Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Системы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятий / Единая государственная автоматизированная информационная система ЕГАИС / ЕГАИС: будущее и настоящее

ЕГАИС: будущее и настоящее

ЕГАИС: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

При массе нерешенных вопросов, касающихся функционирования алкогольного рынка в России, «интригой дня» остается ЕГАИС — ее сегодняшний статус и то, в каком направлении система будет развиваться дальше.

Истоки проблемы в том, что закон, согласно которому в нашей стране с 1 июля 2006 года действует единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не дает комплексного описания и технических параметров функционирования этой системы. ЕГАИС в ее сегодняшнем виде — лишь один из потенциального множества вариантов реализации вышеупомянутого законодательного положения.

Внедренный на практике вариант системы учета алкоголя совершенным никак не назовешь. Представлял ли четко хоть кто-нибудь и представляет ли сейчас, как она должна работать в идеале? Многим в прошлом году, когда закон только принимался, объясняли суть и принципы работы ЕГАИС примерно следующим образом. Это некая единая база данных, в которую поступает информация 1) о количестве произведенного спирта и алкогольной продукции (с установленных на заводах счетчиков объемного содержания спирта и объема выпускаемой продукции), 2) о количестве и ассортименте произведенной и импортированной бутилированной продукции (со штрихкодов, наносимых на федеральные специальные и акцизные марки), 3) о количестве и ассортименте реализованной в розницу продукции (от оптовиков).

В результате сопоставления и анализа этих данных в автоматическом режиме должна была складываться достаточно прозрачная картина того, сколько и какой алкогольной продукции было произведено, импортировано и продано операторами российского рынка.

Сегодняшняя ЕГАИС отличается от первоначальных представлений о том, какой должна быть эта система учета алкоголя. Одна и та же информация поступает из нескольких источников и вводится в систему многократно. Впоследствии данные либо “всплывают” сразу в нескольких местах, либо вовсе не “высвечиваются” в базе. Система фактически построена на разрешительном механизме, причем для его реализации участникам рынка требуется произвести большое количество операций.

Мало того, что информация в ЕГАИС поступает со счетчиков и штрихкодов; сведения об отгруженной и принятой продукции должны предоставлять производители, импортеры, оптовые операторы. При этом в схему функционирования системы изначально “заложены” многочисленные противоречия.

Вот одно из них: по закону алкогольная продукция может оборачиваться в нашей стране лишь после фиксации информации о ней в ЕГАИС. Но перечень товарно-сопроводительных документов, необходимых для отгрузки товара, не включает документа, подтверждающего такую фиксацию!

То есть компания, собирающаяся произвести отгрузку товара своему клиенту, обязана зафиксировать сведения о такой отгрузке, но закон не обязывает ее предоставлять кому-либо какие-либо документы, которые бы это подтверждали. Спрашивается: откуда клиенту узнать, зафиксированы ли сведения о продукции, которую он собирается принимать, в ЕГАИС или нет, законна ли эта отгрузка? На том этапе, когда закон принимался было однозначное понимание того, что единственным и исчерпывающим подтверждением фиксации необходимой информации в ЕГАИС является нанесенный на марку штрихкод.

Весь процесс работы участников рынка осложняется еще и тем, что на сегодняшний день система, задуманная как “автоматизированная”, работает в смешанном режиме и фактически является автоматизированной лишь на 20%. Оставшиеся 80% информации вводятся в механическом (“ручном”) режиме.

Многочисленные сбои существенно затрудняют работу компаний, и в первую очередь компаний-импортеров. Результат — резкое сокращение ассортимента на полках.

Компаниям, работающим с алкогольной продукцией зарубежного производства, в сегодняшних условиях невыгодно везти большое количество позиций небольшими партиями и тем более долгооборачиваемую элитную продукцию — возни много, а толку мало.

Поэтому они везут небольшое количество наиболее ходовых позиций — в основном продукцию недорогого сегмента. От этого страдает в первую очередь покупатель, привыкший к широкому выбору алкоголя в магазинах и ХоРеКе. В московских ресторанах вам сегодня не предложат особых изысков — в лучшем случае это будет несколько не самых выдающихся вин, причем в каждом ресторане или баре — одних и тех же. Да и в магазине особо не “разгуляешься”.

Отбрасывая многочисленные нюансы работы ЕГАИС, главную проблему можно сформулировать так: система слишком сложная. То количество информации и разрешений, которым она оперирует сегодня, является избыточным. Чтобы система была работоспособной, ее надо упрощать.

Участники алкогольного рынка очень надеются на то, что в ближайшее время решению вопроса о дальнейшем развитии ЕГАИС будет уделено самое серьезное внимание.

Не исключаю, что для этого придется вносить изменения в действующий закон о госрегулировании в алкогольной отрасли. Но на самом деле, достаточно будет грамотно составленных подзаконных актов, в которых бы содержалась общая концепция ЕГАИС и четко сформулированное техническое задание.

Источник:  «Спиртные напитки и пиво»