Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
В помощь потребителю / Дегустация вина / Фестиваль «играющих пузырьков»

Фестиваль «играющих пузырьков»

Vino in Villa: фестиваль просекко

Если есть вино с пузырьками, то будет и праздник.

А если вино производят миллионами бутылок, для этого уже надо целый фестиваль устраивать. Так, возможно, рассуждали и в Консорциуме вин просекко ди Конельяно-Вальдоббьядене, когда решили организовать ежегодный фестиваль популярного итальянского игристого. Недавно мероприятие было проведено в одиннадцатый раз, а выпуск фриззанте и спуманте на венецианских землях за эти годы поднялся, что называется, до небес. Президент консорциума Франко Адами, похоже, сам не мог до конца поверить в цифры, когда говорил о последних рекордах: одного Prosecco Spumante винтажа 2006 было продано почти 46 млн. бутылок. Вот и фестиваль проводился с подобающим размахом — виноделы наливали вина, шеф-повара готовили лакомства, профессора проводили симпозиумы, специалисты собирали семинары, а гости дивились и радовались всему происходившему.

Действие винное

Субботний вечер допоздна и весь воскресный день были в распоряжении любителей вина, чтобы перепробовать более трехсот марок игристого просекко, также тихого белого, красного и десертного вина из провинции Тревизо и из французских и португальских краев. Последние были представлены как дань уважения докладчикам, приглашенным выступать на семинарах. И все же — зачем ехать на фестиваль просекко и пить что-то еще? Особенно когда виноделы сами стоят за столами, открывают бутылки, с радостью обслуживают гостей и при этом успевают отвечать на сыплющиеся со всех сторон вопросы и мнения.

А ведь просекко — далеко не всегда «простецкое» вино, как принято о нем думать. На фестиваль приехало более 80 хозяйств, и за их столами можно было отведать такого просекко, что и близко нельзя ставить в один ряд с индустриальной шипучкой, которую только успевают заливать и выкачивать из танков. При близком знакомстве обнаруживается, что вина одной деревни отличаются от соседней; что некоторые хозяйства даже выпускают концептуально эксклюзивные наименования с отдельных виноградников; что у одних вино бродит дольше, чем у других, а третьи вообще работают по шампанской, а не автоклавной технологии; что с дрожжевым осадком работают по-разному; что выдерживают просекко неодинаково, а иногда оно даже бывает винтажным. Тут легко набрать информации на диссертацию! Вот вам и демократичный напиток, который пьют, особо не раздумывая, в любое время суток. Заплаченные 15 евро за входной билет (а операторам рынка это обходится еще дешевле) окупаются уже после первого дегустационного стола.

Чтобы не заблудиться в залах виллы-дворца (об этом попозже — в культурной части), удобнее всего оказалось дегустировать согласно алфавитному — он же и порядковый — списку производителей. Первым стояло хозяйство Adami, принадлежащее президенту консорциума, и его вина оказались отличным введением в мир достойного просекко. Они располагали к себе с тонкой игрой пузырьков и изящным характером. Умберто Козмо, владелец Bellenda, за пять минут общения успел рассказать как о технических особенностях винификации своих разных, но одинаково великолепно сбалансированных кюве, так и о краткой истории региона. Производство игристых вин началось еще 1870 году — с применением шампанской технологии, однако оно пришло в полный упадок с уничтожением виноградников филлоксерой. Получается, что metodo classico впервые в Итали было использовано на виноградниках Конельяно-Вальдоббьядене, а не в Трентино, как принято считать сегодня. В ассортименте Bellenda тоже есть вина со вторичной ферментацией в бутылке — особенно интересно миллезимное Spumante Brut “S.C. 1931”.

Стол недавно открытого хозяйства Borgoluce привлекал бутылками-магнумами. Они не только эффектно смотрелись, но и лучше раскрывали характер кристально чистых, свежих, минеральных просекко брют и экстра-драй с нежным муссом и полным, стойким послевкусием. Хозяйство основано тремя сестрами семейства ди Коллальто, и их аристократическое наследие в определенной мере передано вину. В женских руках находится и небольшой виноградник Vigne di Alice размером 5 гектаров. Артизанальный подход ведет к созданию ярко индивидуальных, многосложных вин, их можно отнести к высокой гамме просекко. Форма бутылок, похоже, вдохновлена дизайном шампанских бутылок Рюинар и гарантированно привлекает внимание прекрасной половины человечества.

Мужчины на дегустации, напротив, восторженно отзывались о Col Vetoraz, чей колкий, авторитарный стиль напоминал характер человека, наливавшего вина гостям дегустации. Среди производителей просекко недавно появились и биодинамисты в лице компании Perlage, которое выпускает прекрасно интегрированное и стойкое спуманте Col di Manza, а также глубокое для своего класса биологическое фриззанте Riva Moretta. Хозяйств, как упоминалось, было более восьмидесяти, и для их подробного описания потребуется целый гид — но проще приехать на фестиваль, воспользоваться готовым каталогом, в котором уже представлена основная информация, и в свое удовольствие исследовать остальные вина, которые не попали в наш рассказ.

Действие кулинарное

Никакой итальянский праздник не обходится без еды, и устроители фестиваля Vino in Villa особенно преуспели в организации кулинарно-гастрономической части. Как и на других мероприятиях этого рода, на дегустации можно было попробовать местные продукты — особенно молодые и выдержанные сыры азиаго, чье производство по месту происхождения официально защищено.

Все же, главную феерию вкусов представили известные и подающие надежды шеф-повара из разных частей Италии, которых ежегодно приглашают участвовать в фестивале. Мероприятие было открыто гала-ужином на 350 персон, приготовленным поварами престижной международной школы итальянской кухни ALMA под руководством Гуалтьеро Маркези. Ужин оказался настоящей гастрономической постановкой, которая проходила во множестве заллов и террас виллы и в которой главную роль играли традиционно и креативно обыгранные блюда итальянской кухни. Их, в свою очередь, удачно поддержали вина из провинции Тревизо (просекко прежде всего!) и из стран, выбранных почетными гостями мероприятия.

В субботу два шеф-повара предлагали авторские меню по общей теме «бедной» кухни Италии. Эта программа была построена на ярком контрасте — кухня Юга и Севера, подходы авангардные и традиционные. Ланч молодого сицилийца Пино Куттайи был выполнен в захватывающем креативном духе. Начав как пиццайоло, Куттайя быстро перешел работать в заведения высокого уровня. Недавно он открыл собственный ресторан La Madia рядом с Агридженто, где его талант, безусловно, получит заслуженное признание. Повар, по его словам, черпает вдохновение из самых ярких воспоминаний своего прошлого жизненного опыта. На кухне они превращаются в смелые и неожиданные комбинации вкусов. Треска, копченная на углях из шишек, с грубо толченым картофелем и заправкой для пиццы; ньокки из каракатицы с фенхелевым кремом, чипсами из артишоков и углем; рыба-меч в оливковом масле с пеплом — вот какие блюда Куттайя предложил на ланч. Задача подбора вин была довольно сложной, но одна из комбинаций оказалась идеальной — несладкий десерт Parmigiana del giorno dopo (мусс из молодых баклажанов с красным томатно-чесночным «сердцем», политый зеленым соком и украшенный белым кремом из сыра рагузано с сырной стружкой и чипсами из баклажанов) и редкое десертное вино из зоны Колли ди Конельяно Torchiato di Fregona 2005 от Luciano Chies.

Маттиас Пери из Северной Ломбардии (альпийский ресторан Chalet Mattias в Ливиньо) приготовил блюда, характерные для севера Италии. В них нашлось место для традиционных продуктов, таких как сырокопченая говядина брезаола (правда, ее относят к разряду деликатесов, поэтому «бедняки» могут себе ее позволить, наверное, только по самым большим праздникам). Также было предложены ризотто из риса Виалоне Нано с неожиданным нежно-изумрудным оттенком цвета и хвойным привкусом — все благодаря бульонной основе из еловой хвои; телятина, приготовленная при низкой температуре, с шелковисто-кремовой по консистенции и очень вкусной полентой и молодой крапивой; сладкие равиоли с конфитюром из яблок и шоколадом.

Эти гастрономические изыски, правда, были доступны лишь небольшой группе гостей. Для всех остальных команда поваров из школы ALMA приготовила наборы Merenda Italiana с настоящим гастрономическим вкусом Италии.

Действие научное

Те, кто хотел получить пищу не только для желудка, но и для ума, имел возможность принять участие в конференции, проходившей в субботу утром. Она была открыта для прессы, производителей, специалистов и широкой публики. Опять же, организаторам следует отдать должное, поскольку заявляемые темы интересны достаточно широкому кругу людей, а докладчики не нагоняют скуки. В прошлом году, к примеру, на конференции говорили о finger food — закусках, которые едят руками, их сочетаниях с вином и путях их совместного представления. В этом году тема была озвучена как «Не называйте это Старым Светом!» и была посвящена качественному виноградарству и природным ландшафтам.

Связи между ландшафтами и винами — одно из главных отличий европейского винодельческого подхода. Даже самое базовое упоминание европейских винных зон часто дается в контексте пейзажей: виноградники Медока — на выходящих к реке Жиронде пологих участках, Кьянти Классико — на лесистых холмах Кьянти, Мозеля и Вахау — на спускающихся к реке отвесных террасах. На конференции можно было послушать доклад о том, как в долине Луары сейчас ведется работа не просто по защите ландшафтов, пятая часть которых находится под охраной ЮНЕСКО, а по их включению в полномасштабный план, позволяющий привлекать туризм и продвигать качество вина в контексте уникальной территории.

Представитель Института портвейнов и вин Дору рассказал о том, что в португальской долине Дору, которая также известна уникальным природным и человеческим наследием, сейчас остро стоит вопрос о дальнейшем винном развитии региона. Если не будет разработана культурная и туристическая программа, которая объединит портвейны с винными маршрутами, речными круизами, музеями и прочими природно-культурно-туристическими программами, то будущее вина может стоять под большим вопросом.

Между тем итальянский профессор истории архитектуры и эксперт по ландшафтной архитектуре провел занимательный экскурс в прошлое со слайдами картин и фресок средневековых мастеров из Венето. Они послужили прекрасным доказательством того, как виноградарство, с одной стороны, является хорошим способом окультуривания территории, а с другой — помогает сохранить ее аутентичность.

Виноградники в красивой местности, оказывается, не только имеют эстетическую ценность, но и положительно сказываются на продажах вина. Недавно в Виноградарском исследовательском центре Конельяно был поставлен эксперимент совместно с университетом Падуи. Исследователи хотели выяснить, как «производственная среда», или, проще говоря, пейзаж виноградника, влияет на восприятие качества вина. Участникам эксперимента давали вслепую продегустировать вино определенного качества, одновременно называя его стоимость и показывая картинку виноградника. Затем тот же самый образец представляли с другой картинкой или с другой ценой. Вина были сгруппированы по трем уровням качества (базовый, средний, высокий) с тремя ценовыми категориями. Картинки виноградников были разбиты на 5 типов — от монотонного пейзажа до красивого. Результаты оказались любопытными. Люди с опытом (возраст более 40 лет) в оценке вина больше полагались на его реальное качество, затем цену. Зато оценка людей помоложе (20-40 лет), и особенно студентов, в большей степени определялась пейзажем и в меньшей — ценой и качеством. Таким образом, красота виноградника — это еще и хороший маркетинговый инструмент в продвижении вина.

Действие культурное

Культурный аспект фестиваля можно было и не готовить специально. Само место проведения — 800-летняя крепость Сан Сальваторе, одна из крупнейших в Северной Италии, с великолепным дворцом эпохи Просвещения — вдохновляло на возвышенное настроение. Руины старых стен крепости, великолепно украшенные залы виллы, чудесные пейзажи до самого горизонта служили потрясающими декорациями фестивалю. Даже проливной дождь и серое небо не смогли испортить атмосферы праздника.

Перед началом дегустации в субботу все желающие могли принять участие в симпозиумах, посвященных историям и путешествиям вина между Левантом (Восточным Средиземноморьем), Венецией и Европой. Культурные беседы были подготовлены профессорами венецианского университета Ка’ Фоскари и проходили во дворе крепости под навесом. В какой-то момент речь греческого профессора, специально приехавшего на фестиваль рассказать о древней и средневековой виноторговле между Грецией и Венецией, была прервана шумом дождя. Организаторы не растерялись. Официанты принесли всем участникам (а их было более двухсот) по бокалу просекко. Непредвиденная пауза была заполнена, и довольные гости слушали выступления до самого конца.

Вот так прошло последнее мероприятие Vino in Villa. Фестиваль «играющих пузырьков» обернулся праздником хорошего вина, еды, общения, знаний и культуры. Хорошо, что он проводится ежегодно — возможно, на следующий год ему повезет с солнечной погодой. Но даже без нее он является одним из тех итальянских винных событий, к которым хочется вернуться снова.

Источник: eleonorascholes.ru