Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Как сформулировать философию алкогольного рынка. Часть 2

Как сформулировать философию алкогольного рынка. Часть 2

К вопросу о философии алкогольного рынка и проблемах учебы государства по управлению обществом и нашим рынком. Часть 2

Но остаются еще нелегальные выплаты, которые значительны. И в первую очередь, происхождение нелегальных выплат в отсутствии легального органа, лоббирующего интересы алкогольной отрасли в виде депутатской группы или фракции в Госдуме или местных законодательных органах. Российские законы "продаются" уже 18 лет и достаточно дорого. России просто необходимо и срочно принимать закон о лоббизме, только так можно будет бороться с коррупцией в экономике и любой другой сфере. Безусловно, стремление к принятию данного закона натолкнется на жуткое противодействие депутатов и чиновников- у них уже выстроена система нелегального лоббизма, в которой крутятся огромные деньги не только алкогольного рынка.

До сегодняшнего дня существует система алкогольного лоббизма, связанная с тайными каналами передачи денег наверх. У нас почему –то ошибочно считают, что бизнес- объединения смогут сами лоббировать интересы алкогольного рынка в органах власти. Но нужен механизм лоббирования. Нужна легальная группа депутатов, которая честно и откровенно заявит- мы лоббируем интересы прогрессивной части бизнес- сообщества алкогольного рынка, которая против алкоголизации общества, за умеренное потребление алкоголя, участвует в социальных программах государства и общества в рамках согласованных сумм (те самые 400 млн рублей). Задача бизнес- объединений- выработать единое консолидированное мнение бизнеса и рынка по тому или иному вопросу, оформить его вместе с Экспертными советами. В спешном порядке перед уходом старая Дума приняла Закон о СРО. Как это будет реализовываться на практике- не ясно, но это элемент либерализации... А дальше сегодня легальная цепочка прерывается. Я помню – как 10 лет назад первые владельцы алкогольного бизнеса пришли во власть- в Госдуму. На них надеялся алкогольный рынок, хотя и шли они от своих территорий. Им бы и сосредоточить свою деятельность в области реформирования алкогольного рынка, но – увы: они сосредоточились на защите интересов только своих бизнесов. Неэффективен собственник бизнеса во власти (если бизнес его крупный, то он начинает лоббировать монополизацию и укрупнение бизнеса в стране, а это противоречит здравому смыслу и экономической политике в такой большой по территории стране как Россия), нужны другие грамотные и даже патриотичные люди для этой цели. Во власти сегодня в принципе нет "государственников"; это вполне объяснимо: сегодня человеку нет смысла работать на государство и в его интересах- ведь нет никакой перспективы и надежды на то, что это государство о нем- чиновнике или депутате — позаботится в дальнейшем – достойной пенсией, социалом и т.д. Сегодняшние партии бестолковы в вопросах алкогольной политики до полной безграмотности (если судить даже по их руководителям в период единой и справедливой перепалки). От них проку не будет, им проще бросать с трибун лозунги о госмонополии и трезвом образе жизни. Партию свою – умеренных любителей алкоголя- тоже создать не дадут. И у населения, и у бизнеса, и у государства, и у власти есть свои интересы в области в области алкоголя. Даже у общественных институтов (не берем медиков – наркологов с неадекватной психикой) — кричат они так громко лишь потому (помимо возможности заявить о себе), что и они получают деньги и от государства на "благие цели борьбы с ядом", и от бизнеса в виде пожертвований.

Итак, нам нужна не тайная лоббистская группа во власти, а легальная группа депутатов. Не надо иметь фракцию (посмотрите- сколько депутатов заседало в Америке), достаточно 5, которые бы во всеуслышании и открыто заявили- мы защищаем интересы легального алкогольного бизнеса и населения России, связанные с наличием в России качественного и легального, общедоступного для взрослого населения России алкоголя.
Для перехода алкогольного рынка к своей активной защите и цивилизованному лоббизму не хватает: структуры законного и легального лоббизма- закона; государственной долгосрочной политики в сфере производства и оборота алкоголя; официальной философии российского алкогольного рынка. И на первое место я сегодня поставил бы даже философию алкогольного рынка, которая "как бы" должна убедить государство и общество (хотя все хорошо понимают) в том, что алкогольный рынок и бизнес лояльны власти, готовы делиться (но- легально). А на самом деле открытая позиция алкогольного бизнеса должна помочь государству и общественным институтам убедить население в том, что власти и общественным институтам небезразлично состояние общества. В России происходит попытка возрождения партий- близнецов – монополистов власти. Такая политическая структура создана (искусственно- обе партии, поскольку общество их "родить" не смогло)... "Рулить" государством наша власть учится,; она учится медленней, чем хотелось бы, но ее выручили рост цен на нефть и еще кое-что. Хотя спровоцировать рост цен на нефть (из области фантазий) в мире наши спецслужбы вполне могли... Вместо решения проблемы "Еды" власть пытается решить отдельно проблему "Питья".

Полтора года назад (когда шли "соревнования" между партиями по предложению самой строгой госмонополии на алкоголь в России) казалось, что наш рынок может стать не только разменной монетой в предвыборной гонке двух партий. Популизм без знаний реальной экономики- страшное дело... Поэтому – с государством сегодня надо срочно дружить, думая о перспективе этих отношений. И хотим мы или не хотим, но нам придется формировать общественную философию алкогольного рынка. Поскольку в плохую конструкцию любого закона или указа уже заложен кризис. Как показал 102 закон: в последний момент в созданный даже в интересах небольшой группы операторов и "проплаченный" закон может влезть кто-то посторонний...

В философии должен быть не только процесс социальной ответственности бизнеса- посыпание его голов пеплом; в ней должен быть откровенно изложен тот позитив, который несет человеку и обществу алкоголь и легальный алкогольный бизнес; ту пользу (экономике, обществу, человеку), которую он приносит. Философия должна быть искусной: это должно быть и защитой бизнеса и его наступлением. Любая борьба с алкоголем уже подразумевает проигрыш (результаты которого затем позитивируют подретушированной статистикой), так, борьба прежде всего превращается в административную и информационную борьбу, всегда противоречащие личным интересам нормального человека...

Ни одна форма госмонополии алкогольного рынка не направлена во благо конкретного человека (ни здорового, ни алкоголика); это форма защиты государством прежде всего своих интересов (экономических и других, вторичных и побочных явлений- демография, здоровье- прежде всего расходы на него и т.д.). Госмонполией государство и общество пытаются защитить себя от своих граждан и их пороков. Но, зная, как государство России умеет это делать, нельзя допустить развала алкогольного рынка прежде всего потому, что в данной ситуации мы (профессионалы рынка) знаем о последствиях той же региональной Госмоноплии торговли, власть – нет.

Если сегодня и есть что-то, напоминающее разрозненные обрывки философии рынка, то в них как в зеркале отражается алкогольная "безнравственность" государства. 16 лет никто не обращал внимание на то, что все эти годы нелегальный рынок, а последние 7 лет и сегмент суррогатного рынка гармонизировали наше государство и общество. "Гармония" достигалась балансом легального и нелегального рынков и обеспечением малоимущего населения доступным качественным нелегальным алкоголем. При этом создавалась иллюзия улучшения ситуации: каждый год росла ставка акциза, увеличивая поступления в бюджет (до тех пор пока против этого не выступили сами гос. органы год назад (что не помешало в концов концов принять программу роста акцзов на 20% на 2008-2010 г.г.): Минфин и Счетная палата, поняв, что прирост ставки акциза на 8% дает прирост поступлений не более 2% (они поняли, что загнали акцизную политику в тупик; ведь при этом легальный рынок не рос, а нелегальный и суррогатный не сокращался). Всех устраивала философия двойных стандартов: с трибуны ругали ситуацию на алкогольном рынке, но делали законодательно все, чтобы выжать из ситуации максимум денег в легальном и нелегальном секторе. Кроме гармонии существовал (и существует, а если б не кризис, то и продолжал существовать вечно) баланс алкогольных интересов (позитивных и негативных; государственных, общественных, частных).

Все 16 лет рынок развивался сам по себе под жестким контролем государства (позитив исходил от бизнеса в большей степени) и тем самым обеспечивал и политическую стабильность в обществе (ради этого власть разрешила иметь рынку столь представительный нелегальный сектор). Ведь наше общество остается стабильно недоразвитым с точки зрения капитализма и продолжает ждать возмездия в виде деприватизации большей части некогда государственной собственности, в связи с чем фактически государство должно быть временно (до перелома психологии основной массы населения до уровня капитализма) заинтересовано в определенном уровне алкоголизации общества, но вынуждена говорить об ином. Непродуманная алкогольная реформа в интересах крупного бизнеса при вмешательстве Грефа, приведшая к кризису на самом остросоциальном рынке, в том числе и его потребительском сегменте, как раз и показала всю двойственность ситуации, а также продемонстрировала недостатки политического и экономического характера нашего государства. На многих рынках происходили внутренние кризисы бизнеса, но это приводило лишь к укрупнению или переделу рынка без общественно значимых последствий. Уникальным явлением последнего нашего кризиса стало то, что он явился катализатором целого ряда общих событий в бизнесе: он показал всем профильным рынкам – как его в любой момент может "сделать" государство, если захочет. В то же время пивной рынок демонстрирует, что есть для власти "священные коровы". Кроме того, бизнес осознал, что он не так уж бесправен и может за себя постоять хотя бы в СМИ (он не бесправное быдло, поскольку легально и нелегально "содержит" государство). Бизнес при всей своей подконтрольности начал представлять опасность для государства. Он стал норовист и еще призывает к саморегулированию; так и до отделения от государства недалеко. Алкогольный бизнес продемонстрировал возможность активного воздействия на общество и общественное мнение через деловую и неделовую прессу без всякого вложения серьезных денег через нескольких спичрайтеров- аналитиков, умеющих взаимо увязывать ситуацию на алкогольном рынке с общественно- политической и экономической жизнью страны. Правда, бизнес уже сделал в этом плане шаг назад, его осадили... Но это уже было...

Вот в такой ситуации мы и должны сформировать свою философию для государства и общества. Абсолютно безопасными для государства и никчемными для широкого бизнеса являются уже существующие более 10-15 лет общественные организации. Они уже давно у трона власти и всячески сопротивляются развитию альтернативных организаций- молодых, которые также созданы в интересах государства. Даже между этими организациями и то- конкуренция. Они рвутся к власти и могут быть использованы рынком в своих интересах, но их задача привести к власти своих руководителей, в интересах которых они и были созданы. Наибольшую опасность и одновременно привлекательность для власти представляют собой профильные бизнес- объединения, имеющие что сказать, а не только умеющие выстраивать теневые бизнес- схемы и схемы нелегального лоббизма. Власть должна показать себя цивилизованным организмом, а значит предоставить бизнесу возможность иметь институты легального лоббизма в Думе и Совете Федерации и т.д. Не хотелось бы, что бы этот процесс протекал по аналогии с политическим: в политике нынешнему президенту надоела демократическая клоунада и он создал сначала одну, а затем вторую партию... Так же может произойти и с легальным лоббизмом: депутатов помимо распределения по Комитетам еще "обяжут" партийным решением лоббировать какой-либо рынок...

Философия алкогольного рынка и должна позволить сформировать легальное алкогольное лобби в органах власти. Саморегулирование рынка, о котором говорят нынче и один депутат даже в интересах интересующего его рынка создал проект закона о СРО 4 года назад (а месяц назад закон был спешно принят), является ничем иным как мечтой, аналогичной коммунизму (хотя в это понятие можно вложить вполне скромное по сути содержание под звучным названием).

Профильные бизнес- объединения "злые" и "голодные". Они могут быть реальными возмутителями спокойствия государства и общества. У них два пути: революционный и обреченный на поражение; и философски- эволюционный – сблизиться с властью, если государство увидит их профессионализм, силу и влияние, а не только "лизоблюдство"; медленно мимикрируясь развиваться вместе с государством (деградируя или наоборот в зависимости от движения власти), захватывая по мере движения свой кусок влияния. Реакция государства тоже может быть различной: государству понадобился год, только чтобы осознать наличие кризиса в стране на очень важном рынке (после слов Минфина, Президента и Счетной Палаты), а реального сближения с бизнесом до сих пор нет, как нет и мер по преодолению административного кризиса тоже нет (только перенос сроков). Вместо этого год назад планировали создать монстра по контролю за потребительским рынком, дабы прикрыть грехи некоторых структур Минздравсоцразвития. Слишком много внимания сегодня уделяется выборам; они заслонили собой проблемы реальной экономики. Не до алкогольного рынка будет власти, если он не поднимется еще раз. И власть как-будто добивалась этого в течение года: то решение о надписи на контрэктикетке о новом вреде напитков, то письмо ФТС о признании ненатуральными винами 75% импортного вина...

Проблема экономики и политики России - во власти нет консенсуса политиков и экономистов- практиков (поэтому плачевна участь "ЮКОС"). Для серьезной команды- очень много нелепостей во внутренней и внешней политике, а отсюда – нестабильность и непрогнозируемость... Власть можно понять: попытка быстро и четко действовать согласно рекомендациям рынка может у бизнеса вызвать дополнительный рост самосознания, придаст ему уверенности в ненужности государства в существующем виде... Помните, Мюллер говорил в "17 мгновениях...": с непрофессионалами невозможно работать, невозможно понять их логику. Наша власть еще учится нами управлять, так же как учится регулировать алкогольный рынок и все прочие... Профессионализму просто и взяться неоткуда. А слушать умных советов государство пока не хочет... А не хочет- потому что не доверяет алкогольному бизнесу настолько... И виноват в этом и бизнес тоже. Власть еще не приняла как явление нашей жизни – желание значительной части легального и прогрессивного бизнеса жить "нормально" и спокойно.

Сегодня власть нашего государства пока еще недостаточно хорошо разбирается в экономике. По сути экономика должна определять политику, а у нас все по старинке... И бизнес тоже не управляет государством... И общество им не управляет... Да и само государство понять этого не может; и иностранцы не могут... Это главный вопрос, ответ на который помог бы решить и экономические проблемы в целом, и нашего рынка – в частности... А второй вопрос- кому должна принадлежать власть в России? Не хочу говорить о примерах других стран... Но российский бизнес уже был у власти все 90-ые годы в период правления Ельцина; и этот жуликоватый, приватизационный бизнес оставил у населения страны о себе самые худшие воспоминания. Этот образ запечатлелся надолго... По этой причине никто (ни власть, ни население) и не хочет воспринимать бизнес в качестве прогрессивной структуры- положительно и позитивно. Хотя целый ряд реформаторов того периода до сих пор находится чудесным образом во власти.

Я не собираюсь формулировать философию алкогольного рынка (только за большие деньги)))). Но — в России должен начаться процесс формирования легальных систем лоббизма во власти. Эпоха существующих бизнес- объединений дискредитировала себя. . Кто раньше заскочит в этот вагон, тот и сорвет все плоды райского сада... А для этого, с одной стороны, нужна долгосрочная государственная алкогольная политика, а со стороны алкогольного рынка- нужная государству и власти философия...


Источник: yarmarka.net