Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Что ожидает российский рынок коньяка в будущем

Что ожидает российский рынок коньяка в будущем

Реалистичный взгляд на перспективы развития российского рынка коньяка

Начиная с 2002 года, на российском рынке коньяка намечается положительная динамика развития. Рост доходов населения является главной движущей силой развития, как всего российского рынка алкогольных напитков, так и рынка коньяка, в частности. Под воздействием данного фактора алкогольный рынок претерпевает серьезные структурные изменения. Потребители с одних спиртных напитков полностью или частично переключаются на другие. В связи с чем, рынки одних алкогольных напитков становятся менее привлекательными для их участников, а другие, напротив, в силу изменения тенденций потребительского поведения становятся привлекательными и перспективными.

Следует отметить, что по данным, НО СУАР в период с 2002 по 2006 гг. российский рынок коньяка вырос более чем на 50% в натуральном выражении. Большинство производителей крепких спиртных напитков также свидетельствуют о том, что российский рынок коньяка довольно динамично развивается и является наиболее перспективным из всех рынков крепких спиртных напитков.

Алкогольный ассортимент

Действительно ли российский рынок коньяка является перспективным и что ожидает его в будущем? Постараемся найти ответ, на этот вопрос, основываясь на информации полученной в ходе проведения глубинных интервью с участниками российского рынка алкогольных напитков и покупателями коньяка.

Итак, основную причину роста спроса на коньяк, производители связывают с увеличением уровня доходов населения.

Этот процесс влечет за собой изменение качества жизни населения, в частности меняется культура потребления напитков, потребитель стремится покупать более качественные и дорогие продукты, происходит переключение людей с привычных им напитков, таких как водка и пиво, на другие спиртные напитки, в том числе и коньяк.

Коньяк является крепким спиртным напитком и условно конкурентными рынками можно считать: рынок водки, рынок виски, рынок текилы, абсента и других не массовых премиальных крепких спиртных напитков. Таким образом, под воздействием фактора роста доходов населения существует несколько вариантов перераспределения потребительских предпочтений.

Почему потребители должны переключаются именно на потребление коньяка?

В пользу переключения потребителей именно на потребление коньяка участники рынка приводят целый ряд убедительных аргументов.

Коньяк в сознании потребителя является более престижным, статусным напитком

Коньяк в России всегда считался напитком престижным. По мнению операторов рынка, именно статусность этого продукта является в большинстве случаев главной причиной привлекательности данного напитка для потребителей. И сейчас, с ростом благосостояния у потребителей появляются деньги, для того чтобы подчеркнуть свой статус с помощью покупки и потребления коньяка.

 "Другой фактор – в сознании российского потребителя у коньяка более статусный имидж, хотя есть и дорогие виски и текила, но в сознании потребителя коньяк ассоциируется с большим статусом"

Традиции потребления, сохранившиеся еще с советского времени

На российском рынке коньяк имеет давние традиции потребления, в связи с чем он является емким и устойчивым в стратегической перспективе рынком. Большинство производителей связывают это с привычкой потребителей, их отцов и дедов пить именно коньяк, сохранившейся еще с советского времени.

В связи с существованием больших традиций потребления коньяка в России, данный напиток воспринимается как более привычный и понятный для российских потребителей крепких алкогольных напитков.

Kлючевым фактором существующего роста российского рынка коньяка является наличие сформировавшихся традиций восприятия и потребления коньяка, корни этих традиций уходят еще во времена Советского Союза, когда из статусных напитков в розничной торговле присутсвовал лишь коньяк.

По словам операторов российского рынка крепких спиртных напитков на сегодняшний день основными потребителями коньяка являются люди средних лет, часть сознательной жизни которых прошла во времена Советского Союза. В это время у них был сформирован фундамент восприятия коньяка в качестве символа престижа.

Возникает вполне уместный вопрос: Что же будет происходить с рынком, когда данное поколение постареет, станет меньше пить или прекратит пить крепкие спиртные напитки? Станут ли покупать коньяк те потенциальные потребители, которые сейчас молоды?

Можно констатировать, что на пути развития данного рынка есть определенные препятствия, в частности тот факт, что коньяк не является "модным" напитком. Это обстоятельство ставит под сомнение возможность пополнения рядов потребителей коньяка молодежью.

"Р.: Вообще потребляют коньяк все, но большая часть потребления приходится на людей средних лет. Старшее поколение не имеет достаточного уровня доходов, для того чтобы их доля потребления как-то влияла на рынок. А молодежь потребляет, но все же меньше чем люди среднего возраста.

Хотя некоторые производители и считают, что привычка и культура восприятия коньяка в качестве престижного и традиционного для определенных случаев напитка может передаться от старшего поколения к младшему, что будет способствовать сохранению большого объема рынка.

Но существуют ли у операторов российского рынка крепких спиртных напитков существенные основания, для того чтобы заявлять об этом?

Как мы уже отмечали, в данный момент рост рынка коньяка обусловлен сформировавшимися еще в советское время традициями и культурой потребления этого напитка. В связи с чем, он более понятен потребителю и воспринимается как более статусный напиток. Однако, в то время когда формировалось такое отношение к коньяку, на рынке отсутствовали другие премиальные крепкие спиртные напитки, и, по большому счету, у потребителей не было выбора.

В данный же момент коньяк не является популярным и "модным" напитком среди молодежи. Традиции потребления крепких спиртных напитков у нынешней молодежи формируются в условиях хорошей представленности на рынке таких крепких спиртных напитков как виски, текила, абсент и т.д. И если учесть что в поведении молодежи всегда присутствует некоторая доля антагонистичности в восприятии традиций своих родителей, то тот факт, что с взрослением и повышением уровня доходов, нынешняя молодежь сделает выбор в пользу коньяка остается под сомнением.

 Необходимо сделать вывод, что в том факте, что рынок коньяка сейчас является достаточно развитым и емким большую роль сыграли факторы традиционности, привычности этого напитка для потребителей. В ситуации, когда у нынешних потребителей крепких спиртных напитков появилась возможность "привыкнуть" к другим спиртным напиткам, позиции коньяка уже не выглядят такими непоколебимыми и привлекательными.

 Таким образом, можно предположить, что через некоторое время российский рынок коньяка неминуемо будет сокращаться в своем объеме по причине постепенной смены поколений потребителей и изменения потребительских привычек.

 Стоит, однако, учесть, что процесс смены поколений займет довольно много времени и у участков рынка есть еще время для "снятия сливок".

Источник: yarmarka.net