Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
ЦПВ / Целевая ведомственная программа Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы (2)

Целевая ведомственная программа Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы (2)

Целевая ведомственная программа "Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы"

        

Программа         

Приложения к программе    

Приказ от 08 апреля 2008 г. №195 "Об утверждении целевой программы ведомства "Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы"

Приказ от 22 апреля 2008 г. №219 "О реализации ЦПВ "Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы"      

 

 

 

 

                                                                                                             

 

                                                     УТВЕРЖДЕНА

приказом Минсельхоза России

от_08.04.2008 г._№_195___

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ВЕДОМСТВА

Номер целевой программы ведомства:_____________

 

 

 

 

 

«Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации

на 2008-2010 годы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2008

 

 

 

Оглавление

 

Паспорт

3

1.

Введение

6

2.

Характеристика проблемы, обоснование необходимости ее решения

6

3.

Основные цели и задачи Программы

10

4.

Ожидаемые результаты Программы и целевые индикаторы и показатели

11

5.

Перечень и описание программных мероприятий

12

6.

Обоснование потребностей в необходимых ресурсах

15

7.

Срок реализации Программы

19

8.

Управление программой и контроль за ее реализацией

20

9.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств

20

10.

Методика оценки эффективности Программы

21

11.

Оценка социально-экономических последствий реализации Программы

21

12.

Приложение  № 1

Система программных мероприятий в бюджете действующих обязательств

24

13.

Приложение № 2

Основные показатели реализации Программы

25

14.

Приложение № 3

Объемы производственной закладки виноградников в Российской Федерации в 2007-2009 годы по данным региональных программ

26

15.

Приложение № 4

Перечень конкурсных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по стабилизации и устойчивому развитию виноградарско-винодельческой отрасли

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ

целевой программы ведомства

«Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации

на 2008-2010 годы»

Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Наименование Программы

Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы

Должностное лицо, утвердившее ведомственную целевую программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта

Номер и дата учета в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации

Цели и задачи программы

Цель программы – стимулирование закладки виноградников с целью обеспечения населения свежей продукцией и винодельческой промышленности сырьем.
Задача – увеличение площадей под промышленными виноградниками и восстановление питомниководческой базы.

Целевые индикаторы и показатели программы

Целевым индикатором является «Увеличение сырьевой базы для производства высококачественной винодельческой продукции»,

показателями:

       площадь закладки виноградников;

       количество посаженных кустов молодых виноградников;

       рост площадей под промышленными виноградниками (к уровню 2006 г.);

       площадь раскорчевки;

       наличие площадей на конец года.

Характеристика перечня программных мероприятий

1. Субсидирование мероприятий по расширению площадей виноградных насаждений за счет посадки новых, реконструкции и замены существующих виноградников.

2. Проведение НИОКР, в том числе разработка новых сортов, клонов и подвоев саженцев, эффективных технологий возделывания винограда, формирования базы виноградопригодных земель, инновационных технологий переработки винограда.

3. Субсидирование мероприятий по развитию питомниководческой базы для производства сертифицированного посадочного материала: на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство и реконструкцию прививочных комплексов, в том числе на закупку оборудования для них.

Сроки реализации программы

2008-2010 годы

Объемы и источники финансирования

     Объем финансирования из средств федерального бюджета на реализацию программы на период 2008-2010 гг. составляет  в ценах соответствующих лет 1   948,90 млн. руб., в том числе:

       за счет бюджета действующих обязательств – 1948,90 млн. рублей, в том числе по годам:

     2008 –  609,35 млн. руб.

     2009 –  621,56 млн. руб.

     2010 –  717,99 млн. руб.;

из них:

НИОКР – 135,04 млн. руб.

прочие расходы – 1813,86 млн. руб.

       за счет бюджета принимаемых обязательств –  0,00  млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Рост площадей под виноградниками к уровню 2006 г. составит  21,2  тыс. га.

Производство винограда в 2010 г. по сравнению с 2006 г. увеличится с 243,5 до
 340 тыс. тонн, в том числе:

     для нужд виноделия – с 200 до -
280 тыс. тонн;

     для потребления в свежем виде и выработки натурального сока – с 40 до
60 тыс. тонн;

Объемы производства в 2010 г. по сравнению с 2006 г. возрастут:

      вина виноградного – с 47,0 до 78,7 млн. дал,

в т.ч. из собственного сырья - с 14,7 до 18,0 млн.дал

      шампанских и игристых вин – с 15,4 до   19,5 млн. дал,

в т. ч. из собственного сырья - с 2,5 до 3,5 млн.дал

       коньяка – с  6,4 до 8,5 млн. дал.

в т.ч. из собственного сырья - с 3,0 до 4,0 млн.дал.

     Будет создано дополнительно около
12 тыс. рабочих мест;

Поступление акцизов от производства и оборота винодельческой продукции возрастет почти в 3,3 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Введение

 

Виноградарско-винодельческая отрасль занимает особое место среди других отраслей экономики России. Производимая отраслью продукция обладает большим потребительским спросом, обеспечивает значительные поступления в федеральный и местный бюджеты страны.

Ни одна сельскохозяйственная культура не обеспечивает на единицу земельной площади столько рабочих мест и валовой продукции, как виноград. Виноградник площадью 100 га создает не менее 40 рабочих мест и обеспечивает поступление в бюджет и внебюджетные фонды более
2,5 млн. рублей в год.

Вместе с тем, виноградарство является и самой капиталоемкой отраслью сельскохозяйственного производства. Финансовые средства, вложенные в закладку виноградников, на 4 года отвлекаются из оборота, более того, в течение этого времени требуются еще значительные финансовые ресурсы -  на уход за молодыми насаждениями.

Разработка целевой программы ведомства «Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы» (далее - Программа) вызвана необходимостью устранения негативных изменений, произошедших в отрасли за последние два десятилетия (к уровню 1985 года), и последствий аномальных агрометеорологических условий зимнего периода 2005-
2006 годов, приведших к сокращению площадей промышленных виноградников на 64%, снижению объемов производства винограда на 65%, уменьшению в 3 раза выпуска столовых, специальных, игристых вин и коньяков из собственного сырья, к безработице и усилению социальной напряженности в виноградарских хозяйствах юга России.

Россия должна на равных конкурировать с другими странами в области виноградарства и виноделия на внутреннем и внешнем рынках.

         Принятие Программы является обязательным условием увеличения производства винодельческой продукции и повышения её качества, обеспечения экономического стимулирования научно-технического прогресса отрасли.

Программа разработана в соответствии с решением коллегии Минсельхоза России от 20 сентября 2002 г. № 7 как программно-целевой документ, определяющий основы аграрной и промышленной политики в этой сфере хозяйства и обеспечивающий координацию усилий предприятий, организаций и органов государственного управления по развитию этой отрасли.

2. Характеристика проблемы, обоснование необходимости ее решения

 

Программа направлена на решение шести основных проблем.

Проблема № 1. Сокращение площадей промышленных виноградников.

Описание проблемы.

Кризис в виноградарско-винодельческой отрасли Российской Федерации начался в середине 80-х годов прошедшего столетия в результате кампании по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Общий экономический спад при переходе на работу в рыночных условиях, расстройство финансово-кредитной системы, ценовые диспропорции, отсутствие механизмов регулирования рынка винодельческой продукции, аномальные агрометеорологические условия зимы 2005-2006 годов (погибло 11,1 тыс. га насаждений) усугубили состояние отрасли, привели к резкому сокращению площадей под виноградниками со 177,4 тыс. га  (1985 г.) до 64,3 тыс. га, изреженность плодоносящих виноградников даже в лучших хозяйствах составляет 7-12 процентов.

Проблема № 2.   Спад производства винодельческой продукции.

Описание проблемы.

Сокращение производства и закупок винограда, уменьшение поставок виноматериалов из республик бывшего СССР (Молдавии, Украины, Азербайджана, Грузии, Армении и др.) привели к резкому снижению выпуска винодельческой продукции. В 2006 году производство вина виноградного в Российской Федерации составило 47,0 млн. дал (1 дал –
1 декалитр – 10 литров) против 177 млн. дал в 1984 году, среднегодовые мощности заводов вторичного виноделия используются на 25%. Характерным признаком современного рынка винодельческой продукции как отечественной, так и ввозимой из стран СНГ, является заметное снижение ее качества. Это связано в первую очередь с переработкой на вино винограда столовых сортов, гибридов и физиологически некондиционного, а также с нарушением технологической дисциплины производства.

Данные физико-химической и органолептической оценки показывают, что забраковке подлежит до 50% проверенного количества поступающих в продажу вин. Основные причины: нарушение товарного вида продукции из-за наличия посторонних включений, отсутствие гармоничного вкуса и сортового аромата. Это свидетельствует об использовании в технологии приготовления вин пищевых добавок,  ароматизаторов и красителей.

В связи с этим идентификация натуральности виноградных вин и разработка инструментальных методов обнаружения фальсификации становятся делом государственной важности.

Проблема № 3. Изношенность материально-технической базы отрасли.

Описание проблемы.

Изношенность техники в отрасли в настоящее время составляет 70-
80 процентов. За счет интенсивного выбытия техники нагрузки на трактора, почвообрабатывающие механизмы, опрыскиватели  возросли более чем в
2 раза.

 

 

 

Проблема № 4. Снижение роли питомниководства.

Описание проблемы.

         Питомниководство – основа развития виноградарства и виноделия – переживает тяжелое время в России. В стране значительно снизились объемы производства саженцев и их качество. Сокращаются площади маточников подвоев и привоев, а отсутствие надлежащего ухода за ними привело к снижению выхода стандартного подвойного материала до 15-
20 тыс. черенков с 1 гектара.

Из-за слабой материально-технической базы питомниководческих хозяйств  черенки в большинстве случаев заготавливают на любых кустах без апробации и отбора более урожайных и здоровых насаждений, что способствует их засорению малоурожайными клонами, накоплению вирусной и бактериальной инфекции. Такие растения не только снижают количество и качество урожая, но и сильно страдают от летних засух, суровых зим, легко поражаются болезнями и вредителями. Виноградники, посаженные такими саженцами, не долговечны  и мало продуктивны, что подрывает экономику отрасли в целом.

Проблема № 5. Снижение роли науки в вопросах развития виноградарства и виноделия.

Описание проблемы.

Недооценка роли науки в вопросах развития виноградарства и виноделия привела к диспропорции научно обоснованных количественных и качественных соотношений в сортовом составе насаждений, нарушениям в агротехнике и технологии, в результате отрасль в настоящий момент перегружена огромным набором невысокоэффективных сортов, что затрудняет проведение сортовой агротехники и выработку высококачественной винодельческой продукции.

Невосприимчивость к новациям в организации современного производства значительно отразилась на эффективности отрасли и создала ряд проблем, для устранения которых потребуются значительные финансовые ресурсы и длительный период времени.

 

Проблема № 6. Действующий финансовый механизм поддержки отрасли виноградарства.

Описание проблемы.

В настоящее время выращиванием винограда занимаются 175 специализированных хозяйств в Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской и Чеченской Республиках и Ростовской области, из них 87 имеют заводы первичного виноделия, около 400 предприятий осуществляют розлив винодельческой продукции.

Из-за ограниченных ресурсов отечественных виноматериалов среднегодовые мощности заводов вторичного виноделия используются по производству вина виноградного на 25%, шампанских и игристых вин на 56,5% и коньяка на 22%. При этом ввоз импортных высококачественных сортовых виноматериалов сдерживается их высокой себестоимостью, в основном завозятся виноматериалы для производства вин в низком ценовом сегменте.

При вступлении в ВТО для виноградарства, ориентированного на производство сырья для винодельческой промышленности, не преодолевшего в полной мере последствия последнего двадцатилетия, добавится ряд системных проблем, связанных с формированием рынка вина.

На рынке вина будут доминировать три критерия конкурентоспособности: качество продукции, ее потребительская цена и ассортимент. Первые два показателя напрямую зависят от технологий производства винограда, всей совокупности составляющих их подсистем, так как в структуре издержек на производство 1 л вина стоимость винограда (сырья) составляет 50% и более, а управление продуктивностью насаждений является основой производства высококачественных вин, идентифицируемых по наименованию и происхождению.

Издержки на создание агроампелоценоза (закладка насаждений, создание опорно-шпалерной конструкции, уход за виноградниками до его вступление в плодоношение), его непродуктивной стадии закладывают основу эффективности производства и в последующем находят свое отражение в сроках окупаемости капиталовложений, себестоимости производимой продукции и т.д.

Таким образом, рынок вина выдвигает жесткие требования к производству винограда и эффективности технологий его выращивания. Это касается в первую очередь получения урожая в размерности, обеспечивающей его кондиции по цене, сопоставимой с ограничениями в структуре себестоимости винодельческой продукции; сортов, обеспечивающих эксклюзивное и массовое превосходство производимых вин.

Виноградарство - высокоинтенсивная, доходная отрасль АПК, но вместе с тем она и  самая  капиталоемкая. При условии ежегодной закладки 7000 га новых виноградников и проведении полного комплекса агротехнических работ  по уходу за молодыми насаждениями  требуется в среднем около 1,9 млрд. рублей.

В настоящее время основными источниками финансирования работ по закладке и уходу за молодыми насаждениями являются:

11% - средства федерального бюджета (субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями);

15% - средства региональных бюджетов;

6-10% - средства инвесторов;

65-69% - собственные средства предприятий.

Из-за ограниченности средств федерального бюджета, выделенных Министерству на поддержку многолетних насаждений, Минсельхоз России приказом от 30 марта 2007 г. № 184 «Об утверждении Порядка предоставления в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки отдельных отраслей сельскохозяйственного производства»  определил размер ставки субсидий на закладку виноградников и виноградных питомников на 2007 год  в размере 23 тыс. рублей на га  (для информации: в 2006 году размеры ставок субсидий на закладку и на работы по уходу молодыми виноградниками были, соответственно, 30 и
4 тыс. рублей на 1 га).

Отсутствие субсидий на поддержку работ по уходу за молодыми виноградниками или выделение их по мизерной ставке не позволяет  компенсировать часть затрат по созданию опорно-шпалерной конструкции. В результате из-за отставания темпов установки шпалеры от темпов закладки виноградников около 60% (11 тыс. га в 2006 году) молодых виноградников не подняты на шпалеру, что может привести к их гибели.

Для устранения сложившейся диспропорции, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, предполагается увеличить долю государственной поддержки с 11% до 20% в общем объеме затрат. Это позволит увеличить размеры ставок на закладку и на работы по уходу  молодыми виноградниками   соответственно до 30 и 20 тыс. рублей на 1 га и компенсировать часть затрат на установку шпалеры (субсидирование расходов по приобретению земельных участков в собственность, аренде земельных участков не предусматривается). Только при этом условии специализированные хозяйства, высвободившиеся средства смогут направить на увеличение закладки новых насаждений.

 

3. Основная цель и задачи Программы

Программа способствует достижению поставленной Минсельхозом России стратегической цели «Повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства» и решению тактической задачи «Развитие приоритетных отраслей растениеводства» в части устойчивого роста производства винограда и получения высококачественной, конкурентоспособной винодельческой и другой продукции.

Целью программы является стимулирование закладки виноградников с целью обеспечения населения свежей продукцией и винодельческой промышленности сырьем.

          Программой на данный период определена следующая задача – увеличение площадей под промышленными виноградниками и восстановление питомниководческой базы, которая предусматривает:

          расширение площадей виноградных насаждений за счет посадки новых и реконструкции плодоносящих насаждений;

         восстановление питомниководческой базы с постепенным переходом на выращивание сертифицированного привитого посадочного материала;

          ведение производства винограда на современной технологической основе с оптимальным учетом природно-климатических и других условий, характерных для разных регионов.

4. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые  индикаторы и показатели

 

В ходе выполнения Программы будут достигнуты, следующие результаты:

увеличена площадь под промышленными виноградниками на
21,2 тыс. га;

заложено молодых виноградников оздоровленными привитыми саженцами с использованием подвоя, соответствующего сорту и почвам ареала возделывания культуры, позволяющими эксплуатировать  насаждения не менее 25 лет -  29,9 тыс. га;

доведена доля молодых виноградников в промышленных посадках до 42 процентов (за счет восстановления погибших зимой 2006 года плодоносящих виноградников);

дополнительно будет создано около 12 тыс. рабочих мест в сельском хозяйстве, что особенно важно для Южного федерального округа;

увеличен объем производства натуральных виноградных, шампанских и игристых  вин до 80% от общего объема производства виноградных вин;

возрастет поступление акцизов от производства и оборота винодельческой продукции в  3,3 раза.

          Основной целевой индикатор Программы и его значения по годам  представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

 

Целевой индикатор

Уровень

стремления

2006

2007

Значения индикатора, ед.

Год

Достижения

цели

2008

2009

2010

Увеличение сырьевой базы для производства высококачественной винодельческой продукции, ед.

2,49

1,0

1,1

1,17

1,25

1,32

2020

Значение индикатора – рост сырьевой базы к уровню 2006 года при стремлении достичь уровень 1985 года.

Расчет целевого индикатора производился по следующей формуле (1):

                                                        S Х

                            К       =        ______________________                                                                     (1)

                                                         S

                            S Х = S Z   - S р + S п                                                                                                           (2)

К – целевой  индикатор;

S   – площадь под виноградниками в 2006 г.;

SZ   – площадь под виноградниками предыдущего года;

S Х  -   площадь под виноградниками соответствующего года;

S п  - площадь закладки молодых виноградников соответствующего года;

S р – ежегодная площадь раскорчевки.

Значения показателей ожидаемых результатов реализации Программы по годам представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

Показатель

Ед. изм.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Цель

Площадь закладки  виноградников

Тыс. га

5,34

5,9

5,8

9,2

10,3

10,4

Количество посаженных кустов молодых виноградников

Млн. штук

8,01

8,85

11,70

13,80

15,45

15,60

Прирост площадей под виноградниками (к уровню 2006г.)

Тыс. га

6,4

10,9

16,1

21,2

113,1

Площадь раскорчевки

Тыс. га

2,2

12,9

1,4

4,7

5,1

5,3

Наличие площадей на конец года

Тыс. га

71,3

64,3

70,7

75,2

80,4

85,5

177,4

Начиная с 2008 года, появляется возможность не только восстановить раскорчеванные виноградники, установить шпалеру, но и увеличить прирост молодых посадок к уровню 2006 года на  площади  10,9 тыс. га.

Существующие агротехнологии позволяют производить закладку новых виноградников при минимальной плотности посадки 1500 кустов на 1 га.

Выделение средств из федерального бюджета в последующие годы позволит обеспечить выполнение отраженных в таблице № 2 показателей.

5. Перечень и описание Программных мероприятий

 

Основными Программными мероприятиями являются:

1. Субсидирование мероприятий по расширению площадей виноградных насаждений за счет посадки новых, реконструкции существующих виноградников, повышения продуктивности и закладки насаждений европейскими техническими сортами, устойчивыми к неблагоприятным погодным условиям, болезням и вредителям, для производства высококачественных вин и вин контролируемых наименований.

Субсидии за счет средств федерального бюджета планируется предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку закладки и ухода за многолетними насаждениями сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих подсобное хозяйство), имеющими площадь виноградников на начало текущего года не менее 50 га, питомников не менее 3 га при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом средства федерального бюджета на приобретение земельных участков в собственность, аренду земельных участков не предусматриваются.

Субсидии предоставляются при условии наличия правоустанавливающих документов на земельные участки, где осуществляется  посадка новых, реконструкция существующих виноградников. Правоустанавливающими документами по данной Программе принимаются: свидетельство о праве собственности, договор аренды, пользования, совместной деятельности и иные гражданско-правововые договора, регулирующие использование земельного участка.

Субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации на осуществление государственной поддержки закладки и ухода за виноградниками до начала их товарного плодоношения предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Россйской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 997 «Об утверждении Правил предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства».

Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации при условии наличия утвержденных субъектами Российской Федерации либо органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации целевых программ с аналогичными данной программе целями и показателями их достижения.

Размеры субсидий рассчитываются по ставке на 1 га на закладку и работ по уходу за многолетними насаждениями до начала периода их товарного плодоношения, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30% затрат на указанные цели.

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30% объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Действующий в настоящий момент механизм субсидирования из федерального бюджета на закладку и уход за молодыми насаждениями предусматривает возмещение средних издержек в размере 11%, без учета компенсации затрат на установку шпалеры, которые в общей структуре издержек достигают 35% (при использовании нового кола и шпалерной проволоки). Это сдерживает реновацию насаждений, поэтому выполнение программных мероприятий существенно зависит от принятия дополнительных мер экономического регулирования и государственной поддержки. Программой предлагается компенсирование из федерального бюджета 20% издержек на закладку, уходные работы и установку шпалеры на молодых виноградниках, заложенных с применением сертифицированного посадочного материала.

2. Проведение научных исследований прикладного характера, направленных, в том числе на совершенствование современной технологии возделывания винограда и разработку новых технологий по критериям ресурсосбережения, экологической безопасности и экономической эффективности, новых биотехнологических приемов в производстве винодельческой продукции, аналитических методов идентификации вин, гарантирующих защиту от фальсификации, образцов современного технологического перерабатывающего оборудования (приложение № 4).

Разработка эффективных технологий возделывания винограда, в частности, использование новых экономически эффективных форм куста, разработанных как для укрывных, так и неукрывных виноградников, позволит повысить урожайность насаждений на 20-30%, сократить целый ряд операций, снизить трудозатраты по уходу за насаждениями, повысить производительность труда и снизить сроки окупаемости капитальных вложений. Важен и агротехнологический прием с эколого-технологических и экономических позиций, позволяющий сократить количество механизированных работ по уходу за почвами в 2 раза, расход средств на горюче-смазочные материалы в 3,3 раза, сохранять почвенный покров, повышать продуктивность растений и качество урожая.

Развивающийся рынок вина, сформировавшаяся жёсткая конкуренция производителей винопродукции предъявляют повышенные требования к качеству вина, поставляемому на рынок, его конкурентоспособности. В этой связи Программой предусматривается разработка рекомендаций по совершенствованию системы контроля за качеством и идентификацией винопродукции. Программой предусматриваются также НИОКР по созданию сети маточных насаждений для производства саженцев винограда биологических категорий «Оригинальные», «Элитные».

Таблица № 3

Категории маточных

насаждений

Количество кустов,

тыс. шт.

Площадь, га

подвоев

сортов

подвоев

сортов

Оригинальные*

0,51

6,09

0,24

2,76

Элитные

7,964

19,04

3,54

8,46

Всего:

8,474

25,13

3,78

11,22

Указанные в таблице маточники позволят в дальнейшем создать репродукционные насаждения: подвоев – 1860,4 тыс. кустов, привоев – 2137,9 тыс. кустов.

*Примечание.

Закладка из расчета 50 сортов и 10 подвоев из перспективного сортимента по 15 кустов;

3. Субсидирование мероприятий по развитию питомниководческой базы, ориентированной на устойчивое обеспечение потребности отрасли виноградарства Российской Федерации в высококачественном, сертифицированном посадочном материале, свободном от вирусов и микоплазменных заболеваний, в чистосортных, высокопродуктивных сортах с повышенной устойчивостью к стресс-факторам; на увеличение срока продуктивной эксплуатации виноградников, объемов производства и качества винограда; снижение издержек на перезакладку насаждений.

В этих целях предусматривается предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на строительство и реконструкцию прививочных комплексов в (том числе хранилищ для черенков и саженцев с регулируемой температурой и влажностью воздуха), укомплектования их специальной техникой и оборудованием для производства агротехнических работ, выполнения прививок и выращивания оздоровленных высококачественных сертифицированных саженцев винограда.

6. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах

 

Перечень Программных мероприятий, в разрезе действующих  обязательств, представлен в приложениях №№ 1, 2 и 3.

Финансирование Программы по созданию устойчивой сырьевой базы для отечественного виноделия осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемым Федеральным законом о федеральном бюджете и приказами Минсельхоза России «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки отдельных отраслей сельскохозяйственного производства» и «Об утверждении Направлений использования инвестиционных кредитов и Перечня документов, подтверждающих целевое использование инвестиционных кредитов сроком до 8 лет».

Общий объем затрат из средств федерального бюджета на реализацию Программы на период 2008-2010 годы определен в объеме 1948,90 млн. руб. (приложение № 1), в том числе:

2008 год – 609,35 млн. рублей;

2009 год – 621,56 млн. рублей;

2010 год – 717,99 млн. рублей.

По согласованию с субъектами Российской Федерации в Южном федеральном округе определены объемы закладки новых посадок винограда (приложения №№ 2 и 3).

Средние издержки  на закладку 1 га виноградника и работы по уходу за ним до вступления в плодоношение  составили в 2006 году  253,1 тыс. рублей (при условии закладки виноградников привитым посадочным материалом – 323,5 тыс. руб.), в том числе:

                                                                                           

тыс. рублей

Подготовка почвы (с учетом внесенных удобрений)

29,0

Посадка (с учетом стоимости саженцев)

57,1

Установка шпалеры

66,0

Уходные работы за виноградниками:

                                              1 года посадки

21,3

                                              2 года посадки

29,2

                                              3 года посадки

27,5

                                              4 года посадки

23,0

Итого затраты на доведение 1 га виноградника до плодоношения

253,1

Расчетная потребность в расходах на выполнение этих работ в 2008-2010 годах составит 8   930,9 млн. рублей в ценах соответствующих лет.

Ресурсное обеспечение указанного мероприятия из средств федерального бюджета предусматривается в объеме 1   786,2 млн. рублей при условии софинансирования за счет собственных, привлеченных средств и средств бюджетов иных уровней.

Таблица № 4

2008 г.

га                                                                                                                                                             млн. руб.

2009 г.

 га                                                                                                                                                             млн. руб.

2010 г.

 га                                                                                                                                                            млн. руб.

Всего

га                                                                                                                                                             млн. руб.

1. Подготовка почвы (с внесением удобрений)

9235

311,2

10267

368,8

10389

397,8

29891

1077,8

2. Посадка

9235

612,8

10267

726,2

10389

783,3

29891

2122,3

3. Установка шпалеры

14883

1141,4

9235

755

10267

894,8

30257

2791,2

4. Уходные работы:

                               1 год

10755

266,2

9235

243,7

10267

288,8

30257

798,7

                              

                               2 год

5908,5

200,5

10755

389,0

9235

356,1

25898,5

945,6

                              

                               3 год

4856,8

155,2

5908,5

201,3

10755

390,5

21520,3

747,0

                              

                               4 год

4881,0

130,5

4856,8

138,4

5908,5

179,4

15646,3

448,3

5. Уходные работы, всего

26401,3

752,4

30755,3

972,4

36165,5

1214,8

93322,1

2939,6

ИТОГО

2   817,8

2   822,4

3   290,7

8   930,9

В том числе: федеральный бюджет

563,6

564,5

658,1

1   786,2

Для обеспечения выполнения программных мероприятий по закладке промышленных виноградников потребуется не менее 68   934 тыс. штук саженцев в том числе:

Таблица № 5

                                                                                                              тыс. штук

Саженцы

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Привитые

12204

12456

14285

Корнесобственные

9806

9842

10341

Всего:

22010

22298

24626

Современное отечественное питомниководство по производству посадочного материала в состоянии обеспечить потребности хозяйств в виноградных саженцах только на 30%, дефицит саженцев восполняется по импорту, в основном саженцами рядовой категории, зачастую пораженными различными заболеваниями и дороже отечественных в 1,5-2 раза.

          В этой связи на развитие питомниководства, ориентированного на устойчивое обеспечение потребностей отрасли виноградарства в  сертифицированном высококачественном посадочном материале,   необходим финансовый ресурс в объеме 59   3 29 тыс. руб. (таблица № 6).

Таблица  № 6

тыс. рублей

Наименование мероприятий

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Массовая и фитосанитарная селекция, выделение растений  для производства рядовых саженцев

2420

2850

3275

Клоновая селекция

1840

2050

2230

Создание маточников категории «Оригинальные»

1300

1450

1520

Создание  маточников  категории «Элитные»

2500

2700

3045

Разработка высокоточных технологий производства сертифицированного посадочного материала винограда с заданными количественными и качественными параметрами, обеспечивающих стабильное плодоношение, экономическую устойчивость предприятий, высокую конкурентоспособность на рынке винограда и вина

9314

11165

11670

 ВСЕГО

17374

20215

21740

Финансирование этих работ предусмотрено в разделе НИОКР.

Всего на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для решения задач по стабилизации и устойчивому развитию виноградарско-винодельческой отрасли требуется 135,04 млн. рублей. Эти средства будут направлены на проведение приоритетных прикладных научных исследований и разработку опытных образцов с целью дальнейшего внедрения полученных результатов в производство (приложение № 4). Организации-исполнители НИОКР будут определены на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того на реконструкцию действующих и строительство новых прививочных комплексов (в том числе хранилищ для черенков и саженцев с регулируемой температурой и влажностью воздуха), укомплектование их специальной техникой и оборудованием для производства агротехнических работ, выполнения прививок и выращивания оздоровленных высококачественных саженцев винограда потребуется финансовая поддержка со стороны государства в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным специализированными хозяйствами в российских кредитных организациях на срок до 8 лет , в объеме 27,66 млн. рублей (приложение № 1).

Таблица № 7

тыс. рублей

Потребность в кредитах

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 Строительство и реконструкция прививочных комплексов

49380

45800

38500

 Приобретение оборудования для прививочных комплексов

49000

46300

35000

Расчет субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам выполнен с учетом прогнозной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на среднесрочную перспективу (таблица 8).

Таблица № 8

млн. рублей

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Субсидии федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реконструкцию прививочных комплексов  

49,4 х 7,5% : 3 х 2 = 2,47

(49,4+45,8) х 7,5% : 3 х 2 = 4,76

(49,4+45,8+ 38,5) х 7,5% : 3 х 2 = 6,69

Субсидии федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку оборудования для прививочных комплексов

49,0 х 7,5% : 3 х 2 = 2,45

(49,0+46,3)х

7,5% : 3 х 2 = 4,77

(49,0+46,3+ 35,0) х 7,5% : 3 х 2 = 6,52

Объем финансирования Программы на весь срок ее реализации за счет средств федерального бюджета составит 1 948,9 млн. рублей.

7.     Срок реализации Программы

 

Реализация Программы запланирована на 2008-2010 годы.

В 2008-2010 годы при выделении соответствующего финансирования планируется создать условия для стабильного развития виноградарства и виноделия, которые обеспечат инвестиционную привлекательность отрасли и позволят повысить качество и конкурентоспособность винодельческой продукции на основе применения современных технологий согласно таблице № 9.

Таблица № 9

Годы

Необходимо заложить, га

Необходимо провести уходные работы на молодых насаждениях, годы – га

2008

9235

Закладки:

2007 г. – 10755

2006 г. – 5908,5

2005 г. – 4856,8

2004 г. – 4881

Итого -  26401,3

 

2009

10267

2008 г. – 9235

2007 г.-  10755

2006 г. – 5908,5

2005 г.  –4856,8

Итого  - 30755,3

2010

10389

2009 г. – 10267

2008 г. – 9235

2007 г. -  10755

2006 г. – 5908,5

Итого – 36165,5

За счет реконструкции имеющихся площадей намечается увеличить валовой сбор винограда, что обеспечит устойчивый подъем выпуска винодельческой продукции из собственного сырья.

Таблица № 10

Годы

Планируемая производственная площадь под виноградниками на конец года,

тыс.га

Планируемый валовой сбор винограда

тыс. тонн

Планируемое производство виноматериала, тыс.дал

в том числе для производства:

столовых и специальных вин

шампанских и игристых вин

коньяка

2008

75,2

300

22512

16512

2500

3500

2009

80,4

320

24005

17905

2600

3500

2010

85,5

340

25500

18000

3500

4000

 

 

8. Управление Программой и контроль за ее реализацией

Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации возлагаются на Минсельхоз России.

Руководителем Программы является директор Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции (Деппищепром), курирующий данное направление.

За выполнение программных мероприятий отвечает отдел алкогольной и табачной промышленности Деппищепрома, Департамент научно-технологической политики и образования (Депнаучтехполитика), курирующие соответствующие работы.

Контроль планово-финансовой составляющей Программы осуществляет Департамент экономических программ и анализа (Депэкономика).

Не реже одного раза в год на заседании коллегии Минсельхоза России заслушивается отчет о ходе реализации программных мероприятий.

Минсельхоз России обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ Программы и об эффективности использования финансовых средств.

9. Оценка эффективности расходования бюджетных средств

 

Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться ежегодно на основе использования целевого индикатора, который обеспечит мониторинг динамики увеличения сырьевой базы для производства высококачественной винодельческой продукции за оцениваемый период.

         Динамика индикатора и объемов финансирования по годам реализации Программы представлена в таблице № 11.

Таблица № 11

 

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Объемы финансирования, млн. руб.

609,35

621,56

717,99

Увеличение сырьевой базы для производства высококачественной винодельческой продукции, ед.

1,17

1,25

1,32

Соотношение финансирования программы и социально-экономический эффект ее реализации

1,07

2,09

2,71

 


10 . Методика оценки эффективности Программы

 

Количественный метод

Оценка проводится на основе анализа следующих государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:

формы 8-АПК «Затраты по элементам на основное производство»,
9-АПК «Площадь садов, виноградников и других многолетних насаждений, валовой сбор продукции» и 10-АПК «Отчет о средствах целевого финансирования» сводного годового бухгалтерского отчета;

формы (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: «Сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств» (таблица № 3), «Сведения об эффективности бюджетных расходов» (ф. 0503165), «Сведения об использовании целевых программ» (ф. 0503166);

форма П-2 «Сведения об инвестиционной деятельности» (квартальная, годовая);

форма 29-СХ годовая (Федеральная программа статистических работ Росстата «Площади, валовой сбор и урожайность плодово-ягодных и виноградных насаждений в Российской Федерации»).

 

Качественный метод

Достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.

11. Оценка социально-экономических последствий

           реализации Программы

В соответствии с Докладом о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 гг. одним из показателей уровня достижения стратегической цели № 2 Минсельхоза России является и ндекс производства продукции растениеводства  в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых целях). В результате реализации программных мероприятий планируется стабилизация и некоторое увеличение объемов производства винодельческой продукции из отечественных виноматериалов. Количественные значения данного показателя приведены в таблице 12.

Таблица 12

 

 

Основные показатели

уровня достижения целей

 

2004

 

2005

 

2006

 

2007

 

2008

 

2009

 

2010

Цель

вторая

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых целях), в % к предыдущему  году

107,4

104,0

102,0

100,6

102,9

102,8

103,1

в том числе винограда (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему  году

91,5

104,5

73 [1]

111,3

110,7

106,7

106,3

Основным достижением реализации Программы при полном ее выполнении будет увеличение объемов производства натуральных виноградных вин до 80% от общего объема производства вин виноградных, увеличение доли высококачественной отечественной винодельческой продукции в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами.

Это позволит улучшить структуру производства алкоголя, повысить культуру потребления и внесет свой вклад в оздоровление нации за счет сокращения производства низкокачественной винодельческой продукции, в частности ароматизированных вин.

Кроме того, увеличение производства и потребления натурального вина приведет к снижению потребления крепких алкогольных напитков и, как следствие, уменьшению уровня алкоголизации населения России.

К экономическим последствиям реализации Программы можно отнести увеличение площади виноградных насаждений и сырьевой базы предприятий в 1,2 раза, повышение доходов части населения, занятого в производственном цикле выращивания и переработки винограда, увеличение совокупности налоговых поступлений по всем этапам производства и реализации готовой продукции.

         Социальные последствия реализации Программы заключаются в создании 12 тысяч рабочих мест, что скажется на устойчивом развитии сельскохозяйственной территории, разрядке демографической напряженности на юге России и повышении уровня жизни сельского населения, а также росте его платежеспособности (таблица № 13).

Таблица № 13

Показатели

В объемах действующих обязательств

Производство собственного посадочного материала, (саженцев, млн. штук)

Всего                        -  24,6  

в т.ч.  привитых       - 14,3 

корнесобственных  – 10,3

Ежегодная закладка виноградников

                             до 10,4 тыс. га

Валовой сбор винограда 

                             до 340 тыс. тонн

Реализация винограда в свежем виде и на производство натуральных соков

                             до 60 тыс. тонн

Создание дополнительных рабочих мест

                           около 12 тыс. мест

                Экологические последствия реализации Программы заключаются в снижении в 2 раза пестицидной нагрузки на почву и урожай за счет увеличения доли биологических методов в интегрированной системе защиты виноградников, ликвидации изреженности насаждений и закладке новых посадок устойчивыми к болезням и вредителям сортами винограда в санитарной зоне прибрежных территорий, а также в непосредственной близости от поселков, где охрана биосферы от загрязнения требует значительного сокращения количества или полного запрещения применения химических средств защиты растений.

Кроме того, закладка виноградников на склонах и неудобных для возделывания других сельскохозяйственных культур землях предотвращает эрозию почв и позволяет осуществлять эффективное регулирование режима природопользования.

К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:

низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу специализированных хозяйств и заводов первичного виноделия, а также расширить площади под виноградниками;

рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для установки шпалеры сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;

аномальные погодные и форс-мажорные обстоятельства, могущие возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Указанные риски являются форс-мажорными или зависят от деятельности органов власти, не входящих в систему Минсельхоза России, в этой связи эти риски не могут быть спрогнозированы.



[1]   Причина резкого снижения показателя в 2006 г. – гибель виноградников и урожая из-за аномальной зимы 2005-2006 г.