Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Обзор российского винного рынка. Часть 2

Обзор российского винного рынка. Часть 2

Рынок вина. Российский и мировой. Часть 2

Молдавия

Благодаря началу поставок в Россию Молдавия в январе-июле 2008 г. экспортировала винодельческой продукции на 115 млн долл., увеличив ее поставки по сравнению с тем же периодом 2007г. в 1,9 раза. Основным рынком сбыта молдавской алкогольной продукции остаются страны СНГ, на рынки которых за 7 месяцев текущего года было поставлено винно-коньячной продукции на 97 млн долл., или 84% от общего объема ее экспорта.       Основной объем поставок пришелся на Россию - более 36 млн долл., Украину - более 28 млн долл. и Белоруссию - 25 млн долл. Доля поставок молдавской винодельческой продукции на рынки стран ЕС составила 11% (13 млн долл.) от общего экспорта. В Евросоюзе крупнейшими импортерами молдавского алкоголя являются Польша, Румыния и Чехия.

В то же время в скором будущем начнутся у молдаван проблемы на украинском рынке- их продукция будет конкурировать с подешевевшими столовыми винами дальнего зарубежья в связи с вступлением Украины в ВТО. Не все гладко у самих виноделов в Молдавии. Банки, работавшие с виноделами, дали многим заводам возможность продлить сроки выплаты кредитов с расчетом на восстановление поставок на российский рынок. Но, как и ожидалось, бума на российском рынке пока нет (понадобится не один год для возвращения прежнего отношения к молдавскому вину). Сегодня банки предъявляют претензии, в этот процесс должно будет вмешаться государство.

Ряд молдавских компаний активно двигает свою продукцию, в том числе «оживился» и российский «Дионис-клуб», продвигающий продукцию своего молдавского завода.

Кроме того, решается вопрос возобновления поставок молдавского вина наливом. В 2005 г. молдаване поставили в Россию 200 млн л (около 50% импорта) и 50 млн л наливом (более 30% импорта). Молдавский виноматериал славился в качестве сырья для шампанских и игристых вин и в советское время. Но есть один нюанс, который может осложнить работу в этом направлении – молдаване желают работать при поставках наливом при условии 100%-ой предоплаты.   

Германия

За последний год экспорт немецкого вина в Россию вырос на 22,2 % и составил 22 млн евро. В 2005 г. доля немецких вин в структуре импорта в России составляла 2,5%; в 2006 г. в период кризиса и запретов выросла до 6,6%; в 2007 г. – 6,8%; по итогам 1 полугодия 2008 г. – 9,33% рынка импортного вина в России.

Немецкое вино меняет географию своего экспорта. В то время как его поставки в главные страны-импортеры этого продукта - США, Великобританию и Японию - резко сокращаются, все больше произведенного в Германии этого напитка потребляется внутри самой Германии и продается в России. Таким образом, Россия стала четвертым по величине экспортным рынком для немецких вин.

Немецкие вина известны мировому и российскому потребителю гораздо меньше, чем французские или южноевропейские. А между тем, 200-300 лет назад немецкие вина с Рейна и Мозеля были столь же дороги и знамениты, как и вина Бордо. В XX веке Германия потеряла статус одного из европейских винодельческих центров: сказались мировые войны и экономические кризисы. Такая же участь постигла после Второй мировой войны и Венгрию – она в первой половине ХХ века считалась одним из основных производителей вина в Европе. Центр немецкого виноделия находится на западе страны - реке Рейн, где общая территория виноградников насчитывает 100 тысяч гектаров Больше, чем на сегодняшний день в России), а также на Мозеле и в Саксонии.

Причем, надо отметить, что растут поставки в Россию не только ставших для нас традиционными вариаций  «кошек» и «молока любимых женщин», но и настоящими хороших немецких вин.

Украина

Виноделы Украины собираются бороться за свои права. Мы уже не раз писали о том, что там произошло на простых примерах. Было несколько ценовых категорий вина: дешевое украинское, среднее украинское, дорогое украинское. Было импортное дальнего и ближнего зарубежья: среднее и дорогое. Среднее импортное было по цене дорогого украинского и даже дороже.  В результате снижения пошлин импортное среднее по цене снизилось до уровня среднего украинского. То есть, столовые вина дальнего зарубежья начнут вытеснять украинские средние вина с рынка, не говоря уже о дорогих украинских.  Спокойная жизнь в Украине гарантирована только производителям дешевого вина вроде наших пакетов по 25 рублей в опте. Происходящее  виноделы Украины оценивают как безропотное уничтожение виноградарско-винодельческой отрасли.

Для нас сегодня Украина – «испытательный полигон». Все, что там происходит на алкогольном рынке, четко покажет – стоит ли нам идти их путем. Даже в плане преобразования  существующих госорганов в федеральный алкогольный. Виноделы считают необходимым введение более жесткого протекционизма со стороны государства по отношению к ним.       

Неутешительны цифры  украинского рынка: экспорт, который сегодня составляет 8% по вину, по коньяку- 6%, они считают позорно низким Украины. Еще более жуткая картина про ситуации с сырьем для производства (даже хуже чем в России, что очень странно).  Продолжать движение по пути закупки импортных виноматериалов является для Украины совершенно неприемлемым (по их менению). На сегодняшний день в Украине для производства украинского вина импортируется 86% виноматериалов (то есть, всего 14% вина производится из своего винограда) и 88% - для производства коньячных спиртов (то есть, лишь 12% коньяка в Украине производится из своего сырья).  Фактически, это сырьевая катастрофа для Украины, но ситуация очень выгодная для ее партнеров по ВТО, ЕС, НАТО и т.д.  

По данным корпорации "Укрвинпром", в Украине от 30% до 60% (в зависимости от продукта) винопродукции фальсифицировано.     А в общем-то все закономерно. Ориентация бывших наших союзников на запад также совершенно понятна: от России они денег получить не могли в 90-е (у нас самих их тогда в государстве хватало только для формирования класса олигархов), с 2000 г. деньги пошли и в госказну (но теперь они нужны самой России для восстановления позиций). Поэтому нашим бывшим союзникам по Советскому Союзу деньги могли дать только на западе. Трудно их упрекать в такой ситуации за прозападную политику. Наши бывшие союзники оказались сегодня между двух огней, есть ли у них «путь к России» - пока неясно. Отсюда и все проблемы вхождения этих стран в мировой и европейский рынок, в том числе и винная.

А украинская вино- коньячная  отрасль – в целом в своем сегодняшнем  виде обречена. Но кто-то сильный все равно выживет. И будет производить хорошие вина и коньяки.  

Италия  

Удивителен итальянский отчет о проделанной работе. Продажи итальянского спуманте за первые шесть месяцев 2008 года на 60% увеличились в денежном выражении и на 10% в объеме по сравнению с 2007 годом (1,3 млрд долл. и 320 млн бутылок). Таким образом, если средняя бутылка вина в 2007 г. стоила ( 290 млн бут. за  0,8125 млрд дол)= 2,8 дол, то в 2008 г. она стала стоить уже 4,06 дол. То есть, рост цены составил 45% (прямо как на продуктовом рынке России в 2007- 2008 г.г.). Какой-то катаклизм для этого должен был произойти или помешательство населения.

Что-то в мире действительно происходит: похоже, формируется тренд, о котором пока не пишут – активизируется потребления  игристых вин в условиях стагнации тихих. И не пишут об этом тренде (или стараются не замечать его), чтобы не мешал он развитию рынка тихих виноградных вин. А в России он уже активно мешает и отъедает свою растущую долю рынка у игристых (за 4 года рынок тихих вырос с 69 млн дал до 75 млн млн дал- на 9%, а шампанских и игристых с 15 млн дал до 22 млн дал- на 47%).

Потребление как импортируемого шампанского, так и игристого вина местного производства в Италии увеличивается высокими темпами. в 2007 году, импорт шампанского в Италию увеличился на 11% по сравнению с 2006 годом.

У нас шампанское и игристое пьют сегодня гораздо равномернее в течение года, чем в Италии. Там 72% игристого вина потребляется за 25-дневнй период – с Рождества до Нового Года. Так, в 2007 году итальянцы потратили на игристое вино 2,3 млрд евро, всего за минувший год здесь продано 165 млн бутылок, в том числе импортного игристого и шампанского- около 12 млн бутылок импортного производства. Кроме того, в Италии было продано 153 млн бутылок вина местного производства, 299 млн бутылок итальянского игристого пошло на экспорт (то есть, экспорт составляет около 66% производства).

Если средний россиянин выпил в 2007 г. около 2 бутылок игристых и шампанских вин, то средний итальянец около 2,85 бутылки. При этом обратите внимание на цену: у нас в рознице  игристое в основном от 100 до 130 рублей за бутылку (около 3-4 евро), в Италии при ином уровне жизни и т.д. –  около 5-7 евро за игристое.    Но ничто нашим экспертам не объясняет рост цен на продукцию на 45% за год. 

Франция

Франции в последнее время просто не везет, то одно, то другое. Теперь какой-то губительный вирус, атаковавший виноградники, распространился на такие французские регионы, как Бордо, Гаскони и Шаренте. Грибок под названием Esca поражает древесную часть виноградной лозы, что, в конечном счете, приводит к гибели всего растения. О происхождении этого вируса мало что известно, так же, как и о его развитии. В этом году случаи значительного поражения виноградников вирусом Esca отмечены на юго-западе Франции. Уже есть предложения о необходимости признать ситуацию в регионе критической. Кроме того, виноградарям нужна государственная помощь на пересадку пораженных виноградников.  Виноградари из Бордо, Коньяка и Шампани также сообщают о возникших проблемах, по оценкам некоторых из них, грибок поразил до 20% виноградников во Франции. Специалисты считают, что вылечить виноградники от грибка практически не возможно, а помочь может лишь арсенат натрия, однако с 2001 года на его использование введен запрет в связи с вредом для здоровья потребителей. 

Прошло больше 100 лет с практически полного обновления французских виноградников после поражения их филлоксерой в 19 веке. Новое заболевание, если все так серьезно на самом деле, а не очередной рекламный трюк  виноделов, который под шумок позволит сократить площади виноградников во Франции согласно плана ЕС, да заодно и повысить цены на дорогие вина, мотивируя снижением производства в «фешенебельных регионах» Франции. Но если эта «зараза» действительно так серьезна, то есть большая вероятность  перехода заболевания лозы на виноградники близлежащих стран, что только на руку Новому Свету. Более того, это ускорит процесс «рождения» Нового «Нового Света», куда может попасть и Россия.

ЮАР

Экспорт южноафриканского вина побил все рекорды и продолжает расти несмотря на замедление темпов роста мировой экономики. За 12 месяцев с июля 2007 года по июль 2008-го ЮАР экспортировала более 36,3 млн дал вина (практически всего в 2 раза меньше , чем более известная до сих пор  Австралия)  – на 27% больше, чем в предшествующий период. Причем сами юаровцы планировали выйти на уровень 30 млн дал лишь в 2010 г. Давит Новый Свет.  

Рост продолжается несмотря на ужесточение условий торговли с начала этого года. Ему способствует падение курса южноафриканского ранда, усиление позиций крупных брендов на таких рынках, как Великобритания, Швеция и Канада, а также формирование потребительской аудитории на развивающихся рынках вроде Анголы (раньше мы о таком рынке вина и не слышали, а и там, оказывается, вино пьют) и стран Юго-Восточной Азии.

Одной из движущих сил экспорта стали продажи розового вина, выросшие по сравнению с прошлым годом на 60%: местные винопроизводители сумели вовремя уловить тенденцию повышения мирового спроса на эту продукцию.       За последнее время ЮАР существенно расширила географию продаж вина, став меньше зависеть от какого-либо конкретного рынка. В 2003 году 72% всего экспорта составляли поставки в Великобританию и Нидерланды. Сегодня аналогичная доля рынка распределена между Великобританией, Германией, сменившей Нидерланды в статусе второго крупнейшего зарубежного рынка для южноафриканских вин, собственно Нидерландами, Швецией, Данией и Соединенными Штатами. То есть, ситуацию аналогичную молдавской, в ЮАР смогли «разрулить» за 4-5 лет.

Так, поставки  бутилированного вина в Великобританию увеличились на 35% в 2007-2008 г.г., и юаровские  вина восстановили рыночную долю, потерянную в 2006 году.     На четвертом месте по объемам поставок вина из ЮАР оказались страны африканского континента. Торговые компании, традиционно закупавшие основной объем вин в Европе, оценили преимущества работы с производителем вина своего континета . В Швеции вина из ЮАР занимают первое место в импортном сегменте по объемам продаж в натуральном выражении. В большинстве канадских провинций южноафриканские вина были признаны самой динамично развивающейся группой в категории вин Нового Света.

Единственная негативная тенденция виноделия ЮАР (по оценкам самих виноделов) – опережающие темпы роста экспорта вина наливом. С июля 2007-го по июль 2008-го объем поставок увеличился на 50% по отношению к аналогичному прошедшему периоду. Импортеры предпочитают везти из ЮАР виноматериалы, а розлив осуществлять в Европе.     Экспорт вина из ЮАР будет расти, но поддерживать такую текущую высокую динамику не удастся, так в прошедшем году плюсом для ЮАР были проблемы в Австралии и некоторых европейских странах.

Источник: yarmarka.net