Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Рынок виноградарства и виноделия СНГ: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Иностранные эксперты провели предстратегические исследования винодельческой отрасли Молдовы

Иностранные эксперты провели предстратегические исследования винодельческой отрасли Молдовы

Почему неконкурентоспособны молдавские вина?

Виноградник, виноград и вино Нужно было провести международную конференцию «Конкурентоспособность винодельческого сектора Молдовы: изучение успеха зарубежных стран»,  чтобы открыто заявить о проблемах, накопившихся в стратегической отрасли страны.

Потери отрасли в 2006 г. оцениваются в $180 млн, что сопоставимо с прибылью, полученной за последние 10 лет. Сегодня виноделы ждут от государства не денег, а избавления от огромных нагрузок. Мнения зарубежных экспертов и местных прозвучали в унисон. Сегодня наши вина неконкурентоспособны и в России, и в других странах, не смотря на то, что их качество заметно улучшилось. Из-за произошедших за последние полтора года изменений в законодательной среде, относящейся к данной отрасли, винодельческая продукция стала значительно дороже. Сказался и устный запрет экспорта вин наливом. В итоге поставки тихих вин в Польшу за восемь месяцев 2007 г. по сравнению с тем же периодом 2006-го снизились на 35%, в Чехию – на 33%, в Великобританию – на 47%, в США – на 11%, в страны Азии – на 35%, в Белоруссию – на 73%.

Зарубежные эксперты, проводившие предстратегическое исследование отрасли, проанализировали структуру стоимости продукта и формирование его цены. Они сравнили затраты на производство одной бутылки красного качественного вина, предназначенного для западных рынков, в Молдове и в Калифорнии. Получается, что закупка и доставка винограда до завода в нашей республике обходится в $0,9, а в Калифорнии это дешевле - $0,7. Непосредственно производственный процесс у нас тоже дороже – соответственно, $0,14 и $0,12. И на расходы по сертификации в Молдове надо потратиться, они составляют 2 цента на бутылку (не указан объем партии), в то время как в США – ноль. У нас дешевле только сама бутылка ($0,15 в сравнении с $0,20) и картонный короб (соответственно, $0,05 и $0,12). Общая себестоимость товара в Молдове - $1,44, в Калифорнии - $1,32. С 20-процентной прибылью эти значения будут выглядеть как $1,8 и $1,65 не в нашу пользу. При этом в цену не включены расходы на маркетинг.

По мнению специалистов, молдавский виноград слишком дорог по сравнению с виноградом в странах Нового мира. Но и по отношению к аналогичному сырью в Западной Европе его цена тоже высока. Например, он в два раза дороже, чем в Германии.

В Молдавской винной гильдии выполнили расчеты цен для нескольких видов вин, экспортируемых в Россию (каждая партия из 500 бутылок одного наименования с маркетинговым бюджетом). Например, для столовых вин их производственная себестоимость составляет $1,1. К этому надо добавить расходы на разрешительные процедуры, куда входят получение торговой марки ($0,02), сертификация "Молдова-вин" ($0,19), хранение в складе временного хранения в Солнцево - "одно окно" ($0,17), сертификация "Роспотребнадзора" ($0,48) – всего $0,86.

Затем необходимо приплюсовать затраты на импорт: транспорт до СВХ ($0,15), затраты по импорту ($0,14), акциз ($0,09), НДС ($0,24). Импортер получает товар уже по $2,57 и накладывает на нее свою торговую надбавку ($0,51) и маркетинговые затраты ($0,51). Региональный дистрибьютор прибавляет свою наценку ($1,08) и торговая точка свою ($1,4). На полку молдавское ординарное вино попадает по цене $6,08, или 152,7 руб.

Специальные вина, например "Мускат", при аналогичных подсчетах будут стоить $8,43, или 210,67 руб. (производственные затраты - $1,25), а "Кагор" - $8,85, или 221,14 руб. (производственные расходы -$1,4). Такая схема с нулевой прибылью возможна только для компаний, у которых есть собственная дистрибьюция в России. Для остальных предприятий цены будут еще выше. Но и в первом случае они неконкурентоспособны. Напомним, что вина Нового света продаются в России в основном по 120-130 руб. за бутылку.

Правительство может помочь винодельческому сектору сделать продукцию более конкурентоспособной, отменив и упростив некоторые платежи и разрешительные процедуры. По оценкам экономистов предприятий, затраты, связанные с введением государственной торговой марки, составляют от $0,07 до $0,2 на бутылку. При разработке марки не была предусмотрена ее автоматическая наклейка. Бумага, на которой она печатается, не подходит для применения в автоматических аппаратах наклейки. Поэтому приходится использовать большое количество неквалифицированных рабочих для выполнения этого процесса вручную, что связано с дополнительными расходами.

Кроме того, для шести предприятий, работающих в условиях зон свободного предпринимательства, приобретение государственной торговой марки стоимостью 20 банов для каждой бутылки алкогольной продукции означает дополнительный налог, которого не должно быть, т.к. в течение первых 10 лет деятельности в ЗСП условия бизнеса не должны ухудшаться.

В 2007 г. была отменена серийная сертификация продукции, которая осуществлялась Национальным институтом стандартизации и метрологии. Серийный сертификат выдавался на три года. Никаких постановлений о его отмене не было опубликовано. Однако таможенные органы республики начали признавать только сертификаты, выданные Национальным центром проверки качества алкогольной продукции.

Продажа алкоголя внутри страны без этих документов также запрещена. Стоимость сертификата соответствия составляет 1078,89 лея. Стоимость сертификата для экспорта в Западную Европу Vi1 сопоставима. В среднем расходы на сертификацию на одно наименование для одной отгрузки оцениваются в 1152 лея. Можно их удешевить, подавая в одной заявке несколько поставок, но этот способ не всегда приносит ощутимый эффект. Один из руководителей сравнил расходы на эти цели по-старому и по-новому. В первом случае они оцениваются в сумму 190 тыс. леев в год на производственный план в 4,5 млн бутылок, во втором – 4 990 тыс. леев (в 26 раз дороже!).

Но самое главное – эта кипа бумаг, за которую заплачены огромные деньги, никому за пределами Молдовы не нужна. На Западе нет обязательной сертификации, она носит добровольный характер. Там существует институт закупщиков, ни один из которых не поставит некачественное вино на полку, потому что его невозможно продать. Это закон рынка. Но и в странах СНГ наши документы не признаются. Россия все равно принимает продукцию на основе документов "Роспотребнадзора".

Кстати, и вина наших конкурентов из Старого и Нового света, поступающие на российский рынок, не сертифицированы в своих странах. Сертификационные службы Украины самостоятельно проводят сертификацию винодельческой продукции из РМ и выдают серийные сертификаты. Остальные страны СНГ готовы и хотят работать по серийным сертификатам, выданным Национальным институтом стандартизации и метрологии или "Ростестом". Фактически сертификация каждой отгружаемой партии нужна только агентству "Молдова-вин", но связанные с ней затраты возложены на производителей. Получается, что государство устроило на этом деле бизнес.

Предприниматели считают, что необходимо вернуться к старой системе сертификации. Расходы на сертификацию и торговую марку лишают виноделов прибыли, т.к. эти затраты покрываются именно за счет ее доли. Зарубежные партнеры не понимают роста цен на нашу продукцию из-за этих нововведений. Они говорят, что это - проблемы молдавских производителей, поскольку в законодательстве их стран нет таких требований. Государственной торговой марки нет ни в одной стране мира. Поэтому импортеры не признают этих расходов и настаивают на том, чтобы из калькуляции цены они были вычеркнуты. Кроме того, изменение процедуры отправления заказа влечет задержку отгрузок на две-три недели. От клиентов поступают претензии на несвоевременность поставок, а транспортные компании требуют возмещения простоев.

Еще один резерв для удешевления наших вин кроется в таможенной пошлине на вспомогательные материалы, используемые в виноделии, многие из которых в Молдове не производятся. Например, таможенная пошлина на активированный уголь установлена в размере 6,5%; кизельгур/бекогур (для фильтрации) – 5%; перлит (для фильтрации) – 6,5%; на моющие средства для оборудования – 5,5%; пробку-агломерат – 5%; дрожжи (выпускают три концерна в мире) – 15%. Поскольку от виноделов требуется более высокое качество вина, в технологическом процессе запрещено использовать сахар. Вместо него разрешается применять вакуум-сусло, которое производится в южных странах, откуда его Молдова импортирует. Пошлина на вакуум-сусло составляет 15%.

Таким образом, только таможенная пошлина на вспомогательные материалы, не производимые в республике, делает каждую бутылку молдавского вина дороже на 7-8 центов. По 10 центов добавили новая процедура сертификации, укрепление курса лея и других национальных валют в странах СНГ и инфляция.

Сборы в фонд по поддержке закладки виноградных насаждений, по мнению производителей, в настоящее время слишком обременительны. Например, чтобы реализовать 4,8 млн бутылок вина, необходимо заплатить 1,99 млн леев. Сегодня производителям не по силам еще и эти расходы.

Иностранные эксперты, выполнившие предстратегическое исследование отрасли, в своей работе отметили те же проблемы и полагают, что необходимо создать двойную систему сертификации: одну для стран СНГ, другую - более адаптированную к модели ЕС – для остальных стран. Также есть смысл разрешить частным лабораториям (сегодня их четыре) предоставлять услуги по сертификации вин на экспорт и упростить эту процедуру. Гораздо важнее обязательной сертификации продукции для работы на западных рынках сертифицировать предприятия по системам ISO и HACCP, без которых очень трудно поставить вина на полки супермаркетов в ЕС.

Консультанты считают, что правительство должно немедленно начать разработку кадастра плантаций виноградников. Кадастр важен для системы учета, который является первостепенным условием для возобновления экспорта в Россию, и, возможно, в ближайшее время станет обязательным для экспорта в ЕС.



Источник: vinmoldova.md