Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Обзор российского рынка бренди (2004-2005гг.)

Обзор российского рынка бренди (2004-2005гг.)

Обзор российского рынка бренди

    Статья основана на данных аудита розничной торговли, проводимого компанией "Бизнес Аналитика" в 2004-2005 годах в 14 крупнейших российских городах. Напитки, о которых пойдет речь, в нашей стране обычно называют коньяками, хотя с точки зрения международной классификации это не совсем верно.
Как известно, коньяками могут называться лишь напитки, произведенные во Франции в окрестностях города Коньяк на основе винограда, также выращенного в этой местности. Другие напитки, произведенные по сходной технологии, однако уже за пределами данной провинции, относятся к категории бренди. Именно рынок бренди стал предметом нашего исследования.
  Как рынок дорогого и престижного напитка российский рынок бренди существенно пострадал в результате кризиса 1998 года, что в основном отразилось на продажах продукции импортных марок. В то же время на устойчивый рост внутреннего производства кризис практически не повлиял. По мере восстановления доходов населения рос спрос и на более дорогой импортный бренди. Так, докризисный объем импорта армянских коньяков был превышен уже в 2000 году, другой зарубежной продукции, в том числе из Молдавии - в 2001-м. 

 В последние годы рост рынка бренди, главным образом, обеспечивался за счет увеличения объемов внутреннего производства, тогда как темпы роста импорта с 2002-2003 годов заметно снизились. Очевидно, благоприятная конъюнктура для внутреннего производства напрямую связана с ценовым фактором. Известно, что отечественная продукция (за исключением ряда дагестанских бренди и специально разработанных марок с большим сроком выдержки) в основном позиционируется в нижних ценовых сегментах.

Это делает ее доступной для широкого круга потребителей и, фактически, можно говорить о конкуренции бренди и водки на рынке крепкого алкоголя. Однако пока еще продажи водки в России более чем в 50 раз превышают аналогичный показатель по бренди.
  Также можно отметить, что на сегодняшний день значительную роль все еще играет нелегальная продукция - контрафактная, неучтенного производства, а также напитки, нелегально ввезенные на территорию РФ. По имеющимся оценкам, сейчас такая продукция занимает порядка 1/6 российского рынка бренди, хотя следует заметить, что с 1998 года ее объем сократился более чем вдвое. Что касается присутствующей на рынке контрафактной продукции, то, по данным аудита розничной торговли, проводимого компанией "Бизнес Аналитика", чаще всего объектами подделок становятся бренди известных армянских марок: "Ани", "Арарат", "Ахтамар".

  Совокупное потребление бренди в 2004 году можно оценить на уровне 65,7 млн литров, что на 11% превосходит показатели 2003 года. Учитывая средние розничные цены на бренди в $15-16 за литр, можно сделать вывод, что стоимостная емкость российского рынка бренди достигла $1 млрд.

  СТРУКТУРА РЫНКА ПО СТРАНАМ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
  Как уже было отмечено, наибольшим спросом у россиян пользуются бренди отечественного производства, что, прежде всего, связано с ценовым фактором.  По данным исследования в 14 крупных российских городах, в первом полугодии 2005 года почти 70% суммарных продаж рассматриваемого рынка обеспечивалось российским бренди, и его доля продолжает расти.
  Среди импортных напитков наиболее популярными являются бренди, ввозимые из Молдавии и Армении, хорошо известные отечественному потребителю еще с советских времен. Между тем рыночная доля такой продукции сокращается, в то время как отмечается активный рост продаж бренди, ввозимых из других стран ближнего зарубежья, прежде всего, из Грузии и Украины, хотя их удельный вес на российском рынке остается довольно небольшим (табл. 1).

  Что касается бренди, ввозимых на территорию России из стран дальнего зарубежья, то львиная доля здесь приходится на продукцию из Франции. При этом значительная часть напитков, привезенных из этой страны, обеспечивается марками "Нахимов" и "Черный аист", принадлежащими ЗАО "ТД "Арома" (Москва). Продукция этих брендов в настоящее время выпускается на мощностях коньячного дома Ferrand.
  В то же время в некоторых городах структура продаж бренди по странам производства значительно различается. Так, в большинстве крупных городов доля российских бренди составляет порядка 55-60%. Однако, например, в  Самаре и Омске их удельный вес превышает 70%, а в Ростове-на-Дону на отечественные напитки приходится более 85% рынка, хотя здесь доля российских бренди постепенно снижается вместе с удельным ростом продаж молдавских и грузинских напитков. Более 80% рынка приходится на российские бренди и в Волгограде. В свою очередь, в Перми и Екатеринбурге наибольшую долю в продажах занимают молдавские бренди - порядка 75 и 60% от общего объема соответственно.
  Между тем, распределение продаж бренди в различных городах зачастую связано не столько с особенностями спроса на те или иные напитки, сколько с характеристикой предложения, т.е. предлагаемого ассортимента. В региональных городах, где уровень жизни существенно ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге, рынок бренди заметно менее развит.

  СЕГМЕНТЫ РЫНКА БРЕНДИ ПО ВЫДЕРЖКЕ
  Одной из наиболее важных характеристик бренди является срок выдержки. В структуре рассматриваемых напитков основная доля приходится на "молодые" бренди - со сроком выдержки не более 5 лет: их доля, по состоянию на первую половину 2005 года, составляет от 83 до 98%. При этом самый низкий показатель был зафиксирован в Нижнем Новгороде, а самый высокий - в Перми. В среднем же по 14 городам удельный вес "молодых" бренди, заметно увеличившись за год, к середине 2005-го приблизился к 90%-му уровню.
  Доминирование на рынке "молодых" напитков вполне объяснимо: рынок развивается, главным образом, за счет относительно дешевой продукции, а цена на бренди в значительной степени обусловлена сроком выдержки: чем старше напиток, тем он дороже.
 По отдельным сегментам - 3, 4 и 5 звездочек (лет выдержки) - доли продаж "молодых" бренди распределены достаточно равномерно (табл. 2.). При этом в 14 рассматриваемых городах наибольшая доля приходится на бренди со сроком выдержки 4-4,5 года. В то же время можно отметить, что этот показатель обусловлен значительным весом московского рынка, т.к. в общих продажах бренди по 14 крупным городам на столицу приходится порядка 55%. К тому же на московском рынке доминирует местный производитель - ОАО "МВКЗ "КиН", специализирующийся на выпуске напитков со сроком выдержки 4-4,5 года. А в большинстве других городов этот подсегмент является самым маленьким в сегменте молодых бренди.

  Доля дорогих выдержанных бренди в настоящее время составляет чуть более 10% рынка в целом, при этом порядка 70% такой продукции приходится на 6-7-летние напитки.

  КРУПНЕЙШИЕ ИГРОКИ И МАРКИ
  Рассмотрим ведущих игроков российского рынка бренди по странам происхождения.
 

 Россия
  Производство отечественных бренди сосредоточено, главным образом, в Москве и Санкт-Петербурге. Среди региональных компаний, по итогам исследования в 14 городах, можно выделить, прежде всего, крупных дагестанских производителей, продукция которых широко распространена, - это ОАО "Дербентский коньячный комбинат" и ГУП "Кизлярский коньячный завод", а также ОАО "Комбинат праздничных вин" (г. Тольятти), ООО "ЮНИВЭЙ Груп" (бывшее ОАО "Холдинг Дом Вина", производственная площадка находится в Ставрополе - Ставропольский ВКЗ), ОАО "ВИНАП" (г. Новосибирск), винный холдинг "Ариант" (г. Челябинск), ООО "Винно-коньячный завод "Альянс 1892" (Калининградская область) и дальневосточные компании ОАО "Уссурийский бальзам" и ООО "Арго-1". При этом продажи региональных производителей сосредоточены, главным образом, в местах производства, а также соседних регионах, и, как правило, слабо представлены за их пределами.

  В целом по продажам российских бренди в рассматриваемых 14 городах лидирует московский ВКЗ "КиН", контролирующий более, чем 30% рынка.  Значительная доля этого производителя, как уже отмечалось, обусловлена его положением на емком московском рынке, где на долю марок ВКЗ "КиН" приходится более половины рынка, в то время как в остальных городах позиции компании не столь весомы. Однако следует отметить, что в настоящее время завод развернул активную региональную экспансию. Быстрое расширение присутствия продукции "КиН" в рознице регионов способствует укреплению позиций компании там, в то время как в Москве по темпам роста лидер рынка заметно уступает более динамично развивающимся игрокам.

  Второй по объемам продаж игрок рынка российских бренди - ЗАО "ВКЗ "Дагвино" (Санкт-Петербург): его доля, по состоянию на первое полугодие 2005 года, составляла около 13%. Этот производитель также имеет значительный удельный вес в общих продажах лишь благодаря лидерству на рынке Санкт-Петербурга, где он и располагается.

  На третьей позиции находится крупнейший дагестанский производитель - Дербентский КК, контролирующий более 1/10 суммарных продаж российских бренди (табл. 3). Эта компания, в отличие от двух предыдущих, имеет устойчивые позиции в большинстве региональных городов, в то время как на емких рынках Москвы и Санкт-Петербурга ее удельный вес незначителен.

Молдавия

  Сегмент молдавских бренди (дивинов) существенно более концентрирован: тройка лидеров здесь контролирует почти 85% суммарных продаж этой категории, а на пятерку приходится порядка 93%. Безусловным лидером сегмента является Тираспольский винно-коньячный завод Kvint - продажи бренди этой компании обеспечивают более половины общего оборота категории (табл. 4).

  Вторую позицию среди молдавских производителей, работающих на российском рынке бренди, занимает кишиневский завод - АО "Арома", однако за последний год его позиции заметно ослабли. На положение компании на российском рынке существенно повлиял разрыв с торговым домом "Арома", до недавнего времени занимавшимся дистрибьюцией напитков своего молдавского тезки. В результате уровень представленности продукции кишиневской компании существенно снизился, что не могло не отразиться и на доле этого производителя.

  На третье место по объемам продаж вышла компания Wine International Project S.R.L., чью продукцию под торговой маркой Garling в России представляет ООО "Межинком-СВ". В первом полугодии 2005 года она практически догнала "Арому".

  Армения
  Высоким уровнем концентрации отличается и сегмент дорогих армянских бренди. Как и в категории дивинов, на трех лидеров рынка приходится 85% продаж. Однако если в сегменте молдавских бренди доли между компаниями распределены достаточно равномерно, то в сегменте армянских напитков более 3/4 контролируют две компании (табл. 5).

  Так, более 58% сегмента армянских бренди принадлежит французской компании Pernod Ricard, владеющей ЗАО "Ереванский коньячный завод", известным российскому потребителю еще с советских времен марками "Арарат", "Ахтамар" и другими.
  Доля компании Great Valley JV Ltd., занимающей вторую позицию в рейтинге армянских производителей бренди, представленных на российском рынке, практически втрое меньше, чем у лидера, и составляет примерно 20%.
  Дальнейшему развитию рынку бренди, безусловно, будет способствовать рост уровня жизни населения, а также повышение культуры потребления алкогольных напитков в России.

Источник: «Ярмарка»