Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Молдавские винные реки на российских просторах

Молдавские винные реки на российских просторах

Молдавские виноделы вернулись в Россию. Почему же они ведут себя так пассивно?

Молдавское вино, сделанное в России из итальянского сырья, — на какие только ухищрения не шли молдавские виноделы, чтобы удержаться на российском рынке. Сейчас путь для них открыт: с 1 ноября 2007 г. Роспотребнадзор разрешил ввозить в Россию вина 26 молдавских предприятий. На радостях Валерий Миронеску, тогдашний глава правительственного агентства "Moldova-Vin", курирующего винную отрасль, обещал, что уже в ближайшее время Молдавия восстановит 75% прежнего объема поставок в Россию. Но за полгода после отмены эмбарго импорт молдавских вин и коньяков на территорию РФ составил смешные $16 млн — в 2005 г. столько ввозили за три недели. Ничего удивительного. Молдавских вин в России никто особо и не ждал: их место заняли отечественные компании и виноделы из Болгарии, Франции, Испании, Южной Америки. Торговые сети замена устраивает, а у дистрибуторов, изрядно потрепанных кризисами последних лет, нет ни желания, ни средств для продвижения молдавской продукции. Да и сама Молдавия, понявшая, что значит зависеть от одного крупного потребителя, все больше диверсифицирует поставки.

ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ

Беда не ходит в одиночку. Алкогольный рынок только начал оправляться после кризиса начала 2006 г., когда производители на месяц остались без акцизных марок. Виноделы только стали приспосабливаться к предстоящему введению ЕГАИС. И вдруг — новая напасть: с 27 марта 2006 г. глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко запретил импорт в Россию молдавских и грузинских вин, вместе занимавших треть российского винного рынка. Нельзя сказать, что удара никто не ожидал: к началу 2006 г. отношения с Молдавией и Грузией в очередной раз обострились, и участники рынка предчувствовали неладное. Роспотребнадзор оперативно проверил поступающий из некогда братских республик алкоголь и обнаружил, что около 60% продукции не соответствует нормам. Под эмбарго подпали все производители — даже те, к которым никаких претензий не было.

Для Молдавии потерять российский рынок, на который приходилось 77% всего экспорта, — все равно что для России прекратить добывать нефть: в молдавском ВВП виноделие до кризиса занимало 9%, столько же, сколько в российском приходится на добычу полезных ископаемых. Неудивительно, что действия Онищенко вызвали бурю возмущения в Молдавии. Взаимными упреками, однако, дела не поправишь: молдаване начали модернизировать производство, внедрять новые системы контроля качества и смиренно ждать разрешения Роспотребнадзора. Получить его удалось лишь после нормализации отношений между Россией и Молдавией. Грузинским винам такого разрешения в ближайшее время вряд ли дождаться: Россия и Грузия бряцают оружием, а Геннадий Онищенко категорически заявляет, что качество грузинских вин все еще неудовлетворительно.

Ситуация весной 2006 г. была критической. Чтобы не вылететь с рынка, приходилось изощряться. Лучше всех справилось с задачей российское представительство молдавского
. Оно просто прикинулось местным производителем: начало закупать виноматериалы в Италии и выпускать вино в России под теми же марками, под которыми раньше продавалось молдавское. "Это было необходимо, чтобы сохранить бренд и отношения с партнерами", — объясняет коммерческий директор представительства Вадим Максимов. Рентабельность упала, объемы продаж уступали докризисным, но, по крайней мере, не пришлось закрываться. Другим повезло меньше: группа компаний "Холдинг вин", в 2005 г. входившая в пятерку крупнейших импортеров, в начале этого года была вынуждена продать всего за $1 млн свое дистрибуторское подразделение более крупному игроку — нижегородской "Гармонии".

РЕКОНКИСТА ПО-МОЛДАВСКИ

Отдельные попытки выкрутиться погоды не сделали. Покупатели легко перешли с молдавских вин на российские и недорогие европейские и южноамериканские. "Эти вина занимают прочное положение. В прошлом году их продажи в нашей сети выросли на 25-30%", — утверждает директор по закупкам и товародвижению "Седьмого континента" Владимир Самаров. Поэтому и особого энтузиазма в связи с возвращением молдавского алкоголя сети не испытывают. "Острой необходимости в молдавских винах у нас нет. Хотя если кто-то из бывших поставщиков предложит интересный ассортимент с привлекательными ценами, можем ввести несколько артикулов", — говорит руководитель закупок отдела "Вино" Metro Cash & Carry Елена Москаленко.

Проблема еще и в том, что производителям и импортерам придется изрядно потратиться и на повторное вхождение в сети, и на продвижение молдавских вин, и на исправление их имиджа. Эти затраты составят примерно $0,5 за бутылку, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Некоторые ритейлеры готовы возобновить отношения на льготных условиях: Елена Москаленко утверждает, что поставщикам, раньше работавшим с Metro, снова платить за вход в сеть не придется. Но это скорее исключение, чем правило. Особой активности в продвижении молдавских вин на российский рынок не видно. У производителей и дистрибуторов, понесших серьезные убытки в последние два года, просто нет на это денег, объясняет Дробиз.

Возвратившиеся молдавские вина к тому же попали теперь в другой сегмент: по оценкам ритейлеров и дистрибуторов, цены на них выросли на 15-30%, до 120-130 руб. за бутылку. А это уже уровень недорогих вин из Европы и Южной Америки, к которым отношение куда лояльнее, чем к молдавским. "Если на бутылке написано "Франция", это завораживает покупателя", — вздыхает Вадим Максимов из "Acorex".

Подорожание не проблема, ведь за два года все цены выросли, а благосостояние повысилось, не согласен гендиректор фирмы-импортера ILS Александр Трушин. Да и проведенный весной прошлого года компанией Stas Marketing Partners опрос москвичей, раньше покупавших молдавские вина, показывает, что они вполне готовы платить за бутылку "Изабеллы" или "Лидии" 120-160 руб. Если, конечно, смогут их найти.

НЕ ОЧЕНЬ-ТО И ХОТЕЛОСЬ

Проблем у молдавских вин хватает не только на уровне дистрибуции. Пройти все тесты Роспотребнадзора — задача непростая. Поэтому нечего удивляться, что пока право на ввоз своей продукции в Россию получили всего 26 молдавских заводов, хотя до эмбарго сюда везли вино более сотни виноделов. Весь алкоголь из Молдавии идет сейчас через Солнцевский таможенный терминал, хотя до эмбарго ввоз шел через десяток пунктов. К тому же Роспотребнадзор с пристрастием проверяет каждую партию молдавской продукции. Зато более строгий контроль — дополнительное маркетинговое преимущество, ведь это гарантирует потребителю стабильное качество молдавского алкоголя, не унывает Александр Трушин.

Как бы то ни было, вернуть 75% прежнего объема поставок Молдавии вряд ли удастся. Назначенный в апреле этого года руководителем "Moldova-Vin" Юрий Карп сдержаннее в оценках по сравнению с предшественником: до конца года можно восстановить лишь 30% объема. И это многовато, считает Вадим Дробиз, реальный ориентир — 17-20%.

Восстановить объемы полностью удастся еще очень не скоро. Ведь Молдавия уже не так заинтересована в российском рынке, как два года назад. После введения эмбарго молдавские производители начали активно развивать другие направления экспорта — в СНГ и дальнее зарубежье. "Acorex" недавно начал поставки в Великобританию и Ирландию, хвалится Вадим Максимов. Но СНГ пока доминирует: на него приходится 72,3% поставок. За прошлый год экспорт в дальнее зарубежье вырос более чем вдвое, но продажи в СНГ растут еще быстрее. Ставить только на Россию Молдавия больше не хочет: кто знает, что еще найдет Геннадий Онищенко в ее винах при следующем охлаждении отношений между нашими странами.

Источник: smoney.ru