Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
В помощь потребителю / Разное / Крупнейшая австрийская выставка Vievinum

Крупнейшая австрийская выставка Vievinum

Сделано в Австрии

В этом году крупнейшая австрийская выставка VIEVINUM, проходившая в Вене с 29 мая по 2 июня, открылась на волне эйфории. Прошлогодняя статистика экспорта вин превзошла все ожидания. По данным Австрийского бюро по маркетингу вин AWMB (Austrian Wine Marketing Board) впервые за всю историю австрийские экспортёры преодолели магическую отметку в 100 млн. евро. Во всех отчётах гордо красуется цифра 105 млн. евро, причём 92 из них приходятся на продажу бутилированных вин.

На время проведения выставки Vievinum город Вена становится центром притяжения для всех виноделов Австрии. Здесь, в роскошных интерьерах дворца Хофбург (Hofburg), бывшей зимней императорской резиденции, проходит, без преувеличения, одно из самых значимых событий для всей виноторговой и винодельческой отрасли страны.

Сама выставка, на которой свои вина представили более 500 компаний, проходила в демократичном формате, что называется, «без галстуков». Здесь не было помпезных стендов: всё очень лаконично, по-деловому. В распоряжении экспонентов — практически одинаковые стандартные наборы оборудования: стол, пара стульев, холодильник с образцами вин. Подтвердить свой статус участники Vievinum могут, прежде всего, качеством вин.

Приятно отметить, что общий уровень продукции, представленной на выставке, оказался весьма высок. Любой взятый наугад образец вина из каталога Vievinum вряд ли мог
разочаровать. Шансы нарваться на безликую посредственность практически равны нулю.
Хорошее впечатление оставили молодые вина урожая 2007 года, только что бутилированные (на каждом шагу встречались образцы, где год урожая был указан на этикетке карандашиком) или же вообще barrel samples — образцы из бочки, которые ещё предстоит разлить по бутылкам.

На внутреннем и внешнем рынке

История австрийских вин в последние четверть века знала серьёзные падения и резкие взлеты и посему достойна отдельного рассказа. За определенную точку отсчета можно взять 1985-1986 гг., когда на международном рынке разгорелся скандал, связанный с содержанием в австрийских винах диэтиленгликоля. Этого вполне хватило, чтобы в одночасье убить имидж Австрии, как инопроизводящей страны, и серьезно подорвать мировые продажи австрийских вин. Однако даже в этот непростой момент австрийским виноделам хватило мужества и дальновидности признать имеющиеся проблемы и, с немецким трудолюбием и австрийской элегантностью, продолжить свою работу над созданием вин топового класса. Выход из кризиса был сложным и достаточно долгим. Но к 2000 году объём экспорта уже превысил уровень докризисного, 1985 года. Далее последовал ошеломляющий успех австрийских вин на ставшей уже знаменитой Лондонской слепой дегустации в 2002 году, организованной известным экспертом Дженсис Робинсон (Jancis Robinson).

По правилам вина-участники этого своеобразного соревнования не имели ограничений по году. На дегустации белых вин были представлены многие знаменитые вина Бургундии, а также Италии, Австралии, Калифорнии и т.д. Результат соревнования наделал много шума. Оставив позади Монраше и Кортон-Шарлемань, первое место заняло австрийское вино Vinothekfullung 1990 года от Emmerich Knoll, за которым следовало Lamm 1997 года от австрийского винодела Willi Brundlmayer. На третьем месте оказалось Velich Tiglat Chardonnay 1997 года, тоже из Австрии. Всего же в десятку лучших вошло 7 австрийских вин, пять из которых были созданы на основе винограда сорта Грюнер Вельтлинер.

Однако, несмотря на появление ярких имён и явные успехи виноделия, в массе своей на внешние рынки вино продавалось балком. Еще в 2003 году из 85 млн. л общего объема экспорта продукции австрийских виноделов порядка 60 млн. л (то есть более 2/3) приходилось на сравнительно дешёвый сегмент виноматериалов. В основном виноматериалы шли в Германию (63%) для последующей переработки в игристые вина sekt. Однако к 2007 году пропорция изменилась с точностью наоборот: сегодня в структуре экспорта виноматериалы составляют менее 1/3, что дает австрийским виноделам особый повод для гордости.

С 2000 года также значительно увеличилась средняя цена за литр австрийского вина: с 1,12 до 1,88 евро. Ключевым фактором, обеспечившим столь впечатляющие результаты, явился резкий (более чем на 30%) рост продаж в сегменте дорогих вин. Главным экспортным рынком для австрийских вин была и остается Германия; кроме неё, «выстрелили» рынки стран, ранее находившиеся несколько в тени — Голландии, Швейцарии, США.

Нашу страну австрийские виноделы считают весьма перспективным рынком, несмотря на «гомеопатические» объёмы экспорта — 0,3% по итогам 2007 г. Но это — показатель только прямых продаж вина в Россию.

«Официальные цифры не отражают реальной ситуации с экспортом в вашу страну, — рассказывает Кристан Дворан, специалист AWMB, курирующий развитие российского направления. — Когда мы говорим о годовом экспорте в Россию в объёме 41 тыс. л, то имеем в виду только прямой официальный экспорт. Но вот недавно, например, в разговоре с представителями одной австрийской компании я узнаю, что только они для России отгружают порядка 30 тыс. л вина. Дело в том, что наши вина активно поставляются на российский рынок через Германию, Польшу, Голландию… Поэтому подсчитать реальный объём экспорта вин Австрии в Россию весьма проблематично».

В частных разговорах с виноделами на выставке преобладают уверенность и в общем позитивные ожидания от ситуации с экспортом австрийских вин. «Сейчас у нас установился хороший баланс «внутренний-внешний рынок»: комментирует ситуацию Фриц Винингер, владелец хозяйства Weingut Wieninger из региона Вена — 70% вин мы продаём в Австрии, 30% идёт на экспорт. При этом треть экспорта приходится на США, ещё треть — на Германию, и треть — на все остальные страны. Соотношение курса «евро-доллар» не сильно вредит экспорту. При работе с импортёрами мы устанавливаем свой курс и придерживаемся его независимо от колебаний рыночного». Осторожный оптимизм относительно перспектив работы с Россией высказывает и Гюнтер Трибаумер, винодел из региона Бургенланд: «в последнее время нам грех жаловаться на рост объёмов продаж. Имея хороший спрос внутри страны, мы выходим с предложением на внешние рынки. Россия? Да, перспективно. Но активно продвигать себя в России мы станем только после того, как будем представлены на рынках Скандинавии, Голландии и Англии».

Что же касается внутреннего рынка, то здесь AWMB отмечает стабильный спрос. Однако этим австрийские виноделы не могут и не желают ограничиваться. Выход на зарубежные рынки для них принципиально важен. К тому же внутренний спрос на австрийские вина в значительной степени формируется за счёт туристов.

 

Слагаемые успеха

В чём же причина столь внушительных успехов австрийских вин? По всей видимости, фундаментальную роль здесь сыграло осознание того, что Австрия никогда не сможет взять «количеством». Поэтому местным виноделам бессмысленно конкурировать на мировом рынке с производителями, работающими в дешевых сегментах. Австрийское вино — нишевый продукт, успех которого возможен только при высоком качестве и эксклюзивности.

Поэтому Австрия выбрала свой путь: противопоставить всеобщей коммерциализации самобытность и оригинальность, крупным компаниям — мелкие семейные винодельни, унифицированному, «международному» вкусу — индивидуальность вин из автохтонных сортов.

Эту стратегию подчеркивает и довольно сложная структура австрийских винодельческих апелласьонов Disctrictus Austriae Controllatus (DAC). «Мы не такие, как соседи, мы другие! Не путайте нас!», — словно говорят миру австрийские производители вина.
Вместе с тем многие австрийские виноградари переводят свои хозяйства на методы органического или даже биодинамического выращивания лоз. Только за последний год общая площадь органически растущих виноградников выросла на 40% и составила около 2500 га. Из них 320 га лоз официально выращиваются биодинамическим способом.

Говоря о возросшей доле продаж бутилированного вина в структуре австрийского экспорта, глава AWMB Вили Клингер привёл довольно любопытное сравнение: при общей площади виноградников порядка 50 000 га в Австрии существует около 6 000 хозяйств, производящих бутилированное вино.

А в Австралии же (пожалуй, любимый объект для сравнения) при 164 000 га виноградников таких хозяйств насчитывается всего лишь порядка 2 000.

Также хочется отметить, что успех виноделия Австрии во многом стал возможен благодаря существованию собственных сильных школ и широкому распространению винного образования. Это привело к тому, что в настоящее время в стране сформировалась целая плеяда молодых энергичных виноделов, перенимающих самый передовой опыт лучших хозяйств.

В свою очередь, и местное законодательство было приведено к соответствию европейским нормам. Относительно качества вин здесь были установлены максимально жесткие требования.

Не Gruner Veltliner единым

Безусловно, Австрия приобрела известность, прежде всего, благодаря своим сухим белым и благородным сладким винам, в особенности из ставшего культовым австрийского сорта Грюнер Вельтлинер. Тем не менее, в стране сегодня производится множество красных вин: несколько лет назад внутренний рынок Австрии пережил настоящий «бум» на них. Теперь каждая третья бутылка австрийского вина — красное.

Эта тенденция отразилась и в структуре экспорта. Так, по данным за 2007 год, в экспорте весьма незначительно преобладают белые вина: 59% против 41%, приходящихся на красные. Вина из таких сортов винограда, как Блауфранкиш (Blaufrankish), Сен Лоран (St. Laurent), Цвальгейт (Zweigelt), наряду с Грюнер Вельтлинер, сегодня высоко котируются мировыми экспертами.

Таким образом, выставка Vievinum стала хорошим примером того, как можно и нужно строить винодельческую индустрию там, где невозможно массовое производство. Усилия австрийских виноделов были сконцентрированы на создании вин исключительно высокого качества. И вот теперь эта работа приносит свои обильные плоды.

 

Источник: imperiavkusa.ru