Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Экспортный потенциал российского алкоголя

Экспортный потенциал российского алкоголя

Выход за грань: экспортный потенциал России

Отечественные производители начинают активное продвижение алкогольной продукции на экономически привлекательный мировой рынок, объем которого гораздо больше российского.

Экспортный потенциал российского алкоголя “Свой среди чужих, чужой среди своих” — так можно охарактеризовать ситуацию, которая складывается на мировом и, соответственно, российском рынках водки в последние несколько лет. Эксперты алкогольной отрасли не устают выводить красной линией в своих аналитических отчетах: "Водка становится крайне популярна во всем мире". В России же — хорошо, если аутентичный для нашей страны напиток не превратится в персону нон грата. Яркий тренд, который касается не только ситуации с русской водкой, но и отказа от пива в Германии или от вина и коньяка во Франции. Естественно, не все так однозначно. Речь сейчас идет исключительно о наметившихся тенденциях, которые по своему определению всегда спорны. Итак, картина такая: французские производители при сокращении внутреннего рынка увеличили поставки вина в Китай и Россию, а, соответст­венно, наши отечественные производители начали активное продвижение водки на мировой рынок.

Сразу оговоримся: экспорт вина в России — понятие, схожее по своей сути жанру абсурда. Как бы российские производители не радели за развитие винодельческой отрасли, мы Западу с его столетними традициями возделывания лозы — не конкуренты. Кроме того, все знакомы и с наболевшими проблемами отрасли, как то: низкие экономические предпосылки скорого процветания. Виноградарство — достаточно затратная и трудоемкая отрасль, поскольку плодоносить виноградная лоза начинает на 5—6 год после посадки, а кроме того, сложные климатические условия, например, в 2006 г. погибло около 30 % урожая. В результате экспорт вина в России в прошедшем году составил 0,4 млн дал. Это, по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), на 65,5 % меньше, чем в 2006 году. Экспорт вина в России по сравнению с импортом настолько незначителен, что аналитики даже не берутся комментировать эти цифры.

Любопытен тот факт, что иностранцы стали проявлять ощутимый интерес к российским коньяками и бренди. Бесспорно, нельзя отрицать принятую в мире обязательную принадлежность коньяка к происхождению винограда в определенном регионе Франции, но Россия в силу исторически высокого интереса к напитку добилась неплохого результата в области производства бренди, особенно учитывая все большую популярность сырьевой основы в виде француз­ских спиртов. Но, увы, отечественные производители, видимо, не верят, так сказать, своему счастью, то есть тому, что их продукт может хоть немного быть интересен иностранцам. Да и на внутреннем российском рынке после изгнания молдавских и грузинских коньяков, доля которых составляла почти половину из числа всех импортных коньяков в РФ, ситуация настолько экономически интересна отечественным производителям, что они начали активно штурмовать исключительно российский “алкогольный Олимп”. Ни “КиН”, ни “Альянс-1982”, ни “Исток”, ни ТД "МВЗ" — производители исключительных российских коньяков — на экспорт не претендуют.

Зато удвоилась поставка за границу российских настоек — с 2,5 млн до 5 млн л (в общей доли экспорта на настойки приходится 16 %). Около 6 тыс. л российских ликеров также отправилось в этом году в страны СНГ.

Вернемся к ситуации на водочном рынке. Итак, отечественные производители водки стали проводить “аккуратную” политику экспансии на мировой рынок. Связано это в первую очередь с повысившимся интересом Запада к такому русскому национальному напитку, как водка, — интересом именно к традиционному его вкусу и рецептурам. Ведь в конце концов никто же не претендует на создание настоящего шотландского виски лучше самих шотландцев — этот напиток и интересен, прежде всего, своими традициями приготовления, которыми, безусловно, лучше всего владеют его исконные создатели. То же произошло и с водкой — само собой разумеется, что чисто исторически у русских больше понимания, какой должна быть настоящая, “правильная” водка. А стимулом к выходу российских игроков на экспорт явилась заинтересованность государства в поддерж­ке бизнеса. Сегодня разрабатывается программа поддержки экспорта алкоголя “Экологически чистые продукты и напитки из России”.

Выход в свет российских водочников сопровождался для них рядом открытий: оказывается, единственное, что имеет настоящий смысл продавать на Западе — перспективы, оценивающиеся капитализацией компании. Под перспективами в данном случае подразумевается: организация процесса производства, соблюдение всех требований по качеству, создание “работающей” легенды о напитке и пр. Таким образом, крупные производители, торгующие в США, Европе, России и Китае, должны рассчитывать в первую очередь на современные экономические модели. Такой подход полностью исключает увеличение прибыли за счет “серых” схем, ибо то, на что готовы закрывать глаза в странах СНГ, вызывает отторжение в Америке или Германии.

C 2003 г. по 2006 г. объем экспорта водки из России увеличился более чем на 33,5 %. Следует отметить, что в 2006 году наблюдалось снижение экспортных поставок в страны СНГ в связи со сложившейся непростой политической обстановкой, при этом возросли поставки в Латвию и Украину. В целом, по данным СУАР, отечественный рынок экспорта крепкого алкоголя на 83 % состоит из водки, причем за первое полугодие 2007 года его объем возрос с 18 млн литров (2006 г) до 26 млн. Всего в первом полугодии 2007 года из России за рубеж ушло 3,1 млн дал водки и ЛВИ.

Экспорт водки в январе—сентябре 2007 г. составил 4,78 % (в сентябре—январе 2006 года экспорт составил 5,3 %) от произведенной продукции. Доля экспортной продукции падает прежде всего из-за высоких темпов восстановления легального отечественного рынка водки.

До настоящего времени экспорт водки является для большинства российских компаний в значительной мере имиджевой программой. Очевидно, что основной физический объем водки (в январе—сентябре 2007 г. — 66,35 %, в январе—октябре 2007 г. — 63,7 % — есть тенденция снижения поставок) направляется в “транзитную” страну — Латвию. Далеко не факт, что поступающая в Латвию водка попадает на стол самих латышей, вероятнее всего, спиртное продолжает "путешествие" в другие государства.

Как изменилась в целом за два года финансовая составляющая экспорта водки и ЛВИ по каждой стране? По данным СУАР, в январе—сентябре 2007 г. относительно 1 полугодия 2005 г. сократились показатели долей рынка экспорта по поставкам в Азербайджан (-4 %); Армению (-7,2 %); Польшу (-0,07 %), Францию (-1,14 %); Испанию (-0,7 %) и т. д.; в то же время выросли поставки в: Украину (+4,27 %), Литву (+0,44 %), ФРГ (+1,5 %), США (+1,53 %); Казахстан (+8,5 %) и т. д. В январе—октябре 2007 г. доли стран по финансовому показателю экспорта водки и ЛВИ следующие: Латвия — 21%; Казахстан — 15 %; Азербайджан — 7 %; Армения — 6 %; Украина — 6 %; Эстония — 1,4 %; Польша — 0,07 %; Болгария — 1,16 %; Монголия — 0,7 %; Китай — 0,8 %; США — 13,9 %; Австрия — 0,17 %; Англия — 2,5 %; ФРГ — 7 %; Израиль — 0,84 %; Франция — 1 %; Чили — 0,8 %; Испания — 0,03 %; Япония — 0,05 %; Греция — 0,32 %; Турция — 0,13 %; ОАЭ — 0,7 %; Италия — 0,31 % и т. д.

Из наиболее емких рынков потребления российской водки при прямых экспортных поставках по показателям физического объема Казахстан занимает 6,3 % объема экспорта; США — 1,41 %; Азербайджан — 2,93 %; ФРГ (благодаря “Парламенту”) — 2,43 %; Армения — 5,6 %; Украина — 5,03 % (экспорт вырос за счет “Русского стандарта”, “Русского размера” и “Зеленой марки”); Грузия — 2,76 %. При этом доли стран в физическом объеме в январе—сентябре 2007 относительно 1 полугодия 2005 выросли: Казахстан (+3,5 %); Украина (+4,19 %) и т. д.; сократились: Латвия (-5,45 %); США (-1,66 %); Азербайджан (-1,9 %); Болгария (-0,33 %); Кипр (-0,38 %) и т. д.

По данным СУАР, ведущие экспортеры по финансовым показателям: “Русский стандарт” — около 25 % рынка; “СПИ-РВВК” — около 10 % рынка; “Веда” — около 8 % рынка; “Топаз” — около 8 %; Самарский “Родник” — около 8 % рынка; “Первый купажный завод” — около 5 %; “Урожай” — около 5 %; Московский “Кристалл” — около 4 %; “Союз-Виктан” — около 3 %; “Ладога” — около 2,5 % и т. д. По объемным показателям лидируют: “СПИ-РВВК” — около 35 %; “Веда” — около 10 %; “Топаз” — более 8 %; “Первый купажный завод” — около 5 %; Московский “Кристалл” — 2,6 % и т. д.

Необходимо отметить, что постепенно экспорт становится не столь монополизированным и его основной игрок — ОАО “СПИ-РВВК” — теряет свою долю как в стоимостном, так и в натуральном выражениях. Это свидетельствует, прежде всего, об ужесточении конкуренции и появлении новых участников.

В целом, экспорт не одной, а нескольких марок водки характерен для большинства участников рынка. Так, компания ОАО “Кристалл” в разное время производила на экспорт 45 марок водки, ОАО “Московский завод “Кристалл” — 35, ООО “Черноголовский Завод Алкогольной Продукции “Ост-Алко” — 22, ЗАО Промышленная Группа “Ладога” — 23, ЗАО “Веда” — 15, ОАО “СПИ-РВВК” — 18, ЗАО “Ливиз” — 19 видов и т. д.

В стоимостном выражении в экспортных поставках лидирует марка “Столичная”: за три с половиной года этой продукции было реализовано на сумму в $23,5 млн. Далее следуют “Глазурь” — $17,7 млн; “Русский стандарт” — $16,3 млн; “Старорусская” — $15,3 млн и “Русская” — $13,8 млн; остальные же марки принесли менее $10 млн каждая.

Хотя отечественных производителей привлекают международные рынки — своей емкостью, размерами дохода с единицы продукции и готовностью потребителей воспринимать новые бренды, Россия продолжает оставаться страной неиспользованных возможностей для экспорта алкогольной продукции. Причины этого:

— практически полное отсутствие российских брендов, способных конкурировать с западными аналогами;

— огромный собственный рынок потребления крепкого алкоголя и надежда отечественных производителей в будущем захватить с помощью государства долю рынка нелегальной водки и суррогатов крепкого алкоголя;

— недостаток денежных средств у абсолютного большинства российских компаний для серьезного выхода на западные рынки и рынки ближнего зарубежья;

— достаточно развитый рынок собственной водки в США, Европе, а также странах бывшего Союза и бывших социалистических государст­вах.

Отечественным игрокам стоит чест­но проработать десятки лет, чтобы создать “историю марок”, которая, как и говорилось выше, является главным активом зарубежных производителей.

 

Источник: my-sn.ru