Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Новая система маркировки алкоголя

Новая система маркировки алкоголя

Новые марки — новые проблемы?

В скором времени в России может быть введена новая система маркировки как импортного, так и отечественного алкоголя. Предполагается, что акцизные марки будут состоять из двух частей: пломбы, которая дает возможность визуально определить — была нарушена укупорка тары или нет, и носителя информации.

Совещание проводилось с целью подготовки экспертного заключения о последствиях изменений законодательства РФ о налогах и сборах, предусматривающих новый порядок уплаты акциза при установлении единой ставки на спирт этиловый, алкогольную и спиртосодержащую продукцию за 1 л безводного этилового спирта.

Рынок России уже имеет весьма негативный опыт по замене акцизных марок на алкогольную продукцию: в 2006 году это привело к кризису на алкогольном рынке, к необходимости изымать всю продукцию со старыми акцизным марками, что в итоге повлекло за собой серьезный дефицит в рознице.

В первую очередь с новыми марками на полках появилась водка, затем — вино. Винодельческий сектор пострадал в наибольшей степени — вино после 1 июля 2006 подорожало примерно в два раза. Многие импортеры, работающие в сегменте HoReCa, также понесли значительные убытки, не получив вовремя необходимое количество акцизных марок.

Кризис вызвал определенное недоверие участников рынка к тем мерам, которые предпринимает государство. Эту ситуацию можно сравнить с “павловской реформой” (денежная реформа последнего премьер‑министра СССР Валентина Павлова, проведенная в январе 1991 года и направленная на изъятие из оборота избыточной денежной массы — прим. СН), в ходе которой были отменены все пятидесятирублевые и сторублевые купюры. Тогда на обмен старых купюр на новые было отведено всего три дня. Это был период сильной девальвации национальной валюты: рубль обесценивался со скоростью 200 процентов в год и перестал являться монетой для накопления. Что касается алкогольной отрасли, то любая замена марок ставит сегодня в очень сложное положение ее участников, которые, как правило, должны ориентироваться в своей работе на долгосрочные прогнозы, чтобы реализовать разработанный бизнес-план.

Считаю, что того позитивного эффекта, который авторы законопроекта закладывают в этот документ, а именно — сокращение на рынке доли нелегальной продукции — таким образом достичь невозможно. На винодельческой отрасли подобное регулирование скажется самым негативным образом. Уже сейчас полки наших магазинов завалены низкокачественной продукцией. Как показывает практика, система регулирования приводит к тому, что вместо расширения легального алкогольного сектора происходит обратный процесс: увеличение объема контрафакта.

На мой взгляд, виноделы сами должны заботиться о качестве своей продукции. Во многих странах действует негосударственная система маркировки, которая устанавливается именно виноделами. И, надо сказать, подобная система является гораздо более эффективной, нежели государственное регулирование.

Что получается у нас: те средства, которые необходимы для осуществления импортных поставок алкогольной продукции, расходуются не на ВЭД, а на приобретение марок, обеспечение таможенных платежей и прочее. Более того, маркировка сегодня превратилась в механизм не государственного, а, скорее, административного регулирования рынка, которое с интересами государства имеет очень мало общего.

Предыдущая замена акцизных марок показала, что очень часто возникает их дефицит, который особенно ощутим в предновогодний период, когда значительно увеличивается и производство, и ввоз продукции на территорию РФ. Что-то не успел вовремя сделать Гоззнак, произошла какая-то задержка в налоговых или таможенных органах. В целом это созда­ло очень острую ситуацию — сроки поджимали, а марок в достаточном количестве не было. Производители вынуждены были либо доплачивать за их своевременное получение, либо становиться в очередь и ожидать марки в соответствии с оформленными заявками. Между тем, любые задержки в получении марок легальными производителями приводят к тому, что магазины, особенно в период повышенного спроса, наполняются продукцией сомнительного качества.

Таким образом, марка, вместо того чтобы стать механизмом регулирования и легализации рынка, как это задумывалось в 1997 году, превратилась в механизм сдерживания легального производства.

Возвращаясь к нынешней ситуации, можно сказать, что в случае принятия законопроекта, стоимость маркировки повысится вдвое, что несомненно отразится на цене конечной продукции. Производителям придется снижать себестоимость продукции, чтобы сохранить конкурентоспособность своей продукции и иметь возможность продавать крепкие напитки потребителям по тем же ценам. Это означается, что они будут экономить прежде всего на качестве продуктов. То есть пострадают в итоге те же простые покупатели.

Возникнет проблема и с тем, как сбывать остатки продукции, которую не успели реализовать до установленного срока. По итогам той же реформы 2006 года осталось около 4 млн бутылок достаточно качественной продукции, которая в силу тех или иных обстоятельств не была перемаркирована. Получается, что либо вся оставшаяся продукция должна пополнить нелегальный сектор, либо превратиться в “мертвый груз” и остаться на складах.

Существует еще один фактор, который вызывает глубокое возмущение. В 2006 году Правительство РФ выпустило постановление относительно перемаркировки продукции. Документ позволяет производить перемаркировку продукции как на складе производителя, так и у оптовика. (Ведь транспортировка продукции, к примеру, из Камчатки в Московскую область, а потом обратно ради перемаркировки делает дальнейшую работу с этой продукцией совершенно бессмысленной с экономической точки зрения.) Тогда надо было лишь документально подтвердить прямую связь между производителем (импортером) и владельцем продукции. Однако уже в 2008 году Верховный суд принимает решение, в соответствии с которым перемаркировка на складах оптовиков становится невозможной. Это означает, что продукцию, которая к этому моменту уже была отправлена в тут или иную точку России, нужно возвращать на склад производителя или импортера и перемаркировывать! Либо оптовику придется оформлять лицензию на соответствующий вид деятельности, которая не только дорого стоит, но и оформляется весьма непросто. Передавать же акцизные марки из организации в организацию запрещено. Вывод из всего вышесказанного можно сделать такой: скорее всего, у игроков рынка возникнут большие сложности с перемаркировкой продукции, которая к этому моменту не будет реализована.

Таким образом, очевидно, что ничего позитивного в сфере перемаркировки для участников рынка не просматривается. Для потребителей алкогольной продукции также никого выигрыша нет. Что же касается ликеро-водочных изделий, то сегодняшняя система налогообложения не исключает, а, напротив, стимулирует производство алкогольной продукции из неучтенного спирта. Как правило, часто неучтенный спирт изготавливается из непищевого сырья, которое по закону не должно попадать в алкогольную продукцию.

Одновременно мы получим еще одну проблему: известно, что когда легальный сектор рынка начинает лихорадить, население обычно переключается на более доступную продукцию, полностью выведенную из-под акцизов. Кроме того, каждый раз, когда увеличивается акциз или ужесточаются меры регулирования рынка, дело заканчивается остановкой значительного числа предприятий, что также стимулирует теневое производство.

Поэтому вся история с заменой марок не может вызывать особого восторга. Плюсы здесь есть только для Гознака, который получит очередную возможность заработать на выпуске новых марок.

Источник: my-sn.ru