Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Анализ импорта вин в Россию

Анализ импорта вин в Россию

Винный импорт в России

Рынок вина в России по-прежнему невелик относительно численности населения, однако растущее благосостояние, стабильно повышающееся потребление и увеличивающийся импорт дают международным производителям повод рассматривать его оптимистично, говорит Элеонора Скоулз.

Мир и процветание, похоже, установились на российском рынке вина. С тех пор как страна начала вести свободный экономический курс, импорт вина последовательно прошел от этапа почти полной анархии и неподъемных налогов в начале 90-х до более цивилизованного ведения бизнеса, с более упорядоченным контролем государства, в середине декады. Затем разразился кризис 1998 года, который чуть не уничтожил рынок, а за ним, на стыке веков, наступила фаза медленного восстановления виноторговли. Еще один кризис обрушился на рынок в 2006 году, на этот раз вызванный введением новых акцизных марок и провальным внедрением единой государственной автоматизированной информационной системы ЕГАИС. Эти события остались позади, и теперь рынок является свидетелем периода бурной торговли, хотя никто точно не знает, как долго он продержится. Эти американские горки не для слабонервных, однако те, кто решил покататься на них, знают, что в конце их может ожидать значительный деловой и финансовый успех.

Рынок с прогнозом роста

Несмотря на неровное развитие, рынок вина в России продемонстрировал потрясающую динамику за последний десяток лет. Потребление вина на душу населения удвоилось — с 2,5 литров в 1996 году до более пяти в 2007-м. Есть причина верить, что в последующие 15 лет разрыв между российским и европейским уровнем потребления сравняется. Министерство экономического развития недавно заявило, что средний класс в России вырастет с нынешних 21% до 30% населения в следующие 18 месяцев и составит половину от всех жителей страны к 2020 году.

Сегодня околок четверти россиян имеют месячные доходы размером $500-$3,000 на члена семьи — их всех можно считать существующими или потенциальными покупателями вина среднего и верхнего сегментов качества. Хотя существенная доля вина по-прежнему выпивается дома, в столице усиливается популярность винных баров и ресторанов. Этот тренд также переносится на ключевые региональные центры.

В настоящее время общий рынок вина в России оценивается между 700 млн. и 1 млрд. литров. Центр исследований федерального и регионального рынка алкоголя сообщает, что потребление выросло от 500 млн. литров тихого и 100 млн. игристого в 2000 году до 800 млн. литров тихого и 220 млн. игристого вина в 2007-м. В процентном соотношении это означает впечатляющие 70% прироста меньше чем за десятилетие.

Согласно таможенным данным 616 млн. литров вина были импортированы в Россию в 2007 году. Было бы неверным считать, что все они нашли место на полках магазинов и супермаркетов как подлинное французское, испанское или чилийское вино. Производители в России по-прежнему могут бутилировать вино как российское, даже если оно было сделано, частично или полностью, из импортных виноматериалов. Общий импорт виноматериалов составил 370 млн. литров, а основными поставщиками стали Испания, Аргентина и Франция.

В статистических отчетах бутилированные тихие и игристые вина по традиции представляют раздельно — последние цифры сообщают о 230 млн. и 16 млн. литров соответственно. Список ведущих стран-экспортеров открывает Болгария, с 28% тихих вин. Наряду с российской продукцией, ее вина, в основном, покрывают низкий сегмент рынка и играют ту же роль, что и чилийские и австралийские вина — в Великобритании. На втором и третьем местах стоят Франция и Испания. Страны Нового Света представлены в меньшинстве. Они не могут конкурировать по цене в сегменте дешевых вин против продукции отечественного и болгарского происхождения. Их приходится позиционировать в среднем сегменте из-за более высоких экспортных цен и стоимости перевозки.

Хотя Италия не попала в первую тройку лидеров по экспорту тихих вин в Россию в прошлом году, она является ведущим иностранным поставщиком игристых вин — на ее долю приходится более половины всех поставок (55%). Ее успех связан с Асти, которое стало ведущим «брендом» для неприхотливых российских потребителей. На другой точке полюса мы находим Шампань, чьи вина тоже продаются с завидным успехом. Это подтверждается и недавним заявлением Межпрофессионального комитета вин Шампани. Благодаря продажам, которые оцениваются в 1,03 млн. в 2007 году, Россия присоединилась к списку всего 15 стран, потребляющих более миллиона бутылок шампанского в год. Даже при таком благоприятном раскладе следует заметить, что импортированная игристая продукция занимает менее 10% в этой мега-популярной категории вин в России, что дает ей возможность дальнейшего роста.

Сила импортеров

Принцип Парето 80/20 хорошо применим к российскому рынку. Здесь работает более 100 импортеров вина и крепких спиртных напитков, но лишь около 20 оказывают наибольшее влияние на рынок и контролируют до четырех пятых объема. За исключением вин Бордо, российские импортеры работают с производителями на условиях экслюзивности. Если у производителя большой ассортимент, то разные бренды могут быть поделены между двумя или тремя компаниями. Большинство компаний по импорту были основаны и принадлежат российским предпринимателям.

Весной этого года компания «Уайтхолл» положила новый прецедент. Корпорация Central European Distribution Corp. приобрела 75% бизнеса и 49,9% акций в этой российской компании. Западный холдинг впервые вложил такие серьезные инвестиции в дистрибуцию вина в России. «Уайтхолл» — ключевой игрок на рынке премиальных вин и крепких спиртных напитков и пятый по объему импортер, с эксклюзивными контрактами на бренды LVMH и чилийского Concha y Toro.

Рынок также становится свидетелем того, как возрастает сила региональных оптовиков. Если ранее они занимались только дистрибуцией, то сейчас уже значительное число начали самостоятельный импорт, чтобы дополнить существующий ассортимент. Эрдин, традиционный оптовик, который также открыл отдел по импорту, входит в список десяти крупнейших российских импортеров по объему в 2007 году.

Самые крупные объемы импорта в прошлом году показали следующие компании — «Лудинг», «Мегатис», «Русьимпорт», «Алианта», «Уайтхолл», «Мозель», «Сварог», «Симпл», «Эрдин» и «Форт». Компания «Лудинг», которую признали самым влиятельным импортером off-trade в опросе «Кто есть кто в России», имеет долю в 14% от общего импорта бутилированных вин, который в основном состоит из болгарских и французских вин базового качества. Тем не менее, компания недавно начала собирать портфель более уважаемых международных производителей. С другой стороны, компания «Симпл» сосредоточила усилия на престижных марках вина, продающихся в секторе on-trade, — это широкий ассортимент итальянских вин, а также подборка качественных производителей из Франции, Испании и Нового Света. «Русьимпорт», «Алианта», «Мозель», «Сварог» и «Форт» работают как с крупными торговыми сетями, так и с сектором HoReCa. Супермаркеты и розничные точки предоставляют удобную возможность потребителю приобрести бутылку вина: около 80% всех винных продаж осуществляются в рознице.

Импортеры дорогих вин по определению не могут оперировать огромными объемами, но они предлагают самый интересный ассортимент. Их вина в основном продаются через рестораны, винные бутики или частным клиентам. В России также есть ряд нишевых специалистов и импортеров, такие как Biowine, Grandi Vini, Interproduct, Vintage M и WineVipClub, которые работают с винами в премиальном сегменте.

Ближайшие тренды

В то время как общие перспективы продаж выглядят оптимистично, в секторе премиальных и элитных вин растет беспокойство по поводу повышающихся цен. Резкий прыжок цен на вина Бордо, который впервые случился в октябре 2007, негативно сказывается на продажах и даже вынудил некоторых импортеров сократить предложение по бордоским винам. И если Бордо теряет позиции, то Бургундия их укрепляет благодаря новому потребительскому интересу. Спрос на шампанское растет, и производители Шампани счастливы его удовлетворить за счет дополнительных квот, которые начально выделялись для рынка США. Российские потребители наконец теряют интерес к супертосканской категории, но проявляют больше внимания к автохтонным итальянским сортам из Тосканы, Пьемонта, Венето и Фриули. Продажи вин Нового Света демонстрируют спокойный рост без каких-либо сенсаций.

Ближайшие месяцы 2008 года скорее всего продолжат текущие тенденции, но мы также можем получить несколько неприятных сюрпризов. Из-за повышающихся цен сегмент премиальных вин замедлит свой прирост. Между тем возвращение молдавских вин вызовет перераспределение в базовом сегменте, хотя эти вина навряд ли вернут себе прежнюю долю рынка. Общий успех отрасли по-прежнему будет зависеть от ситуации в Москве, тем временем покупательная способность регионов продолжит свой медленный, но постоянный рост. По мере увеличения региональной экспертизы дистрибуция также должна улучшаться.

Вести винный бизнес в России непросто, и жесткая конкуренция — дополнительное ему осложнение. Не все игроки имеют адекватную финансовую и логистическую базу, а некоторым порой даже не хватает мотивации для успешной работы. И пока Россия продолжает процветать, аналитики рынка предупреждают, что российская экономика перегрета и может обрушиться в ближайший год или два. Если это случится, винный сектор понесет громадные потери.

 

Источник: eleonorascholes.ru