Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Глобализация алкогольного рынка (2004 год)

Глобализация алкогольного рынка (2004 год)

Сепаратизм и глобализация на алкогольном рынке России в 2004 году


По сведениям Национальной алкогольной ассоциации, сегодня в России работает около 450 производителей алкогольной продукции. Четыре года назад их было около 700. Председатель ассоциации Павел Шапкин считает, что в настоящее время на алкогольном рынке четко проявляется тенденция к уменьшению количества игроков. Через год-два ситуацию на рынке будут определять не более сотни крупных производств.


Алкогольный сепаратизм

"Крупные производители активно вытесняют мелких. Последние не выдерживают конкуренции и уходят. По нашим прогнозам, в самое ближайшее время на российском рынке алкогольной продукции останутся не более 100 предприятий", — заявил Павел Шапкин на встрече с журналистами, посвященной актуальным проблемам алкогольного рынка России, в московском офисе ИА "Росбалт".

По словам Шапкина, некоторые эксперты предсказывают еще более радикальное сокращение числа производителей — до нескольких ведущих. Однако глава Национальной алкогольной ассоциации уверен: нет оснований говорить о том, что в будущем россиянам предстоит иметь дело с монополистом.

Концентрация производства алкогольных напитков выражается в появлении общенациональных брендов, которых еще несколько лет назад не было вовсе, а в регионах прочно стояли на ногах местные лидеры. Теперь же крупные компании активно выходят на общероссийский рынок, осваивая всё новые территории и тесня региональных производителей. Павел Шапкин называет этот процесс "глобализацией".

Отметим, что "глобализация" на рынке алкогольной продукции имеет мало общего с международной глобализацией, кроме одного обстоятельства — у нее тоже есть противники, то есть "антиглобалисты". И здесь алкогольный рынок России сталкивается в прямом смысле слова с сепаратизмом. Сепаратизм проистекает из регионов, в которых, понятное дело, не все понимают важность перемен и готовы без боя сдавать позиции. Впрочем, как считают в Национальной алкогольной ассоциации, сопротивление бесполезно. Попытки помешать "глобализации" сродни бесплодному стремлению повернуть течение времени вспять.


Алкогольный патриотизм

Борьба на рынке алкогольной продукции ведется не только "по вертикали", но и между крупными торговыми марками. Условно их можно разделить, по выражению Павла Шапкина, на три группировки: Москва, Санкт-Петербург, Северная Осетия. Недавно на горизонте появилась еще одна — Украина. Но еще рано говорить об открытии "западного фронта", как полноценного сегмента рынка, заслуга которого состоит пока только в появлении на российских прилавках относительно нового продукта — цветных настоек, которые были немедленно освоены и отечественными производителями.

При этом "пиар", которым продвигали и продвигают украинскую перцовую настойку "Nemiroff", в полной мере распространился и на конкурентов, начавших производить аналогичную продукцию, в частности, на петербургскую компанию "Ладога". Сейчас последняя является лидером среди производителей подобных алкогольных напитков на российском рынке. Таким образом, на "украинском фронте" победил Петербург, и основная борьба за рынки сбыта по-прежнему идет между тремя главными российскими группами.

Несмотря на то, что вышеозначенные фигуранты представляют собой регионы, речь здесь идет не о региональном противостоянии. В данном случае на ситуацию следует смотреть под углом истории и привычек. Исторически сложилось, что россияне оперирует такими понятиями как "московская водка" или "питерская водка" и т.д., независимо от конкретного бренда. В сущности, брендами стали сами группировки.

При этом наблюдается такая разновидность алкогольного сепаратизма как алкогольный патриотизм, который заключается в нежелании граждан, территориально относящихся к одной группировке, потреблять продукцию другой. По словам Павла Шапкина, особенно ярко алкогольный патриотизм проявляет себя в Санкт-Петербурге, большинство жителей которого предпочитают исключительно питерскую продукцию. В Москве, в силу масштабов мегаполиса и числа приезжих, это явление не столь выражено.


"Москва-на-Неве"

Сильнейшая из трех ведущих группа производителей алкогольной продукции — московская. В нее входят такие гиганты как ОАО "Московский завод "Кристалл" и ОАО "Владалко". Характерно, что представители московской группы единственные, кто работает на экспорт. Другие производители не в состоянии продвигать свой бренд за границей — это требует затрат, исчисляющихся десятками миллионов долларов. Никто, кроме москвичей, пока не может себе этого позволить.

Алкогольная продукция из Северной Осетии также хорошо знакома российским потребителям и заслужила у них определенную репутацию, поэтому конкуренция с этой стороны действительно достаточно сильная. Но эта продукция занимает свою нишу и не выходит за ее пределы.

Петербургская группа производителей алкогольной продукции, как уже говорилось, очень сильна на родных берегах. Крупнейшим представителем данной группы является компания "Ладога". На сегодняшний день питерская группа обладает мощным потенциалом, который позволяет успешно конкурировать с "москвичами" не только в регионах, но и в самой столице и в Подмосковье. Генеральный директор ЗАО "Холдинговая компания "Ладога" Вениамин Грабар считает, что недавний выход "Ладоги" на рынок Москвы это подтверждает.

Павел Шапкин также уверен в том, что питерская группа в целом и "Ладога" в частности способны привлечь внимание взыскательных московских потребителей. На той же пресс-конференции в "Росбалте" он сообщил журналистам, что "Ладога" стабильно держится в первой десятке лидеров отечественного алкогольного рынка. Продукция этой компании получала золотые медали на Международном продовольственном форуме "SIAL CHINA", который проходил в Шанхае в 2003 году, на выставке "Продэкспо-2003", на многочисленных региональных выставках.

На своем предприятии ООО "Ивангород" "Ладога" выпускает весь спектр спиртованных полуфабрикатов, которые используются в медицинских и косметически целях. Столь широкий ассортимент предложений не встречается даже среди московских компаний. "Петербуржцы идут в ногу со временем, потому что используют натуральные продукты. Сейчас это очень актуально", — сказал Павел Шапкин. За последний год доля продукции "Ладоги" на российском рынке увеличилась с 1,5 до 2,25%.

Таким образом, в настоящее время основная борьба на российском алкогольном рынке разворачивается в основном между двумя общенациональными брендами — Москвой и Санкт-Петербургом. Лидер в этой борьбе еще не определен. Приход в Москву "Ладоги" произошел слишком недавно, чтобы уже сейчас можно было подводить итоги. Однако, вероятно, "москвичам" скоро придется потеснится. По-крайней мере, уже состоявшиеся успехи и имеющиеся возможности "питерцев" позволяют говорить об их будущих победах.


Источник: Yarmarka.net