Chateau Latour , Gustav Lorenz, Jean Boillot, Pierre Labet, немецкие Peter Mertes , аргентинские Bodegas Santa Ana. «Уайтхолл» импортировал французские шампанские вина Moet & Chandon , Dom Perignon , Asti Mondoro , итальянские Sterzi, Enrico Serafino, чилийские Cocha y toro.

Летом 2001 года соотношение импортных и российских вин в рознице резко изменилось. Это произошло после вступления в силу II части Налогового кодекса, согласно которой реализация российского алкоголя может осуществляться только через акцизные склады, где бутылки оклеиваются специальными региональными марками. Из-за отсутствия готовых акцизных складов и новых региональных марок недорогие импортные вина (особенно молдавские) потеснили с прилавков продукцию российских винных компаний. Импорт вина увеличился почти в 2 раза. По данным НАА (Национальной алкогольной ассоциации), за период с января по август 2001 года его объемы составили около 17 млн. дал (168,5 млн. долл.). При этом 12,7 млн. дал вина импортировалось из стран СНГ (126 млн. долл.).

В-третьих, изменение системы ценностей, повышение значения таких качеств, как практичность, материальность, простота, и снижение ценности таких качеств, как изысканность, утонченность, романтизм, которые и ассоциируются с винами (как с классическими виноградными, так и игристыми), привели к падению популярности этого вида алкогольной продукции.

Еще одной, во многом определяющей, проблемой для виноделия являлось постоянное повышение ставок акцизов. Однако, в тот период были  все основания надеяться на то, что благоприятные прогнозы аналитиков для рынка вина материализуются на практике. 1 июля  Госдума приняла в третьем чтении сразу 2 законопроекта, которые  существенно повлияли на динамику развития рынка вина. Впервые за последние годы был понижен акциз на алкогольные напитки: за натуральные виноградные вина с 1 января 2003 года платили на 1 руб. 52 коп. меньше, то есть величина акциза уменьшилась на 43,2%. Заметим, кстати, что величина акцизов на пиво крепостью от 0,5 до 8,6% и свыше 8,6% увеличилась на 25 и 24,3% соответственно. Как заметил вице-президент по маркетингу Московского межреспубликанского винодельческого завода Сергей Никитин, налоговая инициатива государства давала российским виноделам большое преимущество перед водочными и пивными производителями.

Беглый анализ российского рынка алкоголя позволяет сделать вывод, что с течением времени российские производители все в большей степени зависели от западных. Не только в плане конкуренции, но и в плане диверсификации портфеля, а также совершенствования брэнд-билдинга. Очевидно, что укрепление позиций российского среднего класса, а также все более глубокое проникновение западных компаний на российский рынок неминуемо заставили развивать собственные конкурентоспособные брэнды. Большинство из них, тем не менее, не смогли соперничать со всемирно известными, принадлежащими главным игрокам глобального рынка.

 Вот эти игроки:

1. Diageo . Кроме алкогольного сектора: продукты питания и быстрая ресторация. Пиво: Guinness. Виски: Johnie Walker, J&B. Коньяк: Hennessy. Джин: Gordon’s. Водка: Smirnoff. Ликер: Bailey’s. Вермут: Cinzano; Metaxa. Текила: Josе Cuervo. Шампанское: Moet & Chandon.

2. Seagram . Кроме алкогольного сектора: фруктовые соки, кинотеатры, выпуск музыкальных кассет и дисков, бизнес в сфере отдыха и развлечений. Виски : Chivas Regal, The Glenlivet, Four Roses ( бурбон ). Коньяк : Martell. Ром : Capitain Morgan. Джин : Seagram’s. Порто : Sandeman. Шампанское : Mumm, Perrier-Jouet. Водка: Absolut (эксклюзивное право дистрибьюции). Французское вино: Barton & Guestier.

3. Allied Domecq . Кроме алкогольного сектора: рестораны и магазины. Виски: Ballantine’s, Teacher’s. Коньяк: Courvoisier. Джин: Beefeater. Текила: Sauza. Ликер: Kahlua. Бренди : Presidente.

4. Bacardi-Martini . Ром : Bacardi. Вермут : Martini & Rossi. Виски : William Lawson. Ликер : Southern Comfort.

5. Pernod Ricard . Кроме алкогольного сектора : безалкогольные напитки . Виски : Glan Campbell, Aberlour, Jameson, Wild Turkey. Пастис : Pernod Ricard, Pastis 51. Коньяк : Bisquit, Renault. Ром : Havana Club. Водка : Altal. Ликер : Royal Dutch Advocaat. Вино: Alexis Lichine (Франция).

6. LVMH . Кроме алкогольного сектора: дома моды, парфюмерия, драгоценности, кожгалантерея, пресса. Шампанское : Moet & Chandon, Veuve Clicquot, Pommery, Ruinart, Mercier, Canard-Duch к ne. Коньяк : Hennessy, Hine. Кальвадос : P е re Magloire. Вино : Cloudy Bay ( США ).

7. Brown-Forman . Кроме алкогольного сектора: Посуда, сувениры, кожгалантерея. Виски и бурбон : Jack Daniel’s, Old Forester, Early Timers, Woodford Reserve, Canadian Mist. Пиво : Jack Daniel’s oak-aged beers. Текила : Pepe Lopez.

8. Fortune Brands . Кроме алкогольного сектора: сантехника, скобяные изделия, оборудование и мебель для офисов, спортивное оборудование. Бурбон и виски: Jim Beam, Knob Creek, Whyte & Mackay. Джин: Gulbey’s. Ликеры: De Kuyper. Водка: Vladivar.

9. Suntory . Кроме алкогольного сектора: рестораны, фармацевтика, издательская деятельность, спортивный инвентарь, фрукты и овощи, цветы, чай. Виски: Suntory, Bowmore. Коньяк: Louis Royer. Вино: Chateau Lagrange, Chateau Beychevelle (Франция).

10. R е my Cointreau .      Коньяк : R е my Martin. Ликеры : Cointreau, Galliano. Арманьяк : Cl й s du Ducs. Шампанское : Piper-Hiedseick, Charles Hiedsieck, Krug, Bonnet. Вина : Grands Vins de Gironde ( Франция ).

 

Источник: "Общероссийская Маркетинговая Система"