Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Рынок виноградарства и виноделия СНГ: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Культура производства и потребления вина в Молдавии

Культура производства и потребления вина в Молдавии

Молдавский парадокс: Высокая культура производства вина при низкой культуре его потребления 

Вино и виноград В Молдове, как ни в одной другой винодельческой стране мира, есть две, казалось бы, несовместимые вещи - высокая культура производства вина и низкая культура его потребления. В мире больше нет такой страны, где почти вся производимая винодельческая продукция отправлялась бы на экспорт. Мировые лидеры по производству вина, как Италия, Франция, Испания, до 70% вина потребляют на внутреннем рынке, в Аргентине и США этот показатель еще выше – соответственно, 90% и 85%. Почему у нас не как у людей?

Виноделы уверены в том, что причина заключается в дешевизне крепких напитков. Сегодня бутылка хорошего вина эквивалентна по стоимости трем бутылкам водки. Если правильно рассчитать акцизную политику государства на алкогольные напитки, то 30-40% производимого в республике вина можно будет продавать на внутреннем рынке. Государство выбрало тактику постепенного повышения акцизов на крепкий алкоголь.

До недавнего времени никто даже не озаботился исследованием внутреннего рынка. Впервые немного внимания было уделено этой теме в предстратегическом исследовании виноградарско-винодельческой отрасли Молдовы. Эксперты пришли к выводу о том, что в 2006 г. в республике было выпито приблизительно 2 млн бутылок вина и 40 млн бутылок водки. Причины снижения потребления промышленного вина они видят в изготовлении домашних вин, в недостаточно развитых или отсутствующих традициях пития индустриального вина, в сопоставимых ценах вина и водки, а также в активном продвижении и значительном росте потребления пива.

В ходе "круглого стола" (состоялся 19 декабря), тема которого – "Рынок вина в Молдове: возможности для местных производителей", было представлено исследование молдавского рынка бутылированных вин. Эту работу по заказу проекта CEED (USAID) выполнило ООО "Magenta consulting". По его оценкам, в 2006 г. объем местного рынка индустриального вина составил 0,5 млн дал и домашнего – 8 млн дал. Потребление на душу населения определено как 1,7 л промышленного вина и 27,4 л домашнего (в предстратегическом исследовании последний показатель – 37 л). В ходе исследования были опрошены 800 человек четырех возрастных групп: 500 - в Кишиневе и по 100 - в Сороке, Бэлць и Кахуле. Полученные данные обработаны с учетом пола, доходов и языка опрошенных. Также взяты интервью у 20 менеджеров торговых сетей и HoReCa.

В результате сделаны следующие выводы. Потребители, наиболее часто пьющие промышленные вина, в основном живут в столице, им от 26 до 35 лет, у них высшее образование, доход превышает 2500 леев в месяц, а покупки совершают в супермаркетах (54% вин в Молдове продаются через супермаркеты). 84% респондентов пьют такие вина дома или в гостях, а не в ресторанах, кафе или барах. В связи с этим исследователи дают рекомендации производителям ориентировать дизайн бутылок на домашнее потребление. А поскольку вино пьется и по особым случаям и праздникам (72% интервьюируемых), то винодельческими компаниям советуют разработать специальный дизайн вин для торжественных случаев.

Согласно опросу, 51% наших потребителей предпочитают красные вина, 40% - белые. По содержанию сахара: 37% выбирают сухие, 28% - полусухие вина. Наиболее популярными являются Кагор, Каберне-Совиньон, Шардоне и Мускат. Большинство респондентов выбирают продукцию « Cricova », « Vilestii Mici », « Vinaria Purcari ». Комбинат "Cricova" - лидер продаж на внутреннем рынке.

Менеджеры торговых сетей рекомендуют производителям предлагать качественную продукцию по доступным ценам. А некоторые респонденты просят предприятия меньше добавлять воды в вино (!) и практиковать приемлемые цены для местного рынка. По мнению исследователей, в настоящее время большинство производителей одновременно ориентируются на три ценовых сегмента. Но, кроме того, они советуют принять во внимание, что бренды должны ясно позиционироваться – для текущего потребления или для определенных случаев – и не мигрировать из одного сегмента в другой. Вообще-то во всем мире бренды позиционируются, исходя из качественных характеристик продукта.

Предлагается увеличить потребление вина путем убеждения аудитории в том, что вино – продукт, предназначенный не только для праздников, но и для обычного семейного ужина. Однако часть потребителей для этого выбирает пиво. Поэтому необходимо пропагандировать потребление вина как красивый и здоровый обычай. Производителям советуют наибольшее внимание уделить телевизионной рекламе. Участникам фокус-групп понравились ролики, относящиеся к историческим событиям и фактам, картинам сбора винограда и т.д. Распространение образцов также воспринимается потребителями как интересный метод. Кроме того, производитель может воспользоваться специальными предложениями и уличными панно.

Помимо дегустаций, проводимых во время Национального дня вина, предприятия практикуют проведение тестингов в местах продаж. Такие мероприятия являются удобным моментом для распространения рекламных буклетов. Во время работы фокус-групп их участники проявляли интерес к информации о разных типах вин и сочетаемой с ними кухне. Потребители желают больше знать о виноделии, как исторических фактов, так и современных. Хорошо было бы, чтобы предприятия регулярно размещали в прессе и на своих сайтах статьи, повышающие культуру винопотребления. Меньшее значение имеет спонсорство производителем различных мероприятий. Менеджеры по закупкам рекомендуют использовать холодильники, бокалы и штопоры с логотипом предприятия.

По мнению автора этих строк, наиболее интересный и "незамыленный" взгляд на внутренний рынок у компании « Chateau Vartely ». Она образована в 2004 г., а свои вина начала продавать в 2005-м. Судя по проводимым маркетинговым мероприятиям, ее бюджет на эти цели весьма солидный.

- Сложность работы на местном рынке заключается в отсутствии в Молдове базовой винной культуры, - рассказывает директор компании Эдуард Грама. - Безусловно, ее надо развивать, но у государства нет даже программ, направленных на эти цели. И водка, разумеется, играет свою роль. Чтобы работать на молдавском рынке, необходимо учесть несколько важных моментов. Во-первых, у местного населения сложился ошибочный стереотип о том, что заводское вино хуже домашнего, потому что оно с ангидридом. Но во многих продуктах питания его в несколько раз больше, чем в вине, просто он называется по-другому. Тем не менее химическая база у всех одна – сера, которая является природным консервантом, используемым практически во всех упакованных продуктах питания. Во-вторых, наше население никогда не изготавливало сортовые вина. В понимании виноделов-любителей вина делятся на белые и красные, но не по сортам. Крестьяне всегда выращивали гибридные и дикие сорта винограда. Если среди них и попадались отдельные участки с Ркацители, то этот виноград все равно смешивали с изабелльным или диким.

Мы считаем так: если предприятие и его продукцию не будут знать на родине, то кому она нужна за ее пределами? Винный бизнес сильно завязан на личных восприятиях человека. Закупщики вин из других стран обязательно приезжают посмотреть, где рождается вино. Поэтому сначала надо утвердиться здесь. Кроме того, развитие внутреннего и внешних рынков разное по времени. Почему в Молдове нельзя зарабатывать? "Chateau Vartely" реализует на местном рынке 10% производимой продукции, или 17 тыс. кейсов. По сравнению с признанными игроками винного рынка, это в три раза меньше, но в денежном выражении - в два раза. Для нас количество бутылок - не главное. Хотя я был бы не против, чтобы, как на Украине, местный рынок поглощал весь произведенный объем. Но Молдова всегда была в положении экспортера. Поэтому мы работаем над развитием сети сбыта, винной культуры потребителей, над узнаваемостью бренда и т.д.

- В Молдове мало покупателей-"профессионалов", как на западных рынках, разбирающихся в том, что примерно должно быть в бутылке. Потребитель не готов отличать вина по сортам, - продолжает директор по маркетингу данной компании доктор экономики Жоржетта Згеря. – У него должны быть оправданы определенные ожидания, но он не может их сформулировать. Перед "Chateau Vartely" стоит цель – за короткий период времени поднять узнаваемость бренда, ведь по сравнению с "Cricova" или "Purcari" мы начали с нуля. Поэтому работа ведется по двум стратегиям – повышения узнаваемости бренда и продвижения продукта. Все маркетинговые мероприятия мы контролируем по эффективности. В частности, мы выполнили замеры узнаваемости бренда до, во время и через три месяца после рекламной кампании. Исследование длилось в течение восьми месяцев и показало, что узнаваемость увеличилась в два раза.

Мы проводим маркетинговые мероприятия системно. Согласно поставленной цели, разрабатываем медиа-план, включающий все носители. Реклама на TV, несмотря на дороговизну, себя оправдывает, по эффективности она на первом месте. Цель видеоролика – добиться узнаваемости марки, а не стимулировать покупку вина. Для роста продаж используем другие инструменты. За 2007 г. мы провели две кампании, в которых были задействованы TV, пресса, щитовая реклама и BTL-акции (в магазинах). Вместе с ресторанами организовали несколько эногастрономических вечеринок, где мы продвигаем свое вино, а ресторан – свою кухню. Также очень эффективны BTL-акции, в частности дегустации в супермаркетах. Считаем необходимым убедить покупателя попробовать наш продукт. И часто это приводит к немедленной покупке. В результате замеров мы определили, что хуже всего использовалась печать. Поэтому была разработана программа размещения научно-популярных статей о винах для потребителей, которые почти ничего об этом не знают.



Источник: vinmoldova.md