Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Импорт вина в январе-апреле 2008 года

Импорт вина в январе-апреле 2008 года

Итоги импорта алкоголя в январе-апреле 2008 г.

B 2005 г на нашем рынке активизировалась импортная (прежде всего – украинская) водка, да и административный кризис «натурального виноделия» (январь- февраль 2005 г.), когда стояли винодельческие российские заводы, конечно, поспособствовал росту импорта вина. Два месяца простоя обернулись падением производства российского вина по итогам года до 32 млн дал в 2005 по сравнению с 39 млн дал в 2004 г.

Импорт начала 2007 г. напоминал судорожный процесс ввоза продукции для создания максимально возможного запаса импортной продукции в России на случай еще какого-либо катаклизма, похожего на летний период 2006 г. - впервые за много лет периода дефицита прежде всего импортного алкоголя в России. Поэтому, некоторый спад в начале 2008 относительно 2007 г. вполне оправдан (спад импорта по каким –то позициям в январе-апреле 2008 г. на 10-12% может быть оправдан восстановлением на рынке гармонии между спросом и предложением).

Группа низкоалкогольной продукции: винная группа:

- импорт вина в целом все также ниже на 30-35% в объеме рекордного показателя импорта в 2005 г. Особенностью начала года стало возвращение молдавского вина в Россию, но доля молдавского вина упала в 10 раз (в январе-апреле она не превышает 5% объема импортного вина на нашем рынке). Соотношение в группе импортного виноградного вина вин высокого качества и вина прочего в январе- апреле 2008 г. сложилось: 29% и 71% соответственно. В то же время соотношение импортного и российского вина на рынке меняется: 31,7% импортного вина было в России в 2007 г., в январе- апреле 2007 г. доля импортного вина упала до 27,09%.

- импорт вина виноградного белого высшего качества (без учета крепленых) в апреле вырос относительно показателей апреля 2007 г. на 24,3%, а по итогам января- апреля – на 9,5%. Все высококачественное вино (импортное и российское) занимает не более 7% российского рынка вина, при этом объемы белого вина (без учета крепленого), красного вина (без учета крепленого) и собственно крепленого в рамках группы вин высокого качества практически равны между собой. Важный аспект- тенденция роста поставок именно белых высококачественных вин в этом сегменте. Они уже обогнали красные сухие вина. Потребители начинают предпочитать белое…

- а вот импорт красных высококачественных сухих вин вышел на свой уровень: спад в 2008 г. по итогам января-апреля 17%. Это примерно и есть тот порог, который был превышен в январе-апреле 2007 . с целью создания запаса. Вкусы потребителей меняются: на смену красному сухому на российском рынке качественных вин приходит белое… Если в январе- апреле 2007 г. объем белых был ниже на 23%, то в 2008 г. объем белых превысил объем красных на 2%.

- серьезный рост демонстрируют крепленые дорогие вина: если в январе –апреле 2007 г. они были по объему почти в 2 раза меньше белых высокого качества и в 3 раза меньше красных высокого качества, то уже в 2008 г. они всего на 46% ниже объем лидера- белых вин высокого качества. Кроме того, в Россию практически прекратились поставки (из-за высокой ставки акциза) дешевых крепленых вин.

- белые вина обычного качества: пока потребности нашего рынка в дешевом импортном вине практически равны объему 2007 г. Дело в том, что рынок вина в России с 2004 г. прекратил свой серьезный рост (так с 2004 по 2007 г.г. рынок виноградного вина России в целом вырос всего на 8% в объеме). Основной прирост дал 2007 г. О причинах мы уже говорили, анализируя итоги производства в январе-апреле 2008 г. (это и подорожание приличного вина до уровня свыше 100 рублей, и активный рост потребления дешевого шампанского, и фактическое объединение рынков дешевого вина виноградного и дешевого шампанского и игристого…).

Условий для серьезного объемного роста рынка вина виноградного в России сегодня нет. Импортное вино- это сегмент дороже 110-120 рублей, объем этого рынка ограничен и серьезного прироста не демонстрирует (в отличие от рынка водки). Спад импорта белых прочих по итогам января-апреля 2008 г. 6,5%.

- спад виноградных красных прочих вин серьезнее- 18%. При этом в сегменте прочих вин вкусы нашего населения остались прежними (меняет его в сторону белых лишь богема). Красное вино превышает белое прочее по объему на 27%. Все как и 10 лет назад…

- продолжает свой рост рынок вермутов и прочих ароматизированных вин – прирост к 2007 г. 15%. Говорит это лишь о том, что потребителю все-таки нравятся по- настоящему такие вина, и он все меньше внимания уделяет сказкам виноторговых компаний, занимающихся продажей элитных вин. Объем импорта этой категории вина превышает, например, объемы (по отдельности) вина белого высокого качества, а также вина красного высокого качества… Эта категория вина в январе- апреле 2008 г. составила около 10% от рынка импортного виноградного вина в Россию.

- продолжает свой рост рынок импортного шампанского и игристого. Активизировались поставщики французского шампанского, но не настолько, чтобы расширять границы виноградников в Шампани. Из Франции, производящей около 350 млн бутылок шампанского в год, на экспорт идет около 150 млн , а в Россию не более 2-2,5 млн. Первое место по поставкам этой группы продукции занимают итальянцы (более половины сегмента). Активны в своем движении продавцы Асти. При этом объем импорта занимает на российском рынке не более 6-7% от рынка шампанского и игристого в целом.

- на 16% вырос импорт плодовых вин за 4 месяца 2008 г. В России наблюдается очередной пик цикла потребления плодовых вин (цикл равен примерно 4 годам). Импортные плодовые вина составляют около 9% российского рынка плодовых вин.

- в 3,6 раза вырос импорт САН – снижен акциз на продукцию в России, рынок восстанавливается, но доля импортных САН в России крайне незначительна, так же как и доля импортного пива, объем которого практически удвоился. Как «большую победу» (чтобы перестали их упрекать в пивизации населения) отметил пивной рынок снижение производства по итогам января- апреля 2008 г. на почти 2% относительно 2007 г., но если учесть импорт и экспорт, то окажется, что рынок пива все равно вырос за этот период.

Группа крепкого алкоголя:

- импорт водки (без учета ЛВИ) вырос на 38%. В целом объем импорта водки и ЛВИ по итогам января-апреля составил 5,6% российского рынка водки и ЛВИ (в 2005 г. при практически том же объеме легального рынка импорт составлял до 7%). Водки ввезено в 2008 г. около 1,3 млн дал. Кстати, этот объем сопоставим с объемом коньяка и бренди, завезенного в Россию - около 1,0 млн дал. Рост объема импорта водки объясняется некоторым ростом поставок водки из Швеции и Финляндии, но в основном – благодаря восстановлению позиций украинской водки на российском рынке с участием новых игроков.

- рынок крепких ЛВИ вырос на 6% в 2008 г. Причем объем крепких ЛВИ лишь на 40% ниже объема ввезенной водки. Рынок импортных крепких ЛВИ продолжает расти вместе с российским сегментом этой продукции.

- рынок ЛВИ <25% вырос на 19%, но объемы импорта этого сегмента в 6 раз меньше объема импортной водки и в 3,5 раза крепких импортных ЛВИ. Российские потребители (преимущественно, женщины) скорее будут продолжать пить ликеры, чем водку.

-на 40% вырос в январе-апреле 2008 г. импорт коньяка. Импортный коньяк и бренди составили в 2008 г. 26% российского рынка коньяка. Соотношение российского и импортного коньяка приблизилось к соотношению российского и импортного вина (сырье одно, и сырьевые проблемы одинаковы, как и объемы фальсификата на нашем рынке – около 35% на рынке российского вина и российского коньяка). Объем импорта коньяка лишь на 30% ниже объема импортной водки.

- виски: объем импорта в 3,5 раза ниже импорта водки. При этом спад импорта на 14% относительно избыточного импорта начала 2007 г., то есть выровнялись спрос и предложение. При этом в 2007 г. объем импорта виски почти удвоился.

- ром: спад на 7,5% относительно января- апреля 2007 г. Рынок выровнялся. При этом объем импорта напитка №2 после виски в 5,5 раз меньше объем виски. Импорт рома в перовой половине 2007 г. также значительно превышал потребность рынка.

- импорт текилы: «идеальный» спад объема в 12%. Преодолен избыточный импорт прошлого года. Объем импорта текилы в 13 раз ниже импорта виски.

- импорт джина: спад в 4,5% по итогам января- апреля 2008 г. Напиток, популярный лет 10 назад, свою популярность утрачивает в условиях роста популярности виски и рома. Ром не так давно потеснил текилу на российском рынке.

Сырьевая группа: удивительное падение импорта коньячных спиртов (на 47%) и виноматериалов (на 20%) при росте производства отечественной продукции при отсутствии такого быстрого потенциала роста производства отечественного сырья.

В целом импорт алкоголя в январе-апреле 2008 г. не преподнес никаких неожиданных сюрпризов. Все развивается в русле уже обозначившихся в 2007 г. тенденций. Какие –то изменения может принести вступление Украины в ВТО, но наши чиновники явно «закроют» эти лазейки для поступления дешевой продукции с Украины. Внушает опасения антироссийская политика Украины. Вопрос с Крымом и нашим флотом только начинает подниматься… В этих условиях мы бы рекомендовали украинским производителям активнее создавать свои производственные плацдармы в России.

Активизация финансовой деятельности западных компаний на российском рынке не приведет на рынке импорта водки к серьезным изменениям. На рынке российского вина перемены будут и серьезные: иностранцы никогда не смирятся с тем, что их вина, стоящие в магазинах Европы по 2 евро продаются у нас по 10, а маржу получают не они… Но самый интересный вопрос – повезут ли в Россию самый дешевый виски, который может стоить в наших магазинах не более 150- 200 рублей за 0,5 л, а при желании - ниже? Захотят ли западные компании сломать рынок российской премиальной водки?

Источник: yarmarka.net