Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие России / Публикации СМИ / Итоги января-февраля 2007 года

Итоги января-февраля 2007 года

Заметки дежурного по алкогольному рынку

Вот и подоспели итоги января – февраля 2007 года. Скучные цифры... Пыльные... Будущие экспонаты музея алкоголя имени Г. Онищенко.  Если рассматривать их в отрыве от 2005 года. Потому как победные реляции роста в 10-15-20 раз по сравнению с 2006 годом лишь напрягают. Итак, производство этилового спирта из пищевого сырья в январе – феврале 2007 года составило 10,23 млн дал (158,7% от уровня аналогичного периода прошлого года). Напомню лишь одно: в 2005 году было произведено за год около 75 млн дал, а в 2006 г. около 55 млн дал. Производство спирта этилового в январе-феврале 2005 года составило 12 млн дал (97,2% от уровня аналогичного периода 2004 года). Так что отставание от 2005 г. пока 15%. В феврале произведено 4,65 млн дал спирта (149,1% к уровню февраля прошлого года). Что будет со спиртом в этом году? Его производство, судя по всему, составит где-то 66 -68 млн дал, если ничего не изменится за это время.

Поскольку виноградные вина- стратегический продукт имени Г. Онищенко, то к ним – особое внимание. Производство вин виноградных в январе-феврале 2007 года составило 5,4 млн дал (выросло в 14 раз по отношению к аналогичному периоду прошлого года). В феврале произведено 2,7 млн дал (выросло в 7,2 раза по отношению к уровню февраля прошлого года). Рынок вина лихорадит третий год: по итогам января-февраля 2005 года производство вин виноградных составило 3,3 млн дал (65,6 % от уровня аналогичного периода 2004 года). Ну, и справедливо дать цифру 2004 года: производство вин виноградных в январе- феврале 2004 года составило 5 млн дал. Таким образом, российские производители 2007 года опережают удачный в производственном отношении год- 2004 на 8%. Прирост крайне мал, если учитывать, что в 2004 году импорт не просто рос, а "пер" в дешевом сегменте (молдавском, болгарском), которым и прирастает сегодня российское вино. В минувший выходной я видел в московских сетевых магазинах краснодарские вина по 32-37 рублей за 0,75 л. И мне стало страшно за российского потребителя... Вывод один: начинается поляризация российского вина. "Пойла" по 30 рублей в Москве никогда не было в последние годы, а теперь появилось. Идет процесс четкого размежевания российского вина и его производителей. Дерьмовым российским вином наелись за последние полгода. Начинается снижение темпов прироста и роста его вообще. На этом фоне очень прилично выглядят 5-7 российских хороших заводов.

Вин шампанских и игристых в январе-феврале 2007 года произведено 1,92 млн дал (выросло в 10,2 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года). В феврале произведено 0,9 млн дал (выросло в 4,7 раза по отношению к уровню февраля прошлого года). А вот посмотрим лучше на 2005 год: производство вин шаманских и игристых в январе-феврале 2005 года составило 1,15 млн дал (93,2 % от уровня аналогичного периода 2004 г.). То есть, в 2004 году- 1,24 млн дал. Таким образом, явный прирост к 2004 г. в 2007 г. на 56%. 2004 год был более приличным для виноделов России. Но шампанистам все трын-трава. Они спокойно прибавляют себе по 10-12% в год обычно... И акциз на шампанское не менялся уже лет 5-6...

Коньяков в январе-феврале 2007 года произведено 1,08 млн дал (выросло в 7,2 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года). В феврале произведено 0,52 млн дал (выросло в 4,2 раза по отношению к уровню февраля прошлого года). И опять – это пустые цифры. Берем 2005 год: производство коньяка в январе-феврале 2005 года составило 0,454 млн дал (93,1% от уровня аналогичного периода 2004 года). Таким образом, спурт российских коньячников в ущерб российскому потребителю в условиях антирыночной альтернативы (кстати, наивные молдаване все еще думают, что их пустят в Россию, там сейчас работает комиссия из России и требует от предприятий ИСО...- так что лет через несколько и появится молдавское вино и коньяк в России как раз) продолжается: выпущено в 2,4 раза больше чем в 2007 году.

В общем, итоги скучные и не очень интересные, отражающие выход из кризиса (это радует) водочников; развитие кризиса производителей вина и коньяка (в связи с отсутствием тормозов развития и элементарной конкуренции- это огорчает).

Еще несколько мелких впечатлений от происходящего: у нас регулярно освещают в прессе европейский спор о водке между традиционным взглядом производителей классической водки (Польшей, скандинавами, прибалтийцами без участия России) с остальной Европой, которая хочет видеть водкой все крепкое и похожее на наш национальный напиток. Традиционалисты уже 500 лет используют в качесвте исходного сырья пшеницу, картофель, свеклу... Остальные- что попало...Пересмотр европейского законодательства о водке вызвал весьма бурную реакцию со стороны новых членов Евросоюза: главным поводом для конфликта стал вопрос о том, можно ли считать водкой спиртные напитки из риса, сахарного тростника и винограда. Эти напитки появились благодаря довольно туманной директиве о том, что водка должна быть произведена из "сельскохозяйственных продуктов", принятой в 1989 г., когда только что пал "железный занавес", и многие страны Восточной Европы не имели таких тесных политико-экономических связей с западными собратьями, как в настоящее время. Те же поляки были вынуждены после своего вступления в ЕС отказаться от вина из смородины и яблок, чтобы их приняли в ЕС. Все пошли на какие-то жертвы ради вступления, а Европа пожертвовать своей водкой ради новых членов не хочет. Но самое главное: посмотрите – в чем главная позиция тех же англичан: британские дипломаты отстаивают позицию, согласно которой для потребителя существенна лишь разница в цене, и нет никакого отличия у вкуса классической водки из пшеницы и новой водки из винограда. Подход, которым руководствуются те же англичане, испанцы и прочие очень интересен, разница в подходе принципиальная не в исходном сырье, а в том, что наших производителей волнует при одинаковом производстве исходное сырье (это понятно- хочется сохранить свой приоритет при постоянном росте потребления крепких напитков и водки в частности в мире, тем более в условиях незарегистрированности бренда "водка"), а иностранцев – разница в потребительских ощущениях от продукта (вкус продукта). То есть, во главу угла они ставят (как общество высокого потребления и бесконечной защиты прав потребителя в условиях давнего тотального подавления прав потребителя маркетингом и рекламой) лишь потребительские свойства. И поэтому- примирения в позициях не будет. 90% за то, что восторжествует "рисовая" точка зрения. Россия в стороне не только потому, что не входит в ЕС. Она над спором, потому что государству абсолютно наплевать на это дело (не ФКП же будет отстаивать интересы государства в международных спорах), а кроме того у нас в России глубоко сидит в мозгах то, что якобы на западе как и мы – все считают, что настоящая водка – это водка из России (с этим слоганом мы выйдем и всех победим!).

Все и повсеместно СМИ отмечают со слов местных властей особенность2006 и 2007 г.г.: все больше фальсификата появилось в торговле алкоголем. Цель субъектов Федерации понятна- им необходимо вернуть себе свои права по восстановлению не добровольной, а узаконенной жесткой и аккредитации и сертификации. 15 марта в пресс-центре "Интерфакс-Урал" прошла пресс-конференция на тему "Качество товаров и услуг в Свердловской области: цифры и факты". Количество фальсификата в 2006 г. выросло в полтора раза по сравнению с 2005 г. В 2006 г. специалисты провели 1,5 тысячи проверок алкогольной продукции, проверено было 517 000 литров, 59 000 изъято по обвинению в фальсификации, несоответствию маркировке, химическим и органолептическим показателем. На виновных были наложены штрафные санкции – 1 миллион рублей, через суды сотрудники Роспотребнадзора надеются "извлечь" еще 1 миллион штрафов. Статистика по количеству фальсифицированного алкоголя росла в последние годы бешенными темпами. В 2004 году изымали только 2% фальсификата, в 2005 – 15%, в 2006 – уже 30%. В 2007 году статистика может быть еще более устрашающая. После всех этих цифр вопрос остается один- что реально выросло: количество фальсификата или неподкупность проверяющих? А куда отнести всю молдавскую и грузинскую продукцию, всем чохом за 5 лет признанную "несоотвесвтующей"? И самое прискорбное в том, что легального фальсификата действительно становится все больше (не говоря о нелегальном): это именно та прибавка в производстве российского вина и коньяка в 2006 г., которая произошла... То винное пойло, которое появилось от российских заводов по цене до 55- 60 рублей в магазинах... Те коньяки, которые "выросли в России за год" из непонятно откуда взятого коньячного спирта... Одновременно выросла и потребность в росте результатов проверок и уверенности в росте неподкупности проверяющих... А теперь представьте рынок Свердловской области – где-то третьей- пятой по населению в России- около 4 млн человек. Тупо выделим им 3% всего моря алкоголя в России исходя из населения... Если считать их самыми бдительными, то умножим выявленный фальсификат (59 000 литров) на долю алкоголя, приходящуюся на область- 1 к 33. Выходит, "захлестнувший Россию фальсификат!!!"- в 2006 году – в районе 2 млн литров продукции. Стоит ли ради этого шашкой махать и вообще что-либо проверять? А теперь сравните эти смешные цифры с реальным фальсификатом, оставшемся в тени. По моим личным расчетам фальсфиката в России с учетом нелегальной водки не менее 65-70 млн дал (водка, вино, коньяк).

Александр Сиваков, независмый эксперт алкогольного рынка

Источник: Ярмарка