Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Эволюция российского винного рынка

Эволюция российского винного рынка

 Эволюция российского винного рынка. Взгляд со стороны.

 

После заката социализма,  Россия открыла двери многим товарам класса люкс, включая вино, — последние пятнадцать лет были свидетелями становления остроконкурентного винного рынка с ключевыми игроками, тысячами наименований вина и постоянно меняющейся структурой потребления.

Вот почему российский винный рынок остается загадкой для многих обозревателей — и этому не способствует отсутствие информации и устоявшийся стереотип о том, что русские не пьют ничего, кроме водки. В абсолютных показателях, водка и крепкие спиртные напитки по-прежнему составляют две трети алкогольных напитков, потребляемых в России, а еще четверть приходится на пиво. Что оставляет только 10 процентов на вино. Стереотипы в сторону, статистически Россия не самая пьющая страна. В 2003 году потребление чистого алкоголя доходило до 9.3 литров на душу населения, таким образом Россия находилась на 19-м месте в мировом списке после Франции, Ирландии и Чешской республики.

Более того, относительно стабильная экономика последних лет ведет к новым реалиям. Более высокие доходы отражаются на общих трендах и означают повышение интереса к вину. Рынок пива, тем временем, достиг почти полного насыщения. Его рост сократился с 10 до 5 процентов за последний год и продожает падать дальше.

Всего тридцать лет назад россияне выпивали 17 литров на человека в год. Горбачевская антиалкогольная кампания 1985 года и дальнейшая экономическая неразбериха, приведшая к резкому падению доходов населения, почти уничтожили рынок вина. К середине девяностых потребление резко снизилось до 2.5 литров. Водка и крепкие спиртные напитки считались более выгодными по цене. Рынок начал медленно восстанавливаться после экономического кризиса 1998 года. Текущее потребление оценивается на уровне 5.1 литров на человека — эти цифры значительно выше в процветающих городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань или Новосибирск.

Сейчас винный сегмент российского алкогольного рынка является самым быстрорастущим и оценивается в 730 млн. литров, стабильно увеличиваясь на 8% по объему и 15% по стоимости за последние годы. Российская ассоциация виноградарей и виноделов оценивает общий рынок вина в 2 млрд. долларов.

Несмотря на то, что за Россией закрепился имидж страны, не выпускающей своего вина, здесь есть виноградники в юго-западной части между Черным и Каспийским морями. В прошлом году, по официальным данным, они произвели 190 млн. литров вина. Поскольку большая часть вин, бутилированных в России, смешивается с импортными виноматериалами, сложно определить, какая продукция подлинно российская. Молдавия, Франция и Испания служили традиционными поставщиками, однако текущий запрет на молдавские вина смещает фокус на Испанию, новых европейских поставщиков и Центральную Азию. Страны Нового Света, а именно Чили и Аргентина, теряют этот сегмент рынка, но усиливают продажи бутилированного вина. Общий импорт виноматериалов в прошлом году увеличился почти на 5% до 128 млн. литров. Общий объем вина, разливаемого по бутылкам в России, составляет 320 млн. литров. Оно в оснoвном продается в нижнем ценовом сегменте, до 150 рублей.

Самый большой успех на российском рынке, однако, принадлежит импортным бутилированным винам. За исключением короткого периода после экономического кризиса в России в 1998 году, этот сегмент за последние 15 лет имеет наиболее динамичный рост как по объемам, так и по стоимости. С увеличением на 25% за последний год, общий объем импортированного вина в упаковке достиг 400 млн. литров в 2005 году.

Молдавия, Болгария, Грузия и Франция возглавляли таблицы импорта на протяжении нескольких лет. Картина, однако, кардинально изменится после 2006 года, поскольку молдавские и грузинские вина были запрещены к ввозу в Россию ранее весной, якобы по причинам угрозы для здоровья.

 

Новый раунд для импорта

Тихие некрепленые вина доминируют на рынке импортной бутилированной продукции, занимая 93 процента от общего объема. До 2006 года Молдавия была абсолютным рыночным лидером и поставляла до 70% всего бутилированного вина. Дешевое производство, исторические связи и благоприятные экономические условия давно сделали Молдавию главным источником вина для низкого сегмента рынка. После запрета молдавских вин другие страны ухватились за возможность заполнить вакуум, но на их пути стоят ограничения. Новым производителям придется конкурировать в высокочувствительном сегменте от 50 до 100 рублей (€ 1.50 до 3) на полке магазина, что не оставляет много места для качественной продукции. Хорошие перспективы, таким образом, возникли для линий по розливу внутри страны, а также для недорогих вин Восточной Европы, столовых вин из Франции, Испании и Италии и базовой продукции из Чили и Аргентины.

Импортные бутилированные вина твердо закрепились в средней (150 до 300 рублей или € 4.50-9.00) и высокой (>300 рублей или > € 9) ценовых категориях. Если в первой находятся недорогие вина от европейских и новосветских производителей, вторая ничем не уступает любому другому серьезному рынку. Она изобилует названиями от лучших мировых производителей, начиная с первых замков Бордо и заканчивая новосветскими культами.

Игристые вина занимают значительную долю российского рынка, но их большая часть произведена танковым методом и бутилирована в России, а в бленды часто добавляют импортные виноматериалы. Средние цены в магазинах составляют 100-150 рублей (€ 3-4.50). Это делает российские игристые вина доступным и весьма популярным напитком. Импортная продукция, с другой стороны, играет незначительную роль в общей категории, занимая менее 10% в последние годы. В 2005 году Италия была вторым крупнейшим экспортером после Молдавии, главным образом благодаря винам Асти, которые имеют хорошую дистрибуцию и рекламную поддержку. Украина с винами Крыма стояла на третьем месте, а Франция занимала четвертое место и была представлена ведущими марками шампанского.

Российские потребители пьют красное вино в 7 случаях из 10; белое вино занимает примерно четверть рынка, остальное приходится на розе. Особенность россиян в том, что они по-прежнему предпочитают полусухой или полусладкий вкус, даже в красных винах. Сухие вина играют важную роль только в категориях премиум и ультра-премиум, отражая более продвинутую культуру вина обеспеченной потребительской группы. Недавнее изучение динамики винных продаж, проведенное агенством «Бизнес-Аналитика», показало, что более 50% всех продаж приходится на низший сегмент рынка — менее 100 рублей или € 3. Ниша продукции премиум и ультра-премиум остается небольшой — всего 7% общего рынка. Хотя население страны составляет 143 миллиона жителей, доходы на душу населения низкие — согласно Всемирному Банку, средний россиянин зарабатывает всего 2,610 долларов (€ 2,088). Ситуация в Москве, Санкт-Петербурге и ключевых городах отличается от средней. Потребители с более высокими доходами тратят больше денег на элитные вина. Москва и Санкт-Петербург имеют самую высокую концентрацию дорогих вина на рынке, что отражает привычки нового класса обеспеченных потребителей — и пока мировые цены на нефть остаются высокими, российский рынок элитного вина будет продолжать расти.

Лабиринт ценообразования от производителя в Западной Европе до магазинной полки в Москве запутан сложными таможенными пошлинами, транспортными и сертификационными расходами, а также разными уровнями наценки в цепочке сбыта. Экспортная цена на вино и транспортные расходы должны быть задекларированы на таможне, где оплачиваются импортные пошлины в размере 20%, акцизы и 18% НДС. Далее, каждое наименование вина должно пройти сертификацию на соответствие российским нормам. Импортер также должен иметь лицензию на импорт алкоголя. Разовая лицензия стоит до 100,000 рублей (€ 3,000), генеральная — 1.5 млн. рублей (€ 44,500).

Маржа импортеров обычно диктуется типом продаваемого вина. Продукция низкой ценовой категории оборачивается быстрее, таким образом наценка остается низкой на уровне 10-30%. Оптовики добавляют еще 10% к цене импортера. Ценообразование для вин премиум строится по-другому. Наценка импортера составляет 25-35%, иногда до 50%. Магазины добавляют еще 50%, а ресторан может умножить оптовую цену на 2 или 3 для дорогих бутылок и в 6 раз для вин базового уровня.

 

Комментарий — Элеоноры Скоулз:

«Россия — это интересный рынок, но к нему надо подходить осторожно. Слишком многие — от виноделов до журналистов — строят прогнозы, опираясь исключительно на статистику населения и разрозненные свидетельства о расточительных покупках богатых олигархов. В реальности все гораздо сложнее. Только Москва и несколько крупных населенных центров могут подтвердить продажи вина в адекватных объемах. Более того, чтобы привезти вино в страну, необходимо пройти пугающую таможенную систему, которая, похоже, была создана, чтобы отвадить даже самого решительного экспортера. Рынок можно назвать нестабильным, поскольку он находится в прямой зависимости от произвольной политики правительства — примером тому служит недавний кризис, вызванный введением единой автоматизированной информационной системы. В долгосрочной перспективе в России будут успешны лишь те, кто имеет большие запасы терпения, решимости и финансовых ресурсов. О позитиве — растущий средний класс проявляет повышенный интерес к вину, что ведет к росту продаж и потребления. В настоящее время винный сегмент является самым динамичным на рынке алкогольной продукции. Инициатива правительства обеспечить первую легальную базу для качественных российских апелласьонов — тоже признак серьезного развития сектора».
Элеонора Скоулз регулярно пишет для «Магнума», «Гастронома» и «Винной карты», где она также входит в совет редакторов.

 

Комментарий — Дмитрий Пинский, ДП-Трейд:

«До 1991 года экспортно-импортные операции являлись прерогативой государственных компаний. В 1994 году, когда мы начали работать в винном бизнесе, рынок был поделен между несколькими компаниями, импортировавшими преимущественно крупные бренды. В секторе элитного вина мы конкурировали всего с тремя компаниями. Поскольку налоги на импорт были чрезвычайно высокими, все были почти нелегальными. Акцизы, к примеру, составляли 46.5% от задекларированного счета.

В августе 1994 года власти изменили систему налогообложения импорта и ввели более конкретные ставки. Вместо адвалорной системы импортные налоги рассчитывались исходя из процентного содержания чистого алкоголя, что делало их минимальными для тихих вин. Акцизы стали более предметными, но ставки были низкими, как и налоги. В 1996 году, адвалорная система была возвращена, а налог на импорт возрос до 20%. Акцизы остались небольшими.

Следующий критический момент наступил при финансовом кризисе 1998 года. Рубль обесценился в 4 раза против доллара, что негативно отразилось на развитии винного рынка. Спрос сильно сократился. Рынок оставался малоподвижным до 2001 года. С тех пор он стабильно развивался до недавнего введения новых акцизных марок и единой информационной системы ЕГАИС, последствия которых хорошо известны. Мой общий прогноз по российскому рынку элитных вин неразрывно связан с мировыми ценами на нефть и российскими ценами на недвижимость. Они, в свою очередь, напрямую зависят от глобальной экономики и российских выборов в 2008 году. В этом случае, любые прогнозы непредсказуемы».

Источник: Сайт Элеоноры Скоулз