Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Рынок виноградарства и виноделия СНГ: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Импорт молдавских вин в Россию за 2005 год

Импорт молдавских вин в Россию за 2005 год

Обзор импорта молдавских  вин в Россию за 2005 год


На сегодняшний день экспорт практически всех винодельческих компаний Молдавии по-прежнему характеризуется тесной привязкой к российскому рынку и рынкам других стран СНГ. Такая ситуация является результатом исторически сложившихся торгово-экономических отношений. Кроме того, за последнее десятилетие российский рынок оказался относительно освоен молдавскими компаниями, в то же время на нем еще присутствуют слабо проработанные сегменты – особенно это заметно в провинции.

Российский рынок остается приоритетным для молдавских виноделов еще и потому, что "великая иллюзия" массированного выхода на европейские и региональные рынки вина, владевшая умами молдавских производителей и особенно высокопоставленных госчиновников, мягко говоря, не воплотилась в реальность. Никто не собирался – в Европе, Северной Америке, Китае и других странах – встречать молдавское вино "хлебом-солью", и даже вступление Молдавии в ВТО существенно не изменило сложившееся de facto положение. Получаемые же молдавскими винными брэндами золотые и прочие медали, а также сертификаты и грамоты были заслуженным, приятным, но все же антуражем на международных выставках, ярмарках и презентациях.
Серьезный и тем более массированный прорыв пока так и не получился, несмотря на то что некоторые молдавские компании, вооружившись инструментарием современного маркетинга и сделав ставку на качество экспортируемого продукта, сумели выйти на рынки США, Европы и даже Японии.

Россия является крупнейшим импортером молдавских вин: их доля в настоящее время составляет 60% импорта в РФ. Для сравнения: доля болгарских и грузинских вин равна соответственно 12 и 7%. Вместе с тем статистика фиксирует очевидное снижение доли российского рынка в географии молдавского экспорта вин: с 91% в 1996-м до 79% в 2004 году (по предварительной оценке). Одновременно растет доля поставок из других стран СНГ – с 5 до 13% за соответствующий период, а также стран дальнего зарубежья – с 4 до 8%. На эту динамику оказывают прямое воздействие как минимум два фактора.

Во-первых, за последнее пять лет произошло мощное экспортное проникновение на российский рынок винодельческих компаний из Австралии, Болгарии, Чили и ЮАР. Довольно быстро начали находить своего потребителя качественные и сравнительно недорогие вина из далеких, кажущихся экзотическими стран. Экспорт этих вин поддерживается хорошо продуманными рекламными и PR-кампаниями, а также налаженной российской сетью дистрибьюции. Никто не сомневается, что такая стратегия – это "всерьез и надолго", а на подходе появление на российском рынке еще одного серьезного конкурента – американских вин, поставляемых прежде всего из Калифорнии.

В качестве второго фактора выступают очевидные подвижки, произошедшие за последнее десятилетие в менталитете российского потребителя алкоголя. Печально знаменитая антиалкогольная кампания второй половины 1980-х годов имела своим следствием и приобщение россиян к дурному алкоголю – всевозможным плодово-ягодным "бормотухам" и суррогатам. Ситуация стала заметно меняться примерно с середины 1990-х годов: российский рынок вина предложил потребителям широкий ассортимент качественной, в первую очередь импортной, винодельческой продукции. Однако на этот праздник вина многие молдавские компании явно опоздали, продолжая поставлять на рынки СНГ продукцию среднего и низкого качества. Инерционность мышления и убежденность в том, что выпускаемое ими вино самое лучшее в мире, сильно подвели молдавских виноделов: сформировавшийся на постсоветском пространстве в 1960–70-е годы позитивный имидж вина из "цветущей Молдовы" заметно потускнел на фоне качественной продукции из дальнего зарубежья. Нужно признать, что западные маркетологи неплохо исследовали это пространство, сделав правильный вывод о том, что зажиточные и средней обеспеченности слои населения бывших советских республик отдадут предпочтение высококачественным продуктам – тяга к здоровому образу жизни у этих россиян заметна, хотя еще не стала предметом культа – и начнут приобщаться к европейской культуре потребления качественных напитков. Справедливости ради стоит отметить, что потере молдавским вином верхних позиций в рейтинге во многом способствовали и откровенные фальсификаторы, в прямом смысле разбавлявшие суррогатами качественные виноматериалы, поставляемые из Молдавии, и продававшие их на рынках СНГ под известными брэндами.

Именно в этот сложный для молдавских виноделов период на рынках СНГ стали появляться новые компании-экспортеры из Молдавии. Они пришли на емкие рынки России, Казахстана, Украины и Белоруссии, не только предложив лучшее из того, что веками создавали виноделы республики, но и сделав ставку в первую очередь на качество продукта. Эти компании возглавили менеджеры нового типа, многие из которых ранее никогда не занимались виноделием. Но вооружившись знаниями в области управления бизнесом и получив поддержку потомственных виноделов, они образовали "новую волну" молдавских экспортеров вина.

Если к молдавским экспортным компаниям-виноделам "новой волны" применить хронологический критерий, а главное, учесть, кто первым принял адекватные меры в быстро меняющейся рыночной ситуации, то пальму первенства, несомненно, нужно отдать СП АО Acorex Wine Holding. За 10 лет своего существования компания сумела занять лидирующие позиции в экспорте молдавских вин. Сегодня Acorex Wine Holding представляет собой вертикально интегрированную структуру, которая включает в себя альянс восьми виноградарских хозяйств, полностью обеспечивающих винзаводы компании сырьем по первичной переработке винограда. Также ей принадлежит новый завод по розливу тихих вин, расположенный в поселке Крикова недалеко от Кишинева.

Для того чтобы полностью исключить малейшую зависимость от поставщиков сырья, компания создала три совместные предприятия по посадке виноградников. Но даже с такой современной производственно-технологической базой было бы трудно рассчитывать на успех без соответствующих каналов дистрибьюции, которые были оперативно созданы в СНГ и странах дальнего зарубежья. В России официальным дистрибьютором вин Acorex Wine Holding стало ООО "Стандарт ВК" (Москва). Таким образом, был разработан и задействован механизм, необходимый для успешного функционирования бизнеса компании. Этот механизм работает по цепочке "сырье – производство – реализация", при этом предприятие постоянно наращивает обороты: объем экспорта возрос с 4,5 млн бутылок в 1999-м до 14 млн бутылок в 2003 году. По последним данным Acorex Wine Holding, в 2004 году общий объем экспорта этой компании составил 14,5 млн бутылок, из которых 10,4 млн бутылок было экспортировано в Россию.

Структура экспорта Acorex Wine Holding по категориям вина отражает постоянно меняющиеся покупательские предпочтения (рис. 1, 2). На рынке стран СНГ заметны серьезные сдвиги в сторону увеличения потребления сухих и полусухих вин, букет которых обладает особой изысканностью. На российском рынке эти тенденции особенно отчетливо прослеживаются в мегаполисах, в российской же глубинке покупатели по-прежнему отдают предпочтение крепким "ударным" напиткам. Правда, в 2001–2003 годах погода в Молдавии – проливные дожди и засуха – внесла серьезные коррективы в структуру экспорта продукции Acorex Wine Holding: компания сократила экспорт сухих и увеличила продажи десертных вин в России. Однако, как считают эксперты, это не может нарушить очевидных тенденций в покупательских предпочтениях российского потребителя.

Конечно, рассмотрение российского рынка через призму статистических выкладок и бизнес-деятельности всего лишь одной, пусть даже и крепкой, молдавской компании не может служить унифицированной моделью потребления вина в СНГ и тем более в Западной Европе и других регионах мира. В то же время тенденции, существующие на российском рынке вина, на который в первую очередь стратегически ориентирована экспортная политика Acorex Wine Holding, могут помочь виноделам-экспортерам понять рыночные процессы, происходящие на всем постсоветском пространстве.

Приоритетную ставку на экспорт качественного продукта также сделала другая молдавская компания – молдавско-американское СП OOO Lion-Gri. Образованное в 1997 году, это предприятие построило свою схему бизнеса примерно по той же модели, что и Acorex Wine Holding – разумеется, не копируя стратегию своих коллег-конкурентов. Lion-Gri принадлежат собственные виноградники площадью 600 га, пять заводов первичного виноделия, а также новый завод по розливу тихих вин, который расположен в зоне свободного предпринимательства Expo Business Chisinau в черте столицы Молдавии. Каналы дистрибьюции Lion-Gri в статусе представительств компании находятся в Москве и Варшаве (Польша). Также планируется создание дилерской сети в США и Голландии. С целью выхода на максимальное количество сегментов внешних рынков СНГ и других стран Lion-Gri делает ставку не только на качество, но и на широкий ассортимент: компания выпускает более 120 наименований вин и является владельцем 20 собственных марок.

Таблица 1. Структура экспорта вин компанией Lion-Gri по категориям, в натуральном выражении

Категории вин

доля в общем объеме экспорта, %

Красные ординарные

36,0

Белые ординарные

18,1

Красные марочные

13,7

Белые марочные

9,5

Красные высококачественные

12,1

Белые высококачественные

9,1

Коллекционные

0,3

Другая продукция

1,3

 

Как видно из таблицы 1, почти половина экспортируемой компанией продукции приходится на марочные и высококачественные вина. Все это еще раз свидетельствует о том, что на рынках постсоветского пространства складывается тенденция потребления качественных вин.

Львиную долю продукции Lion-Gri потребляют в СНГ, причем большая часть поставок приходится на Россию (табл. 2). Хорошо это для компании или не очень? Как говорится, от добра добра не ищут, и раз бизнес на российском рынке состоялся, приносит стабильные доходы и спланирован на прогнозируемую перспективу с акцентом именно на данный регион, то какой смысл отказываться от этого? Конечно, руководство компании предвидит и появление возможных, порой малопредсказуемых, серьезных подвижек в бизнесе на геопространстве СНГ, особенно после ожидающегося вступления России в ВТО. Чтобы обезопасить себя от возможных рисков и из соображений элементарного маркетинга, компания "пробует себя" в Европе, США и даже в экзотическом Тайване. Пока же Lion-Gri продолжает наращивать объемы производства и продаж и не собирается кардинально менять свою стратегию (рис. 3).

Таблица 2. География экспорта вин компанией Lion-Gri по странам-импортерам, в натуральном выражении

Страны

доля в общем объеме экспорта, %

Россия

91,55

Белоруссия

4,15

Польша

2,63

Украина

0,88

Чехия

0,36

США

0,23

Германия

0,18

Тайвань

0,03

Производство и продажи Lion-Gri

Пожалуй, самым молодым из типичных представителей "новой волны" молдавских экспортеров является СП ООО Vinaria Bostavan. Уловив изменившиеся вкусы потребителей, в 2002 году компания, наряду с действовавшим заводом в микрозоне Онешты, исторически известной по выращиванию белых сортов винограда, полностью модернизировала свой основной завод в селе Этулия – одном из наиболее благоприятных районов для выращивания красных сортов винограда. Однако не только география помогает Vinaria Bostavan поставлять на экспорт высококачественный продукт: если к этому добавить новейшую микробиологическую лабораторию, оборудованные винохранилища, грамотную стратегию маркетинга и гибкую систему дистрибьюции – в Москве был специально открыт "Винный дом Bostavan", – то нетрудно понять, почему всего за два года компании удалось выйти на российский рынок и закрепиться на нем. Помимо России и СНГ, продукция Vinaria Bostavan также экспортируется в страны, избалованные отличными винами, – Швейцарию, Германию, Израиль (рис. 4, 5).

Вместе с тем, стратегия четкой ориентации на геопространство СНГ наряду с высоким качеством экспортного продукта и агрессивным маркетингом остается приоритетной для молодой винодельческой структуры. За январь–ноябрь 2004 года на экспорт ушел практически весь произведенный продукт, а это около 11 млн бутылок вина (соотношение белых и красных вин – соответственно 30 и 70%). В стоимостном выражении это составило солидную для молдавских экспортеров цифру – почти $14 млн. Экспортные цены поставок продукции Vinaria Bostavan на условиях EXW, т.е. поставок с места производства транспортом покупателя, распределяются по следующим категориям: "эконом класс" – от 0,80 до 1,0$ за 0,7 литра; "средний класс" – от 1,0 до 1,50$; "класс выше среднего"** – от 1,8 до 2,0$.

Экспорт по странам вин Vinara Bostavan

Экспорт по типам вин Vinara Bostavan

Конечно же, список тех молдавских винодельческих компаний-экспортеров, которые сделали ставку на качество и конкурентоспособность своей товарной продукции, новые подходы в маркетинге и работе с дистрибьюторами и клиентами, отнюдь не ограничивается тремя названными выше структурами. В то же время рассмотрение именно этих экспортеров имеет очевидные объяснения: их суммарная доля всего российского рынка превысила в 2004 году 16%, а разработанные ими брэнды довольно быстро нашли своего покупателя в России (рис. 6).

Объем продаж молдавских вин на Российском рынке

По многим показателям – производственным, коммерческим и экспортным – в список компаний "новой волны" необходимо включить такие известные структуры, как OOO Invincom, AO Vismos, OOO Dionis Club, СП OOO Grape Valley и другие. Названия этих компаний и их брэнды становятся все более известными на международных рынках и в первую очередь на геопространстве СНГ. Именно они "делают погоду" в винном бизнесе Молдавии, им и предстоит отстоять в острой конкуренции вековые традиции молдавских виноделов.

Очевидные позитивные сдвиги, произошедшие в последние годы в работе молдавских винодельческих компаний, позволили им создать определенный запас стабильности на экспортных рынках, в первую очередь в СНГ. Вместе с тем, наученные горьким опытом частичной потери в первой половине 1990-х годов "своих" исторически освоенных ниш, молдавские экспортеры теперь намерены постоянно подтверждать этот класс.

Источник: Russian Food & Drinks Market Magazine