Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Обзор алкогольного рынка России (июль, 2007 год)

Обзор алкогольного рынка России (июль, 2007 год)

Тратим больше чем зарабатываем

В России нее главного - социально-экономических условий для существования рынка массового легального (прежде всего) крепкого алкоголя. Поэтому алкогольный рынок России никогда не станет иным чем был все эти 15 лет.

У нас много анализируют потребительский рынок России. Но никто не сравнивает эти показатели между собой. Например, сколько тратят и сколько зарабатывают наши граждане (не методом опросов населения, а по данным более официальных источников).

Есть объем потребительского рынка России в деньгах – ежегодно; вот они и траты. В 2006 г. сравнение привело к очень интересным результатам: зарплата по официальным источникам выросла в общей массе на 25% (это при заявлениях о росте средней зарплаты за последние пару лет с 7 000 рублей чуть ли не до 15 000), а расходы граждан на 73%. Источники больших трат — не только в конвертах с дополнительными выплатами, не только в программах кредитования и т.д.

Граждане традиционно тратят на алкоголь в среднем в общей массе 10% заработанного (точнее, потраченного). То есть, сумма потраченного гражданами не менее 200 млрд. дол. в год. В 2005 г. рынок алкоголя составлял не менее 19,5 млрд. дол. В 2006 г. он упал не менее чем на 2,5 млрд. дол. даже при подорожании продукции.


Рост затрат на 73% вроде должен бы свидетельствовать о желании и возможности потребителей тратить на алкоголь больше или покупать более дорогую продукцию. Однако, этого в 2006-2007 г.г. не произошло.
Не вырос рынок более дорогой водки (дороже 110 рублей за бутылку, поэтому – упал и рынок украинской водки в России и продолжает падать), не вырос и рынок вина (в физическом объеме), которое продается дороже 110 рублей за бутылку (поэтому в 2007 г. и сократится по итогам года значительно импорт вина при серьезном росте виноматериалов). Какая –то очередная логическая диспропорция. Так не бывает...

Россия под руководством своего экономического блока становится все более зависимой от импорта по всем показателям. Наш потребительский рынок - это рынок импортных товаров, доходящий до 80% по некоторым позициям, а 50% — сплошь и рядом. Давно забыты принципы "продовольственной безопасности государства" и принципы других экономических безопасностей...

Так, рост импорта в апреле 2007 года достиг 45,1%, рекордного уровня с 1994 года. Импорт удовлетворяет все большую долю потребительского и инвестиционного спроса, но при этом аналитики считают, что он и играет все более важную роль в торможении инфляции. Почему бы продукции российского производства не играть такую роль? Для этого надо, чтобы она хотя бы была в достаточном для этого количестве...

Крайне высоки темпы роста импорта и в других выражениях: так, за январь–апрель 2007 года он составил $59,5 млрд (рост на 40,4% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года), а за последние 12 месяцев – $181,2 млрд (рост на 37,3% "год к году").
Экспорт растет значительно медленнее импорта. В апреле 2007 года он составил $27,7 млрд (на 15,1% больше, чем в апреле 2006 года). Впрочем, по сравнению с результатами последних месяцев, благодаря росту цен на нефть и другое сырье, темпы роста экспорта выросли. В первом квартале 2007 года, по данным ЦБ, они составляли всего 6%, а в январе–апреле 2007 года 8,4% к соответствующему периоду прошлого года.

Общая ситуация хорошо отражается и на рынке алкоголя. В том же 2006 г. импорт алкоголя составил около 400 млн. л., при экспорте из России около 70 млн. л. При этом впервые за последние 5-6 лет экспорт и импорт водки и ЛВИ практически сравнялись в районе 60-70 млн. л.  
С рынка ушло молдавское вино, которое заместили российские вина.  Болгары не смогли в 2006 г. добавить ни одного л. вина к показателю 2005 г. при вроде бы благоприятных условиях.  Перехитрить российских импортеров виноматериала им не удалось; теперь на российское вино возложена великая миссия развития винного рынка России, которая ранее была возложена на молдавское вино, которое и было локомотивом развития российского винного рынка в течение последних 10 лет.

Поставки импорта развивают наш потребительский рынок (это во всех сегментах, не только алкоголь), но душат развитие российского производство (за исключением, может быть, водки: с какой радостью были выброшены на задворки истории всякие Абсолюты и Финляндии в 1999- 2000 г. после появления Русского стандарта. Отношение к импорту как к "святому продукту" и недоверие к большинству российского до сих пор заложено в российском потребителе.


Можно говорить о том, что рынок рос прежде всего за счет сегмента дешевых вин (до 100 рублей), этот сегмент рос и психологически тянул за собой все остальные - даже более дорогие. Он создавал лицо винного рынка и заполнял красивой продукцией магазинные полки... Психологическое предубеждение против российского вина (хотя оно и занимало до кризиса 47% рынка вина) станет в 2007 – 2008 г.г. сдерживающим фактором развития винного рынка.
Тем более, что те же столовые вина дальнего зарубежья, стоившие год- полтора назад в пределах 125 -130 рублей, я теперь зачастую с ужасом вижу по 170 рублей. Я уже не говорю про российские по 70 – ныне по 100...

Прошла информация о том, что агентство Discovery Research Group в июне завершило исследование российского рынка вина. По оценкам аналитиков DISCOVERY Research Group, в настоящее время объем российского рынка вина составляет примерно 95 — 103 млн. дал, или 3,4% мирового винного рынка. Если до кризиса рынка, вызванного введением системы ЕГАИС и запретом продажи молдавского и грузинского вина, продажи росли на 10-12% ежегодно, то по итогам 2006 объем рынка сократился на 6-8%. Поправим их исследования: рынок вина в России в 2006 г. достиг максимума за все последние 15 лет даже в условиях различных запретов:
во-первых, успели завезти столько за 1 квартал импорта, который все равно даже в условиях запрета был реализован (пусть и нелегально), во-вторых, во втором полугодии рвануло российское производство... В результате объем рынка легального виноградного вина составил около 70 млн. дал. плюс около 3 млн. дал. рынок плодовых вин плюс рынок шампанского  — около 15 млн. дал. То есть, 88 млн. дал всякого вина. Но в исследованиях речь идет о виноградном тихом вине.
 Рынок нелегального вина (без учета молдавского и грузинского вина, ставших в одночасье нелегальными) не столь уж велик - не более 15-20%, то есть не более 10 млн. дал. Так что, на круг емкость российского рынка виноградного вина в нынешних условиях не более 80 млн дал, что на 15%-20% ниже расчетов исследователей.

Далее в их отчете: "Наиболее распространенной оценкой в стоимостном выражении рынка со стороны экспертов является $ 5 млрд. Однако согласно расчетам аналитика DISCOVERY Research Group Лазаревой Елены, эта оценка несколько занижена: в 2006 году объем российского рынка вина в денежном выражении составил около $8,3 млрд." Если посмотреть на географическую структуру вина, то 78% вина в 2006 г. находилось в дешевом сегменте - до 100 рублей за бутылку. 80 млн дал- это 1,067 млрд бутылок. 78% — это 0,785 млрд бутылок. Возьмем среднюю цену в районе 80 рублей (хотя сюда же входит около 10-15% пакетного вина), итого- 63 млрд рублей. Далее: из оставшихся 22%- 12% это вина до 250 рублей в магазине. Это 128 млн бутылок- стоят (берем максимальную цену) – еще 32 млрд рублей. Оставшиеся 10% - пусть все это стоит (с учетом Хореки) по 500 рублей за бутылку в среднем - 106 млн бутылок – еще 53 млрд рублей. Итого, 148 млрд руб или 5,7 млрд дол- емкость винного рынка.

Вновь далее по тексту отчета: "Однако последствия кризиса были не только отрицательными. Значительно увеличилось производство собственных российских вин. По мнению участников рынка, объемы российского производства возросли за 2006 год в 4 раза. Также укрепили свои позиции на российском рынке вина ряд стран-импортеров из дальнего зарубежья. В частности, существенно усилили свое присутствие в России виноделы из Болгарии — их доля выросла с 7,6% до 15,8%, также увеличилась доля Франции (с 3,4% до 6,6%) и Испании (с 2% до 3,3%). Особенно сильные позиции зарубежные производители занимают в сегменте вин класса "премиум": продукция иностранного производства составила почти весь объем продаж. "Со многим можно согласиться, кроме роста российских вин в 4 раза. Эти ошибки вроде ошибки на 50% в оценке емкости рынка или роста в 4 раза, хотя рынок российских вин вырос всего до 47 млн дал с 32 млн дал 2005 г, но в 2005 был винный кризис, а в 2004 г. производство составляло 39 млн дал, то есть рост с 2004 г. менее 21%.

По поводу: "Как отмечают участники рынка, за прошедший период увеличилось потребление дорогих вин класса "премиум". Это связано как с исчезновением с рынка дешевой молдавской продукции, так и с возросшим уровнем доходов населения и с изменением потребительских предпочтений". Наверняка, потребители молдавских вин ринулись в премиум...
О близком кризисе импорта вин дальнего зарубежья, и произойдет он по вине подобных исследований (импортеры это и пытались сделать- заместить объемом дальнего зарубежья Молдавию).

"Еще одной новой тенденцией 2006 года стало увеличение производства вин в нестандартной упаковке. Российский рынок вина в асептической картонной упаковке Тетра Пак в 2006 году превысил 100 миллионов литров, что в два раза выше показателей 2005 года". И это действительно так, самое дешевое вино в литровых пакетах (что там налито- тайна) производится на Кубани и продается по 28-30 рублей за литр (из импортного виноматериала). Такой продукт дискредитирует само название – вино.

А теперь о прогнозах нового анализатора рынка: "Согласно имеющимся прогнозам, в ближайшие годы продолжится рост продаж вина на территории России. В период с 2006 по 2010 годы ожидается ежегодное увеличение объемов продаж вина на 7%, и к 2011 году он составит 1,4 млрд литров. Наиболее популярными останутся красные вина — в 2011 году их продажи достигнут 423 млн литров. В то же время сегмент белых вин также ожидает значительный ежегодный рост — на 8% в натуральном выражении и немногим более 10% в стоимостном". Глубокая ошибка и заблуждение. Не будет роста винного рынка в физическом объеме столь стремительными темпами. От уровня 2006 в 2007 будет спад на 10% — до 60 млн дал вина (максимум), а с 2008 начнется рост по 3-5% в год до 2010 г.г. Таким образом, лишь к 2010 г. рынок выйдет на уровень 2006 г.

Долго шла борьба на российском рынке французско-армянского Арарата с остатками российского Арарата в лице питерского одноименного коньячного завода. И вот похоже – дело приблизилось к финалу. Видимо, французо-армяне нашли путь к сердцу питерских чиновников. На днях прошло сообщение о том, что арбитражный суд принял к производству иск КУГИ к ЗАО "Санкт-Петербургский завод "Арарат" о расторжении договора аренды. Оказывается, можно победить и таким путем. Бренд Арарат в России вполне мог быть закреплен и за питерским заводом, был в свое время и московский Арарат ... Но арбитражный суд принял к производству иск КУГИ к ЗАО "Санкт-Петербургский завод "Арарат" о расторжении договора аренды и выселении ответчика с земельного участка. И задолженность–то у завода ерундовая, но если ты мешаешь Перно-Рикару, то судьба твоя плачевна... Факты: Около 360 млн рублей — оценочная стоимость недвижимости завода "Арарат"; Около 5 га — площадь участка, занимаемого "Араратом" на Софийской улице.

Самая большая тайна России - это количество объектов розничной торговли, имеющих право продавать алкоголь. Сведения собраны по крупицам - периодически попадала эта информация то по одному, то по другому городу. Действительно, в абсолютном большинстве регионов число объектов сократилась на 30% в среднем, причем – если в крупных городах (той же Москве) прежние показатели восстанавливаются постепенно (в Москве было около 14 000, теперь уже 11 500, а было поначалу 9 000), в Питере сегодня торговых точек (а не лицензий) – 6 500 (вместе с Хорекой). Так, информация по Волгоградской области помогла оценить потенциалы городов с населением по 300-400 000 человек. С ними были сложности. Теперь цифра понятна: в таких городах от 380 до 450 магазинов продают алкоголь. По моей оценке в России сегодня около 185 -187 000 розничных торговых точек реализуют алкоголь.

Источник: "Yarmarka.ru"