Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие России / Публикации СМИ / Насыщение коньячного рынка Украины

Насыщение коньячного рынка Украины

Жажда спирта

Недостаточное увеличение площадей виноградников сдерживает экспансию украинских производителей на рынок России.

Дефицитный прежде рынок коньяка на Украине пришел к насыщению. В прошлом году было произведено 2,76 млн дал этого напитка, и теперь компаниям будет непросто нарастить объемы производства, особенно тем из них, кто серьезно потерял рыночные позиции из-за снизившихся объемов продаж. Решением проблемы может стать увеличение поставок коньяка в Россию, однако рост экспорта сдерживает дефицит сырья на Украине.

В первом квартале 2007 года пятерка лидеров коньячной отрасли, по данным участников рынка, кардинально изменилась. Резкое сокращение объемов производства в январе-феврале Одесским коньячным заводом (ОКЗ) отбросило его с первого – по итогам прошлого года – на пятое место. Эксперты объясняют это проблемами со сбытом продукции, которые возникли у завода после расставания с эксклюзивным дистрибутором – торговым домом "Мегаполис". Впрочем, еще в конце прошлого года компании объявили о возобновлении сотрудничества, а в середине апреля – о начале слияния и создания единого холдинга, в который войдет и крупнейший украинский производитель водки ЛВЗ "Хортиця". Владелец торговой марки "Хортиця" Евгений Черняк считает, что до конца года ОКЗ вернет позиции лидера. Сейчас объявлен тендер среди рекламных агентств на проведение рестайлинга торговых марок ОКЗ. "Внешний вид продукции Одесского завода станет более статусным",– сообщил господин Черняк. Впрочем, по мнению участников рынка, торговые марки ОКЗ не требуют кардинального обновления. "Потребители лояльны к марке 'Шустов', думаю, что для возвращения утраченных позиций Одесского завода даже не потребуется особенных маркетинговых усилий",– говорит заместитель председателя правления по маркетингу ЗАО ЗМВК "Коктебель" Наталия Ворожейкина.

Иная ситуация у другого крупнейшего производителя – компании "Алеф-Виналь" (торговые марки "Жан-Жак" и "Клинков"). В январе-феврале объем производства коньяка на предприятиях компании уменьшился на 10%, и она с пятой позиции переместилась на шестую. Причиной сокращения объемов производства "Алеф-Виналь", по мнению исполнительного директора Первого национального винодельческого холдинга (ПНВХ) Андрея Салацкого, стала снизившаяся активность компании по продвижению на рынок своих марок. По информации участников рынка, это произошло из-за того, что сфера интересов собственников торгово-промышленной корпорации "Алеф" переместилась в проекты, связанные с недвижимостью. На их осуществление были направлены основные финансовые ресурсы корпорации. В компании "Алеф-Виналь" от комментариев по этому вопросу отказались.

Ухудшением позиций ОКЗ и "Алеф-Виналь" воспользовались АПФ "Таврия", в январе-феврале увеличив объем производства на 4%, "Зеленый гай" (на 71%) и ЗАО "Коктебель"(на 65%). Таким образом, эти производители заняли первое, второе и четвертое места в пятерке лидеров коньячной отрасли. На третьей позиции остается Ужгородский коньячный завод, незначительно увеличивший объемы производства (на 13%).

Россию проверили на крепость

С 2002 года темпы роста производства коньяков были выше, чем во всех других сегментах алкогольного рынка, поэтому в этом году наступило его насыщение. Поскольку широких возможностей для экспорта у украинских производителей нет, наиболее выгодными за счет емкости рынка (порядка 7,2 млн дал) и логистически удобными для них являются поставки в Россию. Возможность усилить свои позиции на российском рынке у украинских производителей появилась в начале прошлого года, после введения запрета на ввоз в РФ грузинских и молдавских коньяков. "Раньше украинские коньяки стоили на 15-20 процентов дороже молдавской продукции, поэтому их ввоз в Россию был ограничен",– говорит Андрей Салацкий. Хотя украинские производители резко нарастили объемы поставок, завоевать прочные позиции на рынке России они не смогли. По данным аудита розничной торговли, проведенного в 29 крупнейших городах России исследовательской компанией "Бизнес-Аналитика", доля украинского бренди (коньяка) не превышает 0,5% в денежном выражении. Объем рынка бренди и коньяка в России эксперты компании оценивают $1,5 млрд.

Основным фактором, сдерживающим развитие экспортных поставок, участники рынка называют дефицит сырья – коньячных спиртов. "Из-за того, что мы очень активно нарастили экспорт в Россию, в конце прошлого года нам не хватило около миллиона бутылок коньяка для украинского рынка",– рассказал Андрей Салацкий. "Для 'Коктебеля' это тоже проблема, потому что мы используем для изготовления коньяка только спирты собственной выкурки, а резко нарастить их производство невозможно",– отметила Наталия Ворожейкина. Проблема – в увеличении площадей виноградников, которое сдерживается из-за присущей коньячной отрасли низкой оборачиваемости продукции. Средний срок от посадки виноградной лозы до получения первого урожая – 4-5 лет. Затем перекуренные из полученного винограда спирты еще минимум три года выдерживаются в дубовых бочках. Таким образом, вложенные инвестиции могут окупиться не ранее чем через 7-8 лет. Кроме того, на Украине до сих пор действует мораторий на покупку земель сельскохозяйственного назначения, так что привлечь заемные средства для развития производства под ее залог невозможно.

Проблему дефицита сырья многие производители решают за счет ввоза коньячного спирта и виноматериалов из входящих в зону свободной торговли стран СНГ – Армении, Азербайджана, Молдавии – без уплаты пошлины. При этом основу продаваемых украинским компаниям в странах СНГ коньячных спиртов и виноматериалов составляет дешевое сырье, завезенное из других стран, в частности из Ирана. По данным участников рынка, литр коньячного спирта трехлетней выдержки во Франции стоит около 1,2 евро, тогда как в Молдавии его можно купить за 80 центов. Впрочем, возможность покупать дешевый спирт в странах СНГ едва не стала причиной ухода украинских компаний с российского рынка. Роспотребнадзор заподозрил их в реэкспорте попавшего под запрет сырья. Еще одним негативным фактором при использовании импортных коньячных спиртов является тот факт, что, используя их в купажах, производители не могут добиться однородности вкуса напитка, что, как правило, отталкивает потребителей.

Алкогольное лобби в парламенте пыталось решить проблему дефицита сырья для изготовления украинских коньяков с помощью принятия закона, согласно которому ставки таможенной пошлины на ввоз коньячного спирта снижались с 7,5 евро до 0,6 евро за литр стопроцентного спирта, а также отменялась пошлина на ввоз виноматериалов, предназначенных для производства коньячного спирта (сейчас она составляет 2 евро за литр). Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины о ввозе и обороте коньячного спирта, виноматериалов и сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства" был принят Верховной радой еще в конце декабря прошлого года. Однако президент Виктор Ющенко не подписал его. А в январе в парламенте был зарегистрирован законопроект с предложениями главы государства, согласно которому изменение ставок таможенной пошлины на ввоз в страну коньячного спирта предлагалось отложить еще на один год, так как их снижение противоречит нормам Бюджетного кодекса. Кроме того, в документе говорилось, что "введение беспошлинного ввоза виноматериалов может привести к снижению заинтересованности отечественных виноградарей в расширении площадей виноградников и повышению зависимости украинского производителя алкогольных напитков от импортного сырья". До сих пор законодательно эта проблема окончательно не урегулирована.

Примечательно, что уход грузинских и молдавских производителей коньяка с российского рынка не только открыл дополнительные экспортные возможности для украинских производителей коньяка, но и стал для них серьезной причиной для волнения. Интересно, что, по данным официальной статистики, импорт коньяка на Украину в прошлом году вырос на 152% в натуральном выражении, или на 147% в денежном выражении, по сравнению с 2005 годом. Причем около 80% импорта приходилось на Молдавию, Грузию и Армению. Участники рынка неоднократно высказывали опасения, что, потеряв российский рынок, производители молдавских коньяков попытаются сбыть их на Украине по демпинговым ценам. "И действительно, в прошлом году на полках украинских магазинов молдавские коньяки практически не отличались по цене от украинских",– говорит господин Салацкий. Впрочем, рыночная доля молдавских коньяков на Украине существенно не увеличилась. "Сейчас они начинают уходить с полок розницы",– отмечает Андрей Салацкий.

По мнению госпожи Ворожейкиной, грузинским и молдавским производителям коньяка не удалось существенно нарастить долю на украинском рынке из-за высокой лояльности потребителей к отечественной продукции, сформировавшейся еще с советских времен. По словам господина Салацкого, "серьезных инвестиций в маркетинг и продвижение грузинские и молдавские производители не делали".

Источник: «Акциз»