Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Обзор рынка шампанских вин (июнь-июль, 2005г.)

Обзор рынка шампанских вин (июнь-июль, 2005г.)

Обзор рынка шампанского в Южном федеральном округе за июнь-июль 2005г.

 По данным общероссийских исследований в настоящее время одним из сегментов алкогольного рынка, в которых наблюдается особенно динамичный рост, является сегмент шампанских вин. Именно этому напитку, традиционно навевающему мысль о самых радостных и торжественных моментах, будет посвящен данный обзор. Статья подготовлена на основе исследования, проведенного маркетинговым агентством "Бизнес Аналитик" в Южном федеральном округе в июне-июле 2005 года.
  Прежде всего стоит рассмотреть особенности потребления алкоголя в Южном федеральном округе, жителям которого не подходит традиционное "амплуа" русского человека, чей любимый спиртной напиток - это водка. Так, 41,50% респондентов чаще всего покупают тихие вина и только 29,9% предпочитают водку или коньяк (рис. 1).
  Любителями шампанского являются немногим более 10% респондентов. Для того чтобы оценить насколько велика аудитория потребителей шампанского, достаточно сопоставить ее с аудиторией потребителей пива. Сегодня существует мнение о том, что пиво пьет чуть ли не все взрослое население России, однако в Южном федеральном округе чаще других напитков его покупают всего лишь 12,24% опрошенных. Стоит также отметить, что доля активных покупателей шампанского значительно превышает долю активных потребителей ликеров и слабоалкогольных коктейлей.
  Для того чтобы более точно определить позиции различных типов спиртных напитков в потребительской корзине жителей Южного федерального округа, необходимо рассмотреть причины приобретения алкоголя, в том числе шампанских вин. Наиболее популярным поводом для покупки шампанского является приобретение его в качестве подарка - так ответили 40,81% опрошенных (рис. 2). Водку/коньяк и тихие вина/вермут с этой целью покупают соответственно 30,94 и 22,86% респондентов.

 

  Также большая часть опрошенной аудитории - 38,25% респондентов - покупает шампанское по случаю праздника (рис. 3). Примерно одинаковое число респондентов предпочитают в такой ситуации приобретать тихие вина/вермут или водку/коньяк - так ответили соответственно 27,83 и 25,51% опрошенных.
  Для приема гостей респонденты чаще всего приобретают тихие вина - их выбирают 40,35% опрошенных (рис. 4). Шампанское в списке наиболее популярных напитков, покупаемых в данной ситуации, следует с отрывом в 21 процентный пункт.

 

  В случае возникновения потребности или желания выпить какой-нибудь алкогольный напиток, шампанское занимает последнее место в ответах потребителей - его выбирают 3,83% участников опроса, что не превышает порог статистической ошибки (рис. 5). Наиболее популярным напитком в такой ситуации является пиво - его предпочитают 28,96% респондентов. Таким образом, рекламные усилия производителей пива не прошли даром и сформировали в аудитории определенный стереотип потребления. Особенно примечателен тот факт, что второе место в данном рейтинге занимают тихие вина - их купят 24,04% респондентов, - а такой традиционный для россиян напиток, как водка находится всего лишь на четвертой позиции, уступая даже слабоалкогольным коктейлям.
Необходимо сказать несколько слов о портрете потребителя шампанского. Большая часть потребителей этого алкогольного напитка ориентированы на семью и имеют соответствующие идеалы и стереотипы поведения - доля несемейных потребителей составила менее 8%. Таким образом, логично, что основные требования, предъявляемые потребителями к шампанскому - это натуральность и традиционность. Данные требования семейные потребители чаще всего предъявляют ко всем продуктам питания и, несмотря на то, что шампанское является спиртным напитком, оно оценивается по тем же параметрам.
  Проведенные исследования позволяют определить какие марки/производители шампанских вин лидируют в данном сегменте по трем позициям: известность, потребление и лояльность. В регионе по всем указанным позициям лидирует ООО "Ростовский комбинат шампанских вин" (РКШВ, г. Ростов-на-Дону). Это не удивительно, так как данный производитель, который в 2006 году будет праздновать свой 70-летний юбилей, уже очень давно занимает устойчивые позиции на рынке. В рейтинге top-of-mind марки шампанского, выпускаемого этим производителем, занимают первое и второе места - их отметили соответственно 26,72 и 11,21% опрошенных (рис. 6). Различные марки шампанского, выпускаемого комбинатом, предпочитают 52,45% респондентов, а лояльными потребителями, регулярно покупающими продукцию РКШВ, - являются 22,79% опрошенных (рис. 7, 8).

 


  Ближайшим конкурентом основного лидера можно назвать ОАО "Цимлянские вина" (Цимлянский комбинат шампанских вин), территориально также расположенное в Ростовской области.
  Интересно, что по показателям лояльности доля респондентов, не имеющих устойчивых предпочтений, занимает второе место после доли тех, кто предпочитают продукцию РКШВ. Это говорит о том, что формирование рыночных долей еще не завершено, и в силах лидера сделать отрыв от других операторов рынка еще более значительным. Кроме того, выявление конкурентных преимуществ производителей - как при "слепой" дегустации, когда участники не знают, какой напиток они пьют, так и при оценке потребляемой ими продукции - показывает достаточно высокую степень удовлетворенности качеством шампанского, выпускаемого РКШВ. Продукция других производителей также довольно высоко оценивается любителями шампанского, что говорит о высокой степени удовлетворенности потребителей и требует от операторов рынка большей изобретательности в маркетинговых ходах для того, чтобы осуществить перераспределение рыночных долей.

 

  В последнее время предметом жарких дискуссий была ситуация вокруг исторически сложившегося брэнда "Советское", которым долгое время маркировались наиболее ходовые позиции многих российских производителей шампанского. Действительно ли привязанность потребителя к этому брэнду настолько сильна, что его продвижение стоит каких-либо значительных инвестиций?
  Более половины потребителей знают, что "Советское" шампанское производится многими комбинатами и согласны с тем, что у всех производителей оно разное. Примечательно, что среди потребителей 26% отрицательно относится к названию "Советское", так как считает его устаревшим.  Доля респондентов, которые позитивно относятся к "Советскому" шампанскому, не так велика - она составляет 7,89%. Можно сказать, что сила этого брэнда в сознании потребителей несколько преувеличена, а вложение средств в данную марку имеют гораздо менее блестящие перспективы для производителей, чем развитие собственных брэндов.
  Подводя итоги, можно сказать, что традиционно шампанское воспринимается как напиток, наилучшим образом подходящий для семейного праздника или для подарка. Однако в последнее время маркетинговые усилия наиболее прогрессивных производителей сосредоточены на том, чтобы развить и другое направление, связанное с употребление изысканных видов шампанского, например таких, как "брют". Вкусы аудитории сегодня меняются: многие потребители отказываются от традиционно любимого в России полусладкого. В ближайшее время можно ожидать вывода на российский рынок новых марок, которые будут призваны развивать культуру потребления шампанского и возвращать ему имидж любимого напитка королей.

Источник: "Продуктовая Ярмарка"