Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Рынок виноградарства и виноделия СНГ: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Молдавские виноделы в условиях мирового кризиса

Молдавские виноделы в условиях мирового кризиса

Мировой кризис постучался к молдавским виноделам

Сколько бы ни говорилось о том, что Молдову еще не коснулся мировой финансовый кризис, тем не менее, на виноделии он уже сказывается. В первую очередь это отразилось на основных рынках сбыта молдавской винодельческой продукции.

Сравнивать данные по экспорту (за 10 месяцев нынешнего года с аналогичным периодом прошлого) в Россию, которая снова заняла лидирующие позиции ($52,4 млн) было бы некорректно, поскольку в октябре 2007-го лишь начались отгрузки после эмбарго. Украинский рынок увеличился для нас на 3%, куда было отправлено продукции на $38,3 млн. Белорусский показал рост на 34% с показателем $36,8 млн. Экспорт в Казахстан ($6,6 млн) уже в этот относительно благополучный период продемонстрировал по отношению к прошлому году спад более чем на половину. По первым трем странам, как будто, все хорошо. Но это — для непосвященных. Данные за ноябрь (поступают с опозданием) будут более красноречивы.

Российские эксперты говорят о наблюдаемом падении покупательной способности населения. По информации Росстата, за октябрь безработица в стране выросла на 8,7%. И несколько тысяч предприятий заявили о намерении сократить штаты. По некоторым оценкам, в целом спрос на алкоголь, в зависимости от региона, за ушедшую осень сократился на 15-70%. По данным Федеральной таможенной службы России, импорт вина уменьшился с 21,3 млн л в сентябре до 20,4 млн л в октябре. В конце ноября на терминале "Солнцево", в Москве скопились 60 вагонов молдавского вина. У импортеров нет возможности растаможить свой товар.

На Украине кризис ощущается более явно. Недавно появилось сообщение о том, что "Киевский завод шампанских вин "Столичный" отказался от закупки шампанских виноматериалов в Молдове из-за роста доллара по отношению к гривне. В 2007 г. предприятие завозило из нашей республики 40% сырья. Падение украинской валюты (на этой неделе $1 стоит 7,39 гривны) для молдавских предприятий означает закрытие рынка. Представитель одного из крупнейших экспортеров, для которого восточный сосед был основным по внешним продажам, сказал, что импортеры перестали платить за ранее полученные вина. В связи с этим в ноябре на Украину не было отгружено ни одной бутылки. И минимум до марта заказов оттуда не будет. По итогам нынешнего года, по сравнению с предыдущим, поставки на данный рынок сократятся. А в 2009 г. еще уменьшатся на 50% по отношению к 2008-му. И дальнейшей перспективы на Украине для молдавской алкогольной продукции собеседник не видит из-за того, что она стала дорогой для экспорта, особенно на фоне укрепившегося лея. Наши вина на этом рынке теряют конкурентоспособность по сравнению с аналогичными из дальнего зарубежья, поскольку, вступив в ВТО, Украина обязалась снизить таможенные пошлины, в том числе и на спиртные напитки. Вина из Чили, Аргентины и других стран с 1 января 2009 г. подешевеют, и их объемы вырастут.

Данного производителя утешает то, что импортеры из Польши и Германии пока не ставили вопрос о сокращении заказов, и то, что по отгруженному в Россию вину еще не было неплатежей, хотя уже намечается снижение объемов поставок. Однако это не спасет положения дел, и не удастся избежать финансовых проблем. Неплатежи за товар не позволяют рассчитываться с поставщиками комплектующих. Усугубляют ситуацию отсутствие приемлемых кредитов, и то, что с ноября нет возмещения по НДС. А месяц назад появилась еще одна национальная особенность работы налоговых органов. Из разных районов налоговики шлют письма, в которых требуют предоставить списки юридических и физических лиц, у которых был приобретен виноград, и указать сроки погашения перед ними задолженностей. Якобы из-за того, что крестьянские хозяйства не платят налоги, виноделам блокируют счета. В минувший понедельник у этого предприятия тоже был заблокирован счет. "Какое право имеет налоговая служба вмешиваться в отношения между субъектами предпринимательской деятельности? - спрашивает собеседник. - Государство вместо того, чтобы помочь, пытается нас запугать и управлять нашим бизнесом?"

Руководитель другого крупного предприятия тоже отметил влияние мирового кризиса на положении дел в компании, ведь 90% всех реализуемых вин отпускается с отсрочкой платежа. Особую лепту внесла Украина: импортеры не рассчитываются, потому что с ними не расплачиваются торговые сети. При падении гривны по отношению к доллару с 4,6 до 7,4 ритейлу выгодно придерживать деньги. Курсовая разница съедает прибыль импортеров. К тому же покупка валюты на Украине осуществляется не за один день: сначала подается заявка в банк. Поэтому компания остановила экспорт на этот рынок месяца два назад. Уже сложно добиваться перечислений и из России. По-мнению собеседника, существует опасность, что некоторые недобросовестные предприниматели воспользуются ситуацией и откажутся платить за вино. В России практически все региональные сети испытывают дефицит оборотных средств, поэтому выбирают очередность финансирования, а спиртные напитки, как известно, не являются первой необходимостью. Но и среди этого сегмента есть свой порядок, с кем, как рассчитываться. Если французам не заплатить, то они больше не отпустят свой товар, поэтому, скорее всего, денег не хватит молдаванам.

На внутреннем рынке до сих пор наблюдался рост продаж продукции этого предприятия на 10-20%. По оценкам производителя, на местном алкогольном рынке мировой кризис скажется в феврале-марте. К настоящему времени уже заморожены все инвестиционные операции — на посадку виноградников, переоборудование заводов и разработку новых продуктов.

В еще одной компании сообщили, что у нее уже есть неплатежи из стран СНГ, и предвидится, что какие-то расчеты никогда не будут осуществлены, потому что дистрибьюторские фирмы несостоятельны. Производитель пытается договариваться с партнерами. Так сложилось, что молдавская алкогольная продукция в основном продавалась с отсрочкой платежа. В таких условиях потери неминуемы, поскольку с импортером не рассчитываются дистрибьюторы, у которых десятки клиентов. Снижение покупательной способности в сочетании с падением рубля и особенно гривны (а расплатиться с производителем нужно в долларах) создает кризисную ситуацию. В Молдове сегодня она, наверное, пока предкризисная. Финансовый кризис, касается большей частью бизнеса, а когда он перерастет в экономический, затронет всех. Экспортеров не надо убеждать в том, что республике удастся избежать кризиса, они его уже ощущают на своем бизнесе. Отказ от заказов и возврат акцизных марок покупателям - это мелочи. Гораздо хуже — не получить деньги за отправленный товар. По России и другим странам СНГ отгрузки сократились примерно на 40%.

По западноевропейским рынкам пока снижения нет, но это не поможет удержать предприятие на плаву. Молдавские вина там недорого стоят, но с падением доходов местного населения наш потребитель переходит на более дешевую продукцию. Например, в Польше, чей рынок является для нас приоритетным за счет объемов, есть более дешевые болгарские вина. В компании не исключают, что придется пойти на сокращение штата на всех уровнях. По мнению собеседника, антикризисный план должен состоять, в первую очередь, из сохранения объемов продаж и снижения себестоимости производства, потому что за сегодняшнюю цену продать продукцию будет сложно. А за счет уменьшения только операционных издержек результата не достигнуть. Цена на виноматериалы сформирована, поэтому должна снизиться стоимость комплектующих — в первую очередь бутылки, которая за последнее время необъяснимо выросла в два раза. О дорогой процедуре сертификации и бесполезности государственной торговой марки уже говорилось не раз. Если молдавским виноделам удастся снизить себестоимость производимой продукции, то это позволит им сохранить объем продаж, что даст хороший шанс пережить экономический спад. Не важно, в какой стране он происходит, факт - что он есть, и с этим нужно считаться.

"По примеру других стран наше государство тоже должно поддержать основные отрасли экономики, - считает генеральный директор АО "Romanesti" Константин Сырги. - Не нужно делать капитальные вливания, потому что их нет. Но что возможно? На определенном этапе создание фонда поддержки по закладке виноградников было необходимо. Но он формировался из отчислений производителей с каждого литра винодельческой продукции. Зачем сегодня брать эти деньги у предприятий, которые по сути банкроты, и тратить их на виноградники и в конечном итоге на вино, которое не продается? В настоящее время эти расходы не актуальны, и пока не началось исполнение госбюджета-2009, можно отменить на следующий год сбор на поддержку посадки виноградников. Давайте закрепим хотя бы достигнутые успехи. Почему нужно сначала довести предприятие до банкротства, а потом реструктурировать его долги? Так мы потеряем молдавские бренды и имидж. Можно использовать другие механизмы помощи. Например, только государство может договориться с банками, чтобы на какое-то время заморозить перечисление траншей по кредитам, ограничившись выплатой процентов по ним".

На Украине найден следующий способ поддержки: если вино производится из местного винограда, то уплаченный НДС направляется в хозяйства, где выращено сырье, для модернизации отрасли.

Источник: logos.press.md