Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Экспорт украинских вин в Россию в 2006 году

Экспорт украинских вин в Россию в 2006 году

Экспорт украинских вин в Россию

  Российский рынок виноградных вин, до сих пор рассматривавшийся как очень перспективный, в текущем году сотрясали реформы. Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», вступивший в силу с января этого года, отменил действие старых акцизных марок для российского и импортного алкоголя. Первыми пострадали российские производители: из-за отсутствия марок нового образца заводы простаивали полтора месяца. Импортная продукция со старыми марками могла ввозиться на территорию Российской Федерации до 1 апреля 2006 года, а реализовывать ее разрешалось до 1 июля.

  С 27 марта 2006 года по санитарно-эпидемиологическим соображениям Роспотребнадзором были запрещены не только ввоз, но и любые операции с молдавскими и грузинскими винами. До последнего времени эта продукция составляла большую часть легального российского импорта вин. В короткое время украинские производители могли бы добиться успехов, получив льготные условия на вхождение в розничные сети, полки которых изрядно опустели, и, увеличив объемы продаж украинских вин в России. Однако по упомянутым причинам украинские виноделы с 1 апреля 2006 года прекратили экспортировать виноградные вина на российский рынок. Только в конце мая первые марки нового образца стали поступать на винодельческие предприятия, что должно было вселить оптимизм в участников рынка. Однако, по словам операторов рынка, российские акцизные марки поставлялись с большими перебоями.

  Еще одной проблемой стало то, что новый закон предусматривает нанесение на федеральную марку штрих-кода, содержащего, в частности, информацию о фирме-производителе, стране происхождения и виде напитка. Фиксироваться же эта информация должна в единой государственной автоматизированной системе учета – ЕГАИС. Препятствовать поступлению в розницу партий винодельческой продукции, прибывших в Россию, стали неоснащенность большинства компаний ЕГАИС, а также сбои в работе последней. До сих пор данные в систему можно вводить только вручную.

  То, что украинские экспортеры в этом году испытывали трудности при пересечении российской границы, убедительно доказывают следующие цифры. До марта 2006 года украинский экспорт демонстрировал положительную динамику, но уже в апреле рост сменился резким падением объемов поставок, которое продлилось вплоть до июня (рис. 1). В итоге в первом полугодии 2006 года в Россию было поставлено около 402,6 тысячи декалитров виноградных вин украинского производства на сумму $6533,3 тысячи (рис. 2). В натуральном выражении падение объемов экспорта относительно января–июня 2005 года составило около 31%, а в стоимостном выражении в первом полугодии 2006 года из Украины в Россию было экспортировано вин на 26% меньше, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.

Экспорт украинских вин в Россию в динамике

  При этом падение объемов экспорта продукции украинских виноделов могло быть еще более существенным. Однако, приостановив поставки готовой продукции, украинцы продолжали ввозить на территорию России виноматериалы, спрос на которые вырос в связи с запретом на импорт молдавских виноматериалов. В первом полугодии 2005 года украинские виноматериалы в Россию не ввозились.

Экспорт украинских вин в Россию в натуральном выражении

  Что касается структуры экспорта, то по сравнению с январем–июнем прошлого года, в текущем году, помимо появления потребности в виноматериалах, российские импортеры продемонстрировали увеличение доли крепленых вин в общем объеме закупок (рис. 3, 4).

  Рассмотрим поставки различных типов украинских виноградных вин в Россию. Типы вин представлены в порядке убывания их значимости для экспорта.

Экспорт украинских вин в Россию в первом полугодии 2005 года

Экспорт украинских вин в первом полугодии 2006 года

  КРЕПЛЕНЫЕ ВИНА
  Крепленые и десертные вина пользуются популярностью в России еще с советских времен. В январе–июне текущего года на российский рынок было поставлено около 169,2 тысячи дал украинских виноградных вин крепленой группы на сумму $3522,51 тысячи. В натуральном выражении вина этой категории заняли около 42% общего объема экспорта. В денежном выражении, за счет более высокой стоимости относительно других категорий напитков, доля крепленых и десертных вин составила около 53%.
  По сравнению с первым полугодием 2005 года, экспорт крепленых и десертных вин в Россию в текущем году сократился на 13,2% в стоимостном выражении. В структуре поставок преобладали десертные вина. Объем экспорта десертных вин составил около $1485,77 тысячи, снизившись по сравнению с январем–июнем прошлого года на 22%. Объем экспорта таких вин, как херес и мадера, в стоимостном выражении сократился на 7% – до $717,68 тысячи. Объем поставок портвейна, напротив, вырос в денежном выражении на 10,7% и составил $1319,06 тысячи.
  Наиболее крупными экспортерами виноградных вин данной категории в 2006 году были винодельческие предприятия Крыма – НПАО «Массандра» (АР Крым, г. Ялта, ТМ «Массандра») и  ООО «Завод марочных вин и коньяков «Коктебель» (АР Крым, г. Феодосия, ТМ «Коктебель»).


  СТОЛОВЫЕ ВИНА
  Вина столовой группы есть в ассортименте продукции, выпускаемой большинством украинских экспортеров. Однако по сравнению с прошлым годом доля столовых вин в общем объеме экспорта существенно сократилась, составив около 36 и 28% в натуральном и стоимостном выражении соответственно. Столовых вин в январе–июне текущего года на территорию России было поставлено около 146,2 тысячи дал на сумму $1819,7 тысячи, что в стоимостном выражении на 46,7% меньше, чем за аналогичный период 2005 года. При этом россияне в большей степени отдавали предпочтение белым винам производства Украины. Однако за год доля белых вин в структуре поставок столовых вин снизилась с 63 до 60,5% в стоимостном выражении. Объем экспорта белых вин украинского производства в первом полугодии 2006 года составил около $1100,8 тысячи, тогда как экспорт красных вин не превысил $718,9 тысячи.


  ИГРИСТЫЕ ВИНА И ШАМПАНСКОЕ
  Из 19 производителей шампанского, расположенных на территории Украины, в этом году в Россию свою продукцию поставляли 5 предприятий. Объем экспорта игристых вин составил около 31,55 тысячи дал. Такой продукции виноделия за шесть месяцев было отгружено на сумму более $919,48 тысячи, что на 30,8% меньше, чем в январе–июне прошлого года. Доля игристых вин в общем объеме экспорта в денежном выражении сократилась с 15 до 14%.
  Абсолютным лидером по объему отгрузок шампанского на российский рынок в первом полугодии текущего года стало ЗАО «Завод шампанских вин Artyomovsk Winery» (Донецкая область, г. Артемовск), реализовавшее продукции под марками «Крым» и «Артемовское» на сумму $479,12 тысячи.


  ВИНОМАТЕРИАЛЫ
  Ранее украинские виноградные виноматериалы ввиду более высокой стоимости не могли составить конкуренцию молдавским на российском рынке. Однако в этом году ситуация изменилась. Несмотря на грозящий украинским виноделам дефицит виноматериалов, который обусловлен неурожаем винограда в связи с заморозками, имевшими место в январе-феврале 2006 года, операторы все же наладили поставки этой продукции в Россию. В этом году в натуральном выражении на виноматериалы пришлось около 13% общего объема украинского экспорта в Россию. В стоимостном выражении эта продукция занимала значительно меньший сегмент – около 4%. Общий объем экспорта украинских виноматериалов в Россию составил около 50,64 тысячи дал, что соответствовало около $230,26 тысячи.

  Сухие виноматериалы собственного производства в Россию поставляли СП «Айсберг» (Закарпатская область, ТМ «Чизай») и ЧП «Дионис» (г. Одесса). «Айсберг» экспортировал около 33 тысяч дал виноматериала «Изабелла» на сумму $173,8 тысячи. «Дионис», помимо «Изабеллы», поставил на российский рынок сортовые белые и красные виноматериалы «Шардоне», «Мускат», «Саперави», «Мерло» и «Каберне» на сумму $56,46 тысячи.

  ПОЛУДЕСЕРТНЫЕ ВИНА
  Полудесертные вина – специальные вина с объемной долей спирта 14–16% и массовой концентрацией сахара 50–120 г/л – в первом полугодии 2006 года, так же как и в январе–июне 2005-го, в стоимостном выражении заняли не более 1% в общем объеме экспорта украинских вин в Россию.
  Всего за отчетный период в Россию было поставлено около 4,9 тысячи дал такой продукции. По сравнению с первым полугодием 2005 года, за этот же период 2006-го экспорт таких вин в стоимостном выражении сократился на 37,4% и составил около $41,42 тысячи.

  ПРОИЗВОДИТЕЛИ
  В первом полугодии 2006 года свою продукцию в РФ экспортировали 17 украинских винодельческих предприятий. Их рейтинг, согласно объемам поставок в стоимостном выражении, представлен в таблице 1.

Экспорт вин по производителям

 

  По объемам экспорта виноградных вин на Украине по-прежнему лидирует НПАО «Массандра». В России популярностью в основном пользуются крепленые вина, выпускаемые этим производителем. В январе–июне текущего года основой экспорта предприятия стали портвейны – в стоимостном выражении на них пришлось около 42% общего объема экспорта. Еще 21% заняли такие вина, как мадера и херес. После того как в конце марта отгрузки в Россию были остановлены, первую партию массандровских вин объединение смогло экспортировать только 30 мая. По сравнению с первым полугодием прошлого года, падение объемов экспорта составило 25% в стоимостном выражении. Импортером легендарной «Массандры» является ООО «Агора» (Московская область).

  По итогам первого полугодия второе место в рейтинге экспортеров украинских вин заняло совместное украинско-российско-американское предприятие «Айсберг», поставлявшее бутилированную продукцию только в первом квартале текущего года. СП «Айсберг» пыталось восполнить снижение объемов сбыта, экспортируя виноматериалы. Однако, несмотря на это, по сравнению с январем–июнем 2005 года, за 5–6 месяцев текущего года объемы поставок продукции этого предприятия в Россию сократились в общей сложности на 29,5% в денежном выражении. На российский рынок вина, выпускаемые СП «Айсберг», импортировало московское ООО «Лудинг-трейд».

  Одним из немногих предприятий, сумевших в этом году нарастить объемы поставок своей продукции в Россию, является завод марочных вин и коньяков «Коктебель». Объем экспорта продукции этого завода в январе–июне 2005 года составил около $109,5 тысячи, а в этом году он вырос до $545 тысячи. Как и в случае с «Массандрой», основной объем экспорта составили более крепкие вина. Контрольный пакет акций завода принадлежит украинской ГК «Союз-Виктан». Около 78% стоимостного объема экспорта было направлено в Москву на адрес фирмы «Союз-Виктан», а остальной объем пришелся на еще одного столичного импортера – ООО «МВФ «Мегатис».

  По итогам внешнеторговой деятельности в первом полугодии 2006 года четвертое место занял еще один производитель с давно известным для россиян именем – ООО «Инкерманский завод марочных вин» (АР Крым, Севастополь, ТМ Inkerman). При этом объем поставок продукции этого предприятия, по отношению к аналогичному периоду 2005 года, в стоимостном выражении сократился на 59%. В отличие от первой тройки предприятий, этот производитель в основном отправлял на экспорт сортовые марочные красные и белые вина. Практически весь объем продукции Инкерманского завода импортировала компания «Агора».

  Замыкает пятерку лидеров по объемам экспорта виноградных вин в Россию ЗАО «Завод шампанских вин Artyomovsk Winery», работавшее на уровне прошлого года. Предприятие является одним из двух украинских заводов шампанских вин, производящих шампанское по классической технологии. Российскому потребителю в этом году предлагались такие марки коллекционного и выдержанного шампанского, как «Артемовское» и «Крым». Контрагентами предприятия являются столичные импортеры МВФ «Мегатис» и ООО «Легенда Крыма», а около 60% экспорта пришлось на ООО «Регата-А» (г. Ростов-на-Дону).

  На долю пяти упомянутых импортеров в первом полугодии текущего года пришлось более 75% общего объема экспорта украинской винодельческой продукции в Россию. Крупнейшим российским импортером украинских вин остается компания «Агора», которая ввезла продукции на $3368,33 тысячи. Кроме того, в пятерку лидеров по объемам импорта вошли такие уже упомянутые компании, как «Союз-Виктан» – $427,07 тысячи, МВФ «Мегатис» – $403,48 тысячи, «Легенда Крыма» – $343,91 тысячи, а также ООО «Авионт» (Москва), импортировавшее продукцию украинского ООО «Квадро» на сумму $327,53 тысячи. На остальные девять российских компаний пришлось не более 23,5% общего объема украинского экспорта.

  Подводя итоги, можно отметить, что, хотя по объективным причинам экспорт украинских виноградных вин в Россию в первом полугодии 2006 года продемонстрировал отрицательную динамику, во втором полугодии можно ожидать значительного роста объемов поставок. Российские импортеры будут увеличивать заказы украинских вин, чтобы компенсировать потери за предыдущее полугодие. В то же время, принимая во внимание частичную работу ЕГАИС, только в сентябре-октябре текущего года экспорт украинских вин может окончательно стабилизироваться.   На данном этапе эксперты винодельческого рынка констатируют, что в наибольшей степени выиграли от запрета импорта молдавской и грузинской продукции российские производители.  Однако Украина также может претендовать на освободившееся место наравне с Болгарией, Францией и странами Нового Света – Чили и Аргентиной.

  Уровень потребления вин в России на душу населения за последние 5–6 лет вырос с 2,5 до 7 литров в год; в то же время он остается невысоким, по сравнению с экономически развитыми странами. При условии благоприятного экономического климата, а также популяризации такого напитка, как вино, винный рынок России имеет большие перспективы роста.

Источник:  Российский продовольственный рынок