Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Об импорте алкоголя в Россию. Часть 1

Об импорте алкоголя в Россию. Часть 1

Импорт алкоголя: два шага от пропасти. Часть 1

Участники российского алкогольного рынка хорошо уяснили: их работа строится “от кризиса до кризиса”. Поэтому в недолгих периодах штиля в море алкогольных неурядиц каждый из них старается мобилизовать силы по максимуму, наращивая производственный и сырьевой потенциал, а также усиленно развивая собственную дистрибьюторскую сеть и клиентскую базу. Результаты бывают самые разные. Итак, что нового в отрасли?

Для наглядности: 2005 год — один из самых успешных периодов для импортеров в третьем тысячелетии — сменился кризисным 2006. Сокращение объемов импорта почти на 40 % стало тогда естественным продолжением запрета Роспотребнадзора на ввоз молдавских и грузинских вин и коньяков. Ситуация стала еще более напряженной после введения санкций, связанных с обязательным получением акцизных марок, регламентированным новой редакцией закона “О государственном регулировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции” в январе 2006 г. Импорт алкоголя был временно “заморожен” по причине дефицита новых акцизных марок. В одном случае Госзнак их не успевал выпустить, в другом  происходила задержка с их выдачей в налоговых или таможенных органах. Ситуация накалялась, ведь сроки перехода на работу по новым правилам поджимали, и игроки рынка были вынуждены изыскивать возможности для приобретения марок, доплачивая за их своевременное получение. Иначе — становись в очередь! Или вообще уходи с рынка. Система глобального контроля и учета товародвижения на алкогольном рынке России - ЕГАИС - в очередной раз показала свою несостоятельность в тот момент, когда запоздал к сроку выход инструкции и распоряжения о процедуре перемаркировки непроданных до 1 июля 2006 года объемов алкогольной продукции. В результате общее количество стран-поставщиков значительно сократилось с 31 (в 2005 году) до 22 (в 2006 году).

Следующий, 2007 год, оказался относительно спокойным, потому неудивительно, что импортеры, стремившиеся как можно быстрее компенсировать финансовые потери от эмбарго, взялись с удвоенным энтузиазмом ввозить в страну спиртные напитки. Что мы получили в итоге? Очевидный переизбыток импорта после вынужденной “голодовки”, когда предложение стало во много раз превышать спрос, конкуренция ужесточилась, склады оказались затоварены. Несложно догадаться, что в начале первого квартала нынешнего года в сегменте импортного алкоголя начался прогнозируемый спад по части поставок. Правда, постепенно ситуация выровнялась и в дальнейшем характеризовалась устойчивой динамикой объемов оборота.

ВЫСОКИЙ ГРАДУС ПОСТАВОК

Сегодня во всем мире масс‑медиа пропагандируют коктейльно-клубную субкультуру, для которой характерна реализация крепких алкогольных напитков — и в первую очередь водки — в составе различных миксов.  И именно водка становится хедлайнером по потреблению. По сравнению с ростом ее популярности даже пиво, да-да, старое доброе пиво, и то заметно сдает свои позиции.

Итак, разговор об импорте алкогольной продукции на территорию России стоит начать именно с водки, а конкретно — с продукции украинских производителей. По свидетельству Павла Шапкина, исполнительного секретаря экспертно-консультативного совета по госрегулированию алкогольного рынка при профильном комитете СФ РФ, в списке сегодня лидирует компания Nemiroff, далее список продолжают “Хортица”, “Дельта”, “Союз-Виктан”. Их совокупный объем поставок в 2008 году вышел на рекордный уровень и составил 85,8 % рынка импортной водки и ЛВИ в России! По оценкам экспертов, в ближайшее время доля рынка украинских компаний дойдет до 90 % российского рынка импорта и по итогам 2008 года займет не менее 7 % российского рынка водки и ЛВИ. Кроме того, по данным Центра исследования российского и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА), в 2008 году утроились поставки водки из Италии — сегодня она занимает 2,25 % российского рынка импортной водки и ЛВИ. Выросли поставки “хлебного вина” и из Финляндии, чья доля рынка достигла 2,06 %; в 2,5 раза увеличились поставки водки из Швеции (доля рынка — 1,7 %); в десятки раз выросли поставки водки из Мексики (1,44 %); а кроме того, возобновились поставки белорусской водки, ее присутствие оценивается сегодня в 0,73 %.

Коньяк в России по-прежнему популярен, и по итогам конца года можно ожидать, что ему удастся нарастить объемы импортных поставок и достичь наконец уровня рекордного 2005 года. Рейтинг стран-поставщиков на начало 2008 года, по данным ЦИФРРА, выглядит следующим образом: Армения занимает долю, равную 43,8 % рынка импортного коньяка, Франция — 29,5 %, Молдавия — 12 %. Меньше коньяков стали поставлять украинские производители, снизив свои поставки почти вдвое (доля — 9,53 % импорта), азербайджанские поставки упали на 85 % (2,5 % импорта).

Кривая поставок не только коньяков, но и коньячных материалов пошла вниз, показывая в начале 2008 года снижение на 37 % относительно того же периода 2007 года. Ситуация почти та же, что и с импортом готовой продукции: в 2007 году случился настоящий бум — поставки коньячных материалов выросли за год на 90 %, после чего рынок приблизился к насыщению.

Ведущие места стран — поставщиков коньяка разделились следующим образом: Азербайджан — 35,65 % российского рынка, Франция — 19,5 %, Армения — 42,34 %. Характерная деталь: коньячное направление стало настолько популярным, что летом 2008 года председатель Союза армян-виноделов Аваг Арутюнян высказал недовольство тем обстоятельством, что более 85 % лучших сортов винограда уходит именно в коньячное производство. Г-н Арутбян высказал надежду, что в ближайшем будущем виноматериалы будут использоваться также в производстве вин, ибо потенциал у армянских виноделов, по мнению эксперта, очень высок. Так, армянский винный импорт в России по итогам 2007 года проиллюстрировал прирост относительно 2005 года в 3,8 раза. В 2008 году эта тенденция укрепилась.

ВИННЫЙ ТРАНШ

Основной тренд рынка — противостояние Нового и Старого Света, которое в текущем году достигло своего апогея. Представители Австралии, США, ЮАР и Новой Зеландии серьезно намерены вытеснить с рынка “винных старожил” — европейских производителей. Так, они устроили — ни много ни мало — бойкот выставки Vinexpo, которая давно признана одним из самых престижных форумов отрасли. Причина демарша банальна: по мнению нарушителей спокойствия, организаторы Vinexpo постоянно отдают предпочтение производителям из стран ЕС, особенно — из Франции. Более того, северо- и южноамериканские виноделы планируют учредить альтернативу “старой” выставке — “новое эксклюзивное винное шоу”, которое пройдет в одном из крупнейших городов Европы. В числе возможных мест проведения альтернативного винного форума называют Лондон.

Признаться, производители Старого Света тянут выставочное “одеяло” на себя не от хорошей жизни: в Европе кризис перепроизводства алкогольных напитков. Ситуация анекдотичная: в этом году Еврокомиссия приняла решение переработать почти миллиард бутылок нереализованных французских и итальянских вин в топливо (!) и средства дезинфекции (!!). Кроме того, около 2,5 миллиардов евро планируется потратить на выкорчевывание виноградников. Соответствующая реформа была проведена Европейским Союзом и является, по официальному утверждению, вынужденной мерой, связанной со снижением конкурентоспособности винных мастодонтов ЕС. Ведь новосветская продукция зачастую не уступает по качеству своим “антагонистам”, зато продается по куда более демократичным ценам. Старушка Европа привыкла не экономить на производстве благородных напитков, да и уровень жизни населения этих стран гораздо выше, чем, скажем, в Аргентине. Отсюда и такая высокая себестоимость напитков. Реформаторы рассчитывают, что местные вина, произведенные на оставшихся после вырубки виноградниках, можно будет позиционировать как “эксклюзивные”.

Федеральная таможенная служба (ФТС) в недавнем прошлом опубликовала данные об увеличении объема импорта вина в третьем квартале 2008 года — на 12 % относительно аналогичного периода прошлого года. Вадим Дробиз, директор ЦИФРРА, в свою очередь так характеризует ситуацию на рынке импорта вина в 2008 году: “География импорта сегодня выглядит так: доля в импортном вине поставщиков из стран СНГ упала с 60 % в 2005 году до 10 % в первом квартале 2008‑го. Доля группы бывших стран соцлагеря, напротив, с 17 % в 2005 году выросла до 30 % в текущем. Вина Старого Света выросли с 13,5 % в 2005 году до 47 % в 2008‑м, Нового Света — с 4,7 % до 10 % соответственно. Страны Нового Света находятся в фазе активного развития винного экспорта в РФ, особенно это касается Аргентины и ЮАР. Исключение составляют вина Австралии, в 2008 году объемы импорта которых не только не возросли, а, наоборот, упали.

Непопулярность австралийских напитков в России во многом обусловлена сравнительно малой их дистрибуцией, а также достаточно высокими ценами по сравнению с винами сходного уровня качества из стран Нового Света”.

Эксперты рынка также отмечают рост (на 22,2 %) поставок немецкого вина, при этом Россия стала для немцев четвертым по величине экспортным рынком после США, Великобритании и Японии, причем продажи в этих странах в последнее время сдают свои позиции.

Интересная статистика касается роста рынка вермутов и ароматизированых вин: эта категория в январе-апреле 2008 г. составила около 10 % от рынка импортного виноградного вина на российском рынке, показав прирост в 15 % по сравнению с 2007 годом.

Стоит отметить, что поставки вин из Молдавии начали оказывать свое влияние на расстановку сил на рынке лишь к концу первого квартала 2008 года. Интересно, что Валерий Миронеску, бывший в 2007 году главой правительственного агентства Moldova-Vin, прогнозировал скорое восстановление 75 % от прежнего объема поставок молдавской продукции в Россию. Однако экспорт товара за первые восемь месяцев 2008 года, после отмены эмбарго, составил в денежном лишь $20 млн, что в десять раз меньше показателей, скажем, того же 2005 года. В чем причина? Дело в том, что новая продукция вышла на рынок в совсем ином ценовом сегменте: если раньше бутылка молдавского вина в рознице стоила где-то в пределах 90 руб., то теперь она подорожала до 130 руб. Естественно, что и радиус конкурентной борьбы стал, так сказать, шире. В число сегодняшних конкурентов молдаван вошли не только болгарские и российские вина, но и вина Нового Света. Кроме того, импортеры и производители молдавской продукции на сегодняшний день не имеют возможностей вкладывать значительные средства в продвижение своего товара. Между тем одно только вхождение в сети может потребовать колоссальных затрат. Результат не заставил себя ждать: на сегодняшний день в Молдове скопилось огромное количество непроданного вина — порядка 400 млн литров. Это две годовые поставки бутилированного вина в Россию на уровне объемов 2005 г. А для Молдавии, сами понимаете, потерять российский алкогольный рынок, на который приходилось 77% всего экспорта, — все равно, что для России прекратить добывать нефть.

Источник: my-sn.ru