Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Технологии виноделия / Винная этикетка / Дизайн и функциональность этикетки

Дизайн и функциональность этикетки

Этикетка: функциональность и дизайн


Сегодня основным назначением этикетки является информативность; кроме того, ее внешний вид должен соответствовать уровню рыночного позиционирования продукции.


Таким образом, качество продукта, политика по созданию его имиджа находят отражение в оформлении. Что касается алкогольных напитков, то, как известно, делая свой выбор, покупатель в первую очередь обращает внимание именно на этикетку. Поэтому она должна привлекать и радовать глаз как издалека, так и при внимательном рассмотрении.

 

По одежке встречают…
-Сегодня в государственных стандартах в большей степени делается акцент не на оформление продукта, а на сведениях, которые должны быть указаны на нем, — говорит Инна Гафийчук, бренд-менеджер «Корпорации Командор» (г. Москва). — Строгих правил относительно использования на этикетках тех или иных шрифтов и их размеров (как, например, в Германии) в России нет.

Обязательно должны быть указаны наименование, производитель, импортер/дистрибьютор, страна происхождения, показатели вин, объем и так далее.
— При оформлении алкогольной продукции необходимо ориентироваться на тенденции и особенности рыночного сегмента, а также на внутреннее чутье, — объясняет Ирина Бондаренко, директор PR водочной Артели Ять (Московская область). — Так, например, бутылка с водкой по оформлению не должна быть похожей на бутылку с водой, на йогурт или какой-нибудь другой продукт питания. Ведь водка — это целая культура! Существует даже так называемое «водочное оформление», и специалистов, способных разработать подобный дизайн, не так много.


Кроме того, с помощью этикетки можно защитить продукт от подделки: изготовителям «нелегальных» продуктов невыгодно полностью копировать способ изготовления этикетки и нюансы ее производства (конгрев, мелкое тиснение, термокраска, качественная бумага и т.д.). Производители же очень трепетно относятся к мелочам, которые видны лишь при близком рассмотрении бутылки и чувствуются на ощупь.

 

В соответствии с законом «О защите прав потребителя» на упаковках продуктов питания должна быть представлена следующая информация:

Наименование, адрес производителя, импортера, прочая контактная информация.

Наименование товара и его потребительских свойств (состав, объем, сорт, пищевая ценность, энергетическая ценность, условия хранения, способ употребления и пр.).

Стандарты, на основании которых этот продукт произведен (ГОСТ, ТУ), или которым он соответствует (знак Российского Стандарта).

Срок изготовления и срок годности товара.

 

— При оформлении спиртных напитков чаще всего используют этикетки традиционного вида, — рассказывает Андрей Петрушин, директор по маркетингу компании «Винимпекс» (г. Москва). — Так, все вермуты имеют этикетки, сходные по размеру, цветовому решению и шрифтам; это относится и к армянским коньякам. Подобное видовое единообразие позволяет легко идентифицировать товар на полке.

А вот винные этикетки не имеют столь строгой зависимости, но в них также прослеживается стиль: например, у вин из Франции более строгие и спокойные этикетки, чем у чилийских или аргентинских.

Защита же от подделок с помощью этикетки все-таки не всегда эффективна. Хотя для подавляющего большинства товаров этикетка совместно с упаковкой являются достаточно хорошей защитой. Но чтобы избежать подделок некоторых, особенно популярных продуктов, необходимо использовать голографические марки и специальные элементы дизайна.

 

Тонкая работа
Опыт каждого предприятия в оформлении своей продукции индивидуален и, по сути, бесценен. Путем поисков и проб, учитывая имеющиеся финансовые и производственные возможности, алкогольные компании стремятся максимально выгодно и привлекательно выделить свою продукцию среди аналогичной. Важными в данном вопросе являются как концепция товара в целом, так и мельчайшие детали: будь то выбор определенного сорта бумаги, цветового оттенка или наличие оригинального узора.

 

— В нашем ассортименте присутствуют четыре брэнда молдавского производителя АО «Дионисос Мерень», — говорит Инна Гафийчук. — Каждый из брэндов разрабатывался целенаправленно, с четким пониманием сегмента сбыта и специфики предпочтений потребителей. Так, один из «цветочных» брэндов, «Flori de Camp», создавался в то время, когда все винные этикетки Молдовы были «на одно лицо» и ощущался застой дизайнерских идей.

Целью новой разработки было желание сделать продукт, в котором чувствовались бы
новизна, легкость, яркость и самобытность. Благодаря тесному сотрудничеству виноделов, маркетологов и дизайнеров удалось воплотить в оформлении продукции идею весны, тепла, «вечно цветущего поля» и «живого» напитка. В других брэндах также используется необычный, оригинальный, продуманный до мелочей дизайн.

 

«Этикеточная» история
К прототипам современных этикеток можно отнести надписи на средневековых глиняных сосудах, указывающие название и состав содержимого емкости. Известно, что первые этикетки выполнялись путем гравировки на дереве или металле. Однако эти способы были слишком сложными и довольно дорогостоящими, чтобы соответствовать потребностям развивающейся промышленности. Поэтому их место заняла изобретенная в конце XVIII в. более доступная и удобная литография, с помощью которой можно было наносить эффектные рекламные изображения на упаковку и этикетку. На некоторых старинных печатных этикетках отводилось место для записи о содержимом от руки (например, на этикетке для вина). Интересно, что в России на рубеже XIX и XX вв. для покупателей была важна не марка производителя, а фамилия торговца. Фамилия играла роль словесного товарного знака и служила гарантией качества. Этикетки могли не приклеивать к бутылке, а привязывать лентой и заверять красной сургучной печатью. В 20-30-е гг. ХХ века, в период советской борьбы за экономию и изживание буржуазных привычек, этикетки делались на бумаге низкого качества, с минимумом красок, деталей и информации. Товарные знаки старых русских и иностранных фирм расценивались как примеры «капиталистических, неприемлемых в наших условиях элементов». Между тем, развитие «пролетарской» культуры привело к появлению примитивных шаблонов и абсурдных решений. На «идеологизированных» этикетках появилась советская символика: красные знамена, ленты и звезды, колосья, серп и молот, портреты вождей. В период с 40-х по 60-е гг. этикетки преимущественно исполнялись в стиле социалистического реализма. На них изображали фрукты, ягоды, цветы, овощи, рыбу и т.п. Однообразно оформленные, они не привлекали внимания покупателей. В 70-80-е гг. при печати этикеток стали применяться новые приемы графики и технические средства.
Крупнейшими заказчиками «картинок» были отрасли — кондитерская, консервная, алкогольных и безалкогольных напитков, табачная и парфюмерная. В эти годы создавались серии этикеток и упаковок на отдельные виды продукции. Практически все макеты приходилось исполнять в рисованном виде. За рубежом же в это время художники-оформители уже активно работали с цветными слайдами и использовали компьютерную технику. Сегодня, в начале XXI века, современные российские предприниматели прекрасно понимают назначение этикетки: именно на нее ориентируется покупатель при выборе товара. Требования к этикеточной продукции формируются с учетом национальных и культурных особенностей российского рынка. По мнению экспертов, в ближайшем будущем более интенсивно будет развиваться производство этикеток с высокой степенью защиты, что связано с заинтересованностью производителей оградиться от подделок. В частности, все шире будет использоваться голография. Более широкое распространение получат самоклеящиеся этикетки. Произойдут значительные изменения и в дизайне. Например, чаще будут использоваться этикетки сложной конфигурации. Российская этикетка обретет свои национальные черты. Вероятно, будут возрождаться традиции российских предпринимателей начала века. Между тем, по техническим и качественным характеристикам отечественные этикетки будут соответствовать международному уровню.

 

На сегодняшний день мы довольны тем, как оформлены наши вина. Хотя, надо заметить, обычно «жизнь» этикетки насчитывает в среднем 5 лет, после чего ее необходимо либо модифицировать, либо полностью обновлять.

— Наш брэнд имеет свой фирменный стиль: написание буквы «Ять» в красном квадрате, серебряный цвет этикетки, фирменное клеймо на бутылке, — рассказывает Ирина Бондаренко. — Форма этикетки является эксклюзивной; она напоминает медаль или значок с лентой (ассоциации с королевским двором и надежностью). Очень тонкие линии тиснения, сложные в изготовлении, восхитительно выглядят на конечном продукте.

Безусловно, нас устраивает внешний вид нашей этикетки.

Мы очень строго следим за качеством ее изготовления, тщательно подбираем поставщиков материалов; не гонимся за дешевизной, так как это может привести к снижению качества. На наших заводах созданы отдельные структуры по приемке этикеток.
В основном, на нашем предприятии используется сухая этикетка. Имеются в линейке и продукты, оформленные самоклейкой (суперпрозрачной).

Вообще, поиск нового ведется постоянно. Например, сейчас мы пытаемся применять в производстве абсолютно новые материалы — прозрачную пленку, которую можно приклеивать специальным прозрачным клеем на этикеровочных машинах для сухой этикетки. В оформлении этой этикетки можно реализовать необычные дизайнерские решения, используя прозрачные элементы.

— Коньяк «Арегак» производится в Араратской долине Армении и является традиционным армянским коньяком, — говорит Андрей Петрушин. — Поэтому его этикетка сохраняет все видовые черты армянских коньяков: символическое изображение горы Арарат, традиционные пейзажи Армении, надпись «Армянский коньяк». Этикетка выполнена в бежево-коричнево-бордовой гамме.

Однако при ее разработке была поставлена задача выделиться среди других армянских коньяков. Поэтому на картинке сделана вырубка в форме горы Арарат, и этикетка изготовлена в более светлой гамме по сравнению с другими коньяками.

В дальнейшем возможно изменение дизайна этикетки для создания большего соответствия имиджу традиционных армянских коньяков (с сохранением индивидуальности марки). Для вырубной, самоклеющейся этикетки мы используем бумагу reflatac.

 

Опыт и перспективы
-При оформлении продукции марки «Ять» мы, безусловно, ориентировались на западный опыт, поскольку, на мой взгляд, отечественная продукция в данном отношении несколько уступает иностранной, — говорит Ирина Бондаренко. — Однако радует то, что на наших полках уже появились продукты отечественного дизайна, достойные подражания. Если говорить о ближайшей перспективе, то, видимо, в производстве по-прежнему будет преобладать сухая бумажная этикетка (тенденция ближайших 5 лет); причем, предпочтение ей отдают исключительно с экономической точки зрения. В дальнейшем же возможен переход большинства производителей на самоклеящуюся этикетку, поскольку она дольше сохраняет свой товарный вид и более качественная.
Между тем, жизнь не стоит на месте, и вероятно в будущем появятся новые технологии; и мы будем использовать какие-нибудь абсолютно нестандартные материалы.

 

Возможности производства
— Естественно, имеющийся на заводе этикеровочный блок является определяющим при выборе метода изготовления и нанесения этикеток, — объясняет Андрей Петрушин. — Но так как на данный момент на рынке представлено достаточно широкое предложение материалов и технологий, то подобрать этикетку под существующее оборудование не сложно.

— Конечно, состыковка установленной на предприятии техники и способов нанесения этикеток — это очень важная проблема, — говорит Ирина Бондаренко. — И зачастую, многим производителям приходится отказываться от использования определенных материалов из-за отсутствия необходимого оборудования. На данный момент в нашей компании такой проблемы не существует, поскольку мы закупили оборудование для самоклейки и все наши линии снабжены этикеровочным оборудованием для нанесения бумажной этикетки. Мы тесно общаемся с итальянскими специалистами, обслуживающими наши линии розлива, и любые, возникающие проблемы решаются оперативно.

 

Источник: "Империя вкуса"