Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Рынок виноградарства и виноделия СНГ: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Коньячная отрасль Молдовы (июнь, 2007 год)

Коньячная отрасль Молдовы (июнь, 2007 год)

Молдавские дивины: Золотой запас страны
 

Коньячная отрасль благодаря своему длительному технологическому циклу более устойчива к рыночным потрясениям. Однако потеря стратегического рынка не могла не отразиться на результатах ее работы. Например, в прошлом году было разлито в потребительскую тару 569 тыс. декалитров дивинов, или 65% по отношению к уровню предыдущего года. А до этого предприятия едва справлялись с выполнением заказов. Молодые спирты, как только выдерживались положенный срок, сразу же шли в работу. Теперь у производителей есть время, чтобы подумать о будущем.

На последнем конкурсе "100 & 1 лучшее молдавское вино" (проводился в декабре 2006 г., но его итоги до сих пор не объявлены) один из лучших коньячных технологов республики Александра Перова сказала о продегустированных дивинах: "Это - золотой запас, богатство нашей страны. Другое дело, что с его рекламой мы отстаем". А генеральный директор АО "Romanesti" Константин Сырги считает правильным то, что запасы старых спиртов сосредоточены на государственных предприятиях. Очень важно, чтобы государство, пусть и не напрямую, поддерживало этот резерв. А к его уровню потом могло бы подтянуться и частное производство, где только начинается изготовление дивинов.

В Молдове только два коньячных предприятия остались в собственности государства. Именно на них выпускаются самые старые дивины - возраста 50 лет (на АО "Barza alba") и 45 лет (на АО "Aroma"). Однако неизвестно, как долго эти производства будут оставаться казенными, так как в списке объектов, не подлежащих приватизации, их нет.

В хранилище АО "Aroma" еще есть спирты, заложенные на выдержку в 1944-1946 гг. Как рассказал его главный технолог предприятия Василий Дарий, хотя их объем невелик, тем не менее они способны даже в очень небольшом количестве облагородить другие спирты, из которых вырабатывают дивины. Со временем они, наверное, войдут в состав купажей 60-летнего "коньяка". По мнению специалистов предприятия, винный дистиллят высокого качества можно выдерживать в дубовой таре неограниченный срок. Нужно лишь через некоторое время разбирать бочки и буты, снимать с клепок отработанный слой древесины и снова заливать спирт на выдержку. Всего же в закромах "Aroma" хранится 320 тыс. дал абсолютного алкоголя, из которых можно изготовить 800 тыс. дал дивинов, или 16 млн бутылок (0,5 л) этого чудесного напитка.

Почетный винодел Молдовы и Франции Георгий Козуб как-то взял в поездку на родину коньяка 40-летний дивин "Ambasador", который предложил продегустировать настоящим коньячникам. Они решили, что он - французский, а по органолептическим характеристикам оценили его возраст в 50 лет. Потому что способ производства - классический, такой же, как и в г. Коньяк. В современном дистилляционном аппарате в автоматическом режиме отбираются высшие спирты, а хвостовые фракции направляются снова на перекурку. В итоге получаются спирты высокого качества.

Василий Дарий отметил, что дистилляты для будущих марочных (от 6 лет и старше) дивинов изготавливаются только из сортовых виноматериалов с нейтральным ароматом. Для ординарных "коньяков" (возраст - 3-5 лет) - из смеси виноматериалов белых сортов. Выдерживаемые в дубе спирты один раз в три месяца дегустирует комиссия из специалистов предприятия, чтобы определить, как они созревают и как их использовать через какое-то время. Лучшие оставляют стареть.

В 2006 г. из-за российского эмбарго на "Aroma" произошел спад производства: было получено порядка 40 тыс. дал дистиллятов.

"Тем не менее, в настоящее время это не мешает нам дистиллировать и закладывать на выдержку то количество спиртов, которое потом будет востребовано, - говорит собеседник. - В 2007-м положение выравнивается. С начала года до настоящего времени уже выработано около 50 тыс. дал, а к концу года этот показатель планируется довести до 100 тыс. дал. Половина из них предназначается для марочных "коньяков". Если виноделы, которые работали на предприятии до нас, смогли нам оставить золотой запас спиртов, то и мы тоже должны оставить не меньший золотой запас для последующих поколений. Часть из них пойдет в купажи, остальные будут становиться ценнее и ценнее год от года. Работаем с дистиллятами собственного производства. Последний раз импортировали небольшие количества болгарских молодых спиртов года три-четыре назад. С тех пор дефицита не испытываем".

Несмотря на кризис в молдавской алкогольной отрасли, на этом предприятии создано несколько новых продуктов: дивины "Aroma" 6 лет, 20 лет и 30 лет выдержки, которые уже пользуются спросом. И готовятся к выходу на рынок 45-летний дивин "Молдова", кальвадос 3-, 5-, 7-летний (из яблочного дистиллята) и виски.

Закрытие российских прилавков для молдавской винодельческой продукции заставило искать новые рынки. По словам начальника отдела маркетинга Вячеслава Спыну, до кризиса 80% сбыта приходилось на Россию. За год наладили поставки в Ирландию. Тамошний дистрибьютор сделал ставку на дивины "Белый аист" и "Черный аист".

В Великобритании намерены открыть свое представительство. Меняется система продаж в Чехии: принято решение работать не через молдавско-чешский торговый дом, а через дистрибьютора для VIP-HoReCa, предлагая дивины возраста от 10 до 40 лет в дорогой упаковке. Готовится первая поставка. В Израиле предпочитают "аистов" и марочные "коньяки" 7-10 лет в фигурных бутылках - саблях, семисвечниках.



Сегодня доля стран СНГ в сбыте продукции - до 60%, Европы - 10%. Внутренний рынок увеличился с 5-10% до 20-25%, на нем изменилась схема дистрибъюции (несколько фирм заменила одна с эксклюзивными правами). Начались отгрузки в США водки "Aroma". В мае образцы дивинов участвовали в тендере, проводимом госмонополией Канады, результаты которого пока неизвестны.

Однако в странах дальнего зарубежья неизвестно слово "divin", поэтому на этикетках приходится рядом с ним в скобках писать "brandy". В госструктурах, когда утверждали понятие "дивин", почему-то не подумали о его продвижении. А поскольку в молдавской классификации спиртных напитков "дивин" и "бренди", как говорят в Одессе, - две большие разницы, то потребителей вводят в заблуждение, предлагая им разные продукты под одной маркой. Например, бренди и дивин "Белый аист". В связи с этим недавно агентство "Moldova-Vin" издало приказ, который запрещает использовать одну торговую марку для названия разных продуктов.

Всего за прошлый год чистые продажи на АО "Aroma" составили 77 млн леев, почти в два раза меньше, чем за 2005 г. (144 млн леев), а чистая прибыль - около 7 млн леев (в 2005 г. - 10,4 млн леев). На АО "Barza alba" ситуация аналогичная: чистые продажи в 2006 г. составили 86 млн леев - снижение в два раза по сравнению с предыдущим годом (172 млн леев), читая прибыль - 18 млн леев (в 2005 г. - 40,8 млн леев).

В отличие от АО "Aroma", где временно работают по сокращенному графику, на АО "Barza alba" , хотя и с перерывами, все же сохранили полный рабочий день. За год, прошедший после закрытия российского рынка для молдавской алкогольной продукции, предприятию медленно, но удается компенсировать не поставленные в РФ объемы за счет расширения и открытия других рынков. В частности, благодаря отгрузкам в Казахстан, Украину, Израиль, страны Балтии, Чехию, Румынию и США. Генеральный директор АО "Barza alba" Леонид Бабий сказал, что, несмотря на кризис в отрасли, в прошлом году бэлцким коньячникам удалось получить дистиллята почти на уровне благополучного 2005 г. - 100 тыс. декалитров. И в этом году ожидается не меньше, более точные показатели зависят от спроса на продукцию.

Особых проблем название молдавского "коньяка" - дивин - этому производителю пока не создает, хотя западные закупщики и задают вопросы. На "Barza alba" не делают дополнительной надписи на этикетке бутылок с дивинами - brandy, чтобы не было смешения понятий дивин с непосредственно бренди, который тоже присутствует в ассортименте. На ординарных нет, а на старых "коньяках" есть подробная информация для потребителя об этих напитках. Кроме бутылок, она наносится и на упаковку.

По мнению руководителя предприятия, государство достаточно продвигает понятие и продукт дивин на различных презентациях молдавского алкоголя за рубежом, особенно эффективны в этом плане каталоги "100 & 1 лучшее молдавское вино". А когда на таких мероприятиях гости начинают дегустировать наши дивины и сравнивать их с аналогичной продукцией других стран, то многие говорят, что она - на порядок выше. Например, на презентации в Швеции подошли люди, которые уже знают качество от "Barza alba" и попросили "Codru". Там же, в Стокгольме, появился интерес к продукции предприятия со стороны представителей госмонополии на алкогольные напитки - "Sysembolaget", с которой в настоящее время ведутся переговоры.

На Западе больше заказывают марочные дивины от "Barza alba". А в странах СНГ пользуются спросом ординарные коньяки, среди них, конечно, "Белый аист", дивины "3 звездочки", четырехлетний "Воевод", а также сравнительно новые бренди "Кумир" и "Воевод". Но постепенно растет популярность и марочных "коньяков". Например, дистрибьютор на Украине заказал 30 упаковок 40-летнего дивина, который теперь называется "Драгош Воевод". Кстати, для самого старого в Молдове "коньяка" "Президент" (возраст - 50 лет), который был продемонстрирован публике на выставке "ExpoVin Moldova'2007" , решено оставить кожаное оформление. Футляр для него изготавливается в Польше. Скоро продукт появится на рынке. Так что один из самых тяжелых периодов отечественного виноделия ознаменовался созданием самого старого дивина за все историю отрасли. Кроме того, на "Barza alba" разработали и новый продукт из массового сегмента - вышеупомянутый четырехлетний "коньяк" "Воевод".

За последний год структура продаж предприятия на внутреннем рынке претерпела существенные изменения. В частности, в два раза увеличилась реализация марочных дивинов, достигнув 31% в общем объеме. Ординарных "коньяков" продается 54%, бренди 15%.

Одной из проблем, усложняющей работу предприятия, здесь назвали искусственно затянутый процесс сертификации. Теперь она занимает больше времени, так как несколько этапов контроля проходят только в Кишиневе, хотя и было обещано открытие филиалов Центра контроля качества сырья и винодельческой продукции в Бэлць и Кахуле. Тем не менее, и за дубликатами сертификата надо ездить в столицу. Кроме того, вызывает вопросы и число бутылок, которые необходимо подать на испытания, - шесть, несмотря на стоимость содержимого. Однако цена 40-летнего дивина, не говоря уже о 50- летнем, определяется тысячами леев всего лишь за одну бутылку. Такой подход автоматически удорожает всю выпускаемую продукцию из 26 наименований на 10 центов/ бутылка. В то время, когда ведутся переговоры о поставках на другие рынки, играет роль каждый цент.


Источник: ЛОГОС-ПРЕСС