Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Регулирование алкогольного рынка / Международный опыт регулирования алкогольного рынка: Финляндия

Международный опыт регулирования алкогольного рынка: Финляндия

Международный опыт регулирования алкогольного рынка: Финляндия



На примере Финляндии  рассмотрены подходы к регулированию алкогольного сектора и распределению полномочий и функций между государственными управленческими структурами и бизнесом-сообществом.

Финляндия является одной из европейских стран наиболее близкой России по стереотипу потребления алкогольных напитков в силу сходных географических и климатических условий. Эта страна имеет давние традиции государственного регулирования алкогольного сектора, ориентированного, в первую очередь, на решение социальных проблем. В законодательных документах Финляндии по регулированию алкогольного сектора всегда подчеркивалось, что их цель - охрана здоровья населения и уменьшение отрицательных последствий злоупотребления.

Государственная монополия в сфере производства и оборота алкогольных напитков была введена в начале прошлого века и корректировалась затем в соответствии с меняющимися экономическими, социальными и международными реалиями. Из многолетнего "монопольного" опыта Финляндии можно извлечь определенные уроки, тем более, что вопрос о введении монополии у нас ставится вновь.

Уникальность монополии, осуществлявшейся на протяжении 40 лет принадлежащей государству компанией "Алко", заключается в наиболее полном сосредоточении в ведении одного государственного органа всех составляющих функционирования алкогольного хозяйства: законодательной практики, планирования, науки и технологии, информации и статистики, производства, дистрибуции, розницы, ценообразования, налогообложения, потребления, экспорта и импорта этилового спирта и алкогольной пищевой и непищевой продукции.

Курируемое Министерством социального развития и здравоохранения "АЛКО" имело свое собственное производство и дистрибуцию, штат сотрудников 3300 человек, и в соответствии с законодательством обеспечивало надзорные функции над производством, продажей, промышленным и научным использованием и импортом этилового спирта, алкогольных напитков и спиртосодержащей продукции. Эти функции осуществлялись путем лицензирования, использования систем информационного обеспечения, контрольных постов на предприятиях, складах и местах использования этилового спирта, инспектирования и штрафных санкций. "Алко" также занималось лицензированием ресторанов и распивочных пунктов.

Административная структура "Алко" была выстроена соответственно: управление производства и промышленного использования этилового спирта, управление лицензирования и надзора за сетью ресторанов и гостиниц, управление коммерцией (опт, розница, импорт), отдел производства (предприятия и склады), отдел брендов, управление экспорта, управление по продаже непищевого спирта, центр биотехнологии, управление переработки зерна и других видов сырья, управление оборудования для спиртовой промышленности, управление планирования, экономических исследований, информации и статистики, исследовательские лаборатории по контролю качества, социологическим и биомедицинским исследованиям.

Работа всей этой разветвленной системы была подчинена основной задаче монополии - максимальному смягчению отрицательных последствий употребления алкоголя. Насколько основательно этим занимались можно судить, например, по регулированию доступности алкогольной продукции, предусматривающего:
- выстраивание сети дистрибуции с расчетом допустимого количества пунктов продажи (распивочной и на вынос) в зависимости от плотности населения, типа населенного пункта, с учетом уровня доходов, мобильности, изменений в социальной структуре и миграции;
- установление часов работы и лимита на единовременную продажу в одни руки, продажа по сертификату, выдаваемому госалкогольмонополией, и дающему право на покупку, алкогольных напитков только в определенном монопольном магазине, возрастные ограничения и др.

Анализировались даже изменения во вместимости ресторанов и их дизайне с точки зрения расширения доступа и привлекательности продаваемого алкоголя. Монополия управляла объемом, ассортиментом, составом производимой продукции, обеспечивала контроль качества, утверждала новые марки и оформление.

Ни одно предприятие не имело права распоряжаться продукцией без разрешения "Алко", назначения на руководящие должности предприятий должны были получать добро Министерства здравоохранения и социальных дел. Был период, когда ставился вопрос об ограничении и прозрачности данных об инвестициях в производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции и доходов от него участниками различных секторов алкогольного рынка.

Период смягчения ограничений, упрощения доступа к алкогольной продукции был связан с ориентацией на поощрение потребления слабоградусных напитков, главным образом вина и пива. Была поставлена задача привить потребителю Финляндии навык умеренного потребления жителей центральной и южной Европы, так как при очень низком душевом по сравнению с Европой потреблении алкоголя, но в виде крепких напитков, Финляндия была гораздо больше отягчена проблемами, связанными с злоупотреблением.

По-видимому, были какие-то упущения в прогнозе эффективности такой политики или определенная негибкость в ее проведении, но результаты оказались противоположными ожидаемым: потребление алкогольных напитков в Финляндии увеличилось более чем в вдвое за шесть лет, количество арестов за нарушения в нетрезвом виде также вдвое, резко возросла смертность от цирроза печени. Последствия этой кампании (закона 1969 г.) являются объективным уроком того, как сложно менять сложившиеся стереотипы на новые, особенно путем упрощения доступа к продаже слабоградусных напитков.

Вступление в силу с 1 января 1994 года Соглашения о единой экономической зоне в Европе сделало принципы действовавшей в Финляндии монополии несовместимыми с правилами ЕС, и в 1994 году было разработано новое законодательство Alcohol Act №1994/1143, стержнем которого является отмена 4 монополий: на импорт, экспорт, производство и оптовую торговлю. Только на розничную торговлю сохраняется монопольное право государственного монопольного объединения "Алко".

Это законодательство остается в силе по настоящее время, и несмотря на отмену монополий, в алкогольном секторе Финляндии управление остается централизованным.

Один головной орган, отвечает за проведение в жизнь и соблюдение этого законодательства и его подзаконных актов - Министерство социального развития и здравоохранения. С помощью подчиненных ему Агентства по контролю за продукцией, "Алко" и государственных региональных отделений министерства, обеспечивается лицензирование производства, импорта, опта, розницы, продаж в сети общественного питания, разрабатывается ценовая и налоговая политика, определяется размещение пунктов продажи и хранения этилового спирта и алкогольной продукции исходя из здравоохранительных целей и надзорных задач, контролируется реклама и различные промоушен инициативы, утверждаются методы анализа, определяется тематика исследований, включая изучение отрицательных последствий потребления и воспитания грамотного стереотипа потребления.

Таким образом, в Финляндии не отказались от сосредоточения под единым началом всех составляющих алкогольного сектора, вплоть до представления Министерству подтверждения о благонадежности заявителей на выдачу лицензий.

Что касается "Алко", находящемуся в государственной собственности, то за ним сохранилось исключительное право торговли алкогольными напитками. Коммерческое отделение "Алко" не имеет собственного производства, оно закупает продукцию, производимую у себя в стране и за рубежом, как от производителей и дистрибуторов, так и от импортеров, обеспечивает ее хранение и продает через сеть своих магазинов частным лицам, лицензированным заведениям и другим представителям розницы.

В настоящее время "Алко" владеет 327 магазинами и 138 пунктами заказов и отвечает за поддержание в наличии широкого ассортимента национальных и иностранных брендов (лучших в каждой категории), несет ответственность за их качество и безопасность. Схема взаимодействия включает: получение "Алко" заявок от потенциальных продавцов, составляемых по определенной форме, соблюдение ими условий доставки, оплаты, предоставления сопроводительной документации, оформления и упаковки, транспортных расходов и т.д., обмен информацией о ходе продаж, пополнении наличности и других изменениях, связанных с процессом в целом.

В рамках юрисдикции Европейского Союза юридическое обоснование монополии на торговлю в розницу может быть увязано с принципами свободного циркулирования товаров и свободной конкуренции. Государство имеет право определять условия товародвижения продукта внутри страны, если докажет, что имеет право на применение исключения к Ст. 30 Римского соглашения по мотивам здоровья нации, предусмотренного ст.36 Римского соглашения.

Тем не менее, прогнозируется, что примерно в течение 10 лет сохранившаяся в Финляндии монополия на розницу отомрет. Основные причины следующие:
- в связи с вступлением в ЕС стран Балтии значительно активизировалась в силу большой разницы в налоговой наценке пограничная торговля между Финляндией и Эстонией, что наносит серьезный ущерб объемам продаж и доходности монополии;
- усиливается прессинг на монополию со стороны Евросоюза из-за возникающих время от времени скандальных коррупционных ситуаций и из-за все большего ослабления точки зрения, что только государство может наиболее эффективно регулировать рынок и потребление;
- и наконец, любая страна при всей ее национальной специфике оказывается под определяющим влиянием таких процессов как глобализация, интеграция (напр., европейская, евразийская, ближневосточная), технологическая революция, изменения в востребованности различных профессий, демографические изменения, урбанизация и другие.

С начала 2007 года в Финляндии вступит в силу новый "алкогольный" закон, более строгий в плане ограничения доступности алкогольных напитков: будет ограничена реклама и часы продаж, на упаковке вынесено предупреждение о возможных вредных последствиях потребления, приняты меры против использования продажи алкоголя в качестве завуалированного средства привлечения в рестораны и розничные магазины.

В настоящее время, как показывает анализ международного опыта регулирования и контроля алкогольного сектора, наблюдается общая тенденция к ослаблению государственного регулирования там, где алкоголь выделялся в особый специфический сектор экономики, требующий ограничительной и регулирующей политики. При этом участие и роль государства на алкогольном рынке не ослабляется и даже усиливается, но принимает другую направленность: выделение экономических субсидий, правительственная поддержка производства и экспорта, протекционистские меры. В результате социальный и здравоохранительный акцент смещается в область экономической эффективности, тем более, что потребление алкогольных напитков в мире в целом растет. В перспективе эта тенденция может усложнить предотвращение алкогольных проблем.

Источник:   VINMOLDOVA.MD