Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Маркетинговые технологии виноделия / Секреты фирм / Оригинальная форма менеджмента

Оригинальная форма менеджмента

Константин Сырги: Мы хотим быть сильными

Абсолютное большинство винодельческих предприятий убыточно. На их фоне почти 3 млн леев чистой прибыли за прошлый год АО "Romanesti" - уже достижение, хотя в докризисное время этот показатель у виноделов вызвал бы только улыбку. По итогам 2007 г. среди винодельческих предприятий оно вышло на второе место по объемам продаж.

АО "Romanesti" интересно не только секретами своей непотопляемости, но и длинной историей, которая имеет отношение к Дому Романовых. Скептики говорят, что его история – маркетинговые сказки для потребителей. Желание узнать, что это на самом деле, и чем живет сегодня предприятие, послужило поводом для командировки.

Сохранились документы, свидетельствующие о том, что в 1850 г. администрация императорского двора привезла в Бессарабию французских специалистов, которые оценили эту местность для посадки виноградников. Эта микрозона расположена в природной чаше, сохраняющей микроклимат. Через три года после визита французов в царской усадьбе появились первые плантации. А с 1878 г. начались поставки вин из Романешт ко Двору. Это продолжалось до 1911 г., когда имение было подарено, потом проиграно в карты. В итоге его владельцем стал боярин Кристя, который сохранил профиль хозяйства и продолжил отправлять вина к царскому столу вплоть до 1914 года. Имение представляло собой только сельхозугодия и дом с прислугой. Поселок Романешты образовался лишь в 1946 г. В советский период хозяйство было преобразовано в одноименный совхоз-завод.

От царской усадьбы сохранилось здание винзавода, построенного в 1911 г. В его подвалах выдерживают коньячные спирты и вина, а также хранится коллекция. Основное производство с 1980 г. размещено на отдельном участке в 4 га. В советский период торговая марка "Романешты" получила широкую известность, а в 1990-е годы предприятие пришло в упадок. Лучшие времена для него начались летом 2002 г., когда основным собственником АО стала компания "Basvinex". Сегодня ей принадлежит 99,4% акций. За шесть лет холдинг "Basvinex" инвестировал в развитие АО "Romanesti" около $8 млн.

Если в 2002 г. объем продаж составил 3 млн леев, то в 2005 г. – 126 млн, в 2007 г. по известным причинам - 94,8 млн, а в 2008 г. ожидается свыше 110 млн леев. В 2002 г. на предприятии работали 259 чел., в 2005-м – 596, в настоящее время – 417 (из них постоянно – 327). Средняя зарплата выросла с 291 лея до 1045 в прошлом году. В нынешнем она выше на 30%. Отчисления в бюджет и соцфонд в 2002 г. составили 1 млн леев, в 2007 г. - 4 млн, в 2008 г. будут порядка 4,8 млн.

В "Romanesti" представлены и промпереработка и сельское хозяйство. Во многом благодаря этому виноделие удалось удержать на плаву. Предприятию принадлежат 300 га земель, столько же взяли в аренду на 25 лет. На 200 га посажены виноградники. Старые раскорчевали, оставив лишь 6 га (с 1973 г.) для опытов, и реконструировали. На новых плантациях применена более густая посадка, чем принята в Молдове, – 3400-3500 кустов/га и современная агротехника. В этом году производственная программа по виноделию будет полностью обеспечена собственным сырьем. С четырехлетних посадок Муската в этом сезоне уже собирают по 15т/га, а Совиньона и Пино-гри — по 10 т/га.

Яблоневый сад, тоже пребывавший в запустении, занимает 34 га. Два года назад, на 27 га, был посажен еще один сад, возделываемый по интенсивной технологии, с капельным орошением. Остальные земли отведены под однолетние культуры. В нынешнем году на них выращивают кукурузу на семена и подсолнечник, подготавливая земли под новые посадки. Так, весной были заложены виноградники на 27 га. Три года назад в целях диверсификации бизнеса при помощи американского гранта в размере $800 тыс. и своих $2 млн был построен холодильный комплекс для хранения столового винограда и яблок (с контролируемыми температурой, влажностью и атмосферой азота).

Первые годы для посадки виноградников саженцы привозили из Франции и Италии. А три года назад АО "Romanesti" создало СП с производителями посадочного материала, у которых его до сих пор покупало. И третий год предприятие обеспечивает себя и холдинг "Basvinex" собственными саженцами. "Мы начали с того, что посадили маточные виноградники итальянскими и французскими саженцами: 6 га подвоя и 16 га привоя 22 сортов, - рассказывает генеральный директор компании Константин Сырги. – Кроме того, что они дешевле импортных (себестоимость — 0,7 евро при 1-1,1 евро из-за рубежа), обещают лучшее качество винограда, т.к. сперва мы посадили образцы, посмотрели, какой они дают виноград в условиях нашей микрозоны, какое вино из него получается, и выбрали лучшие. Закладывая плантации саженцами с наших маточников, заранее знаем, каким будет виноград. А в прошлом году здесь же стали прививать и яблоневые саженцы".

На этом предприятии оригинальная форма менеджмента. Обязанности между работниками четко распределены, и, в зависимости от достигнутых результатов, они получают бонусы. Но самый главный в технологическом процессе — тот, кого на других заводах называют заведующим лабораторией. В "Romanesti" он — начальник технологического и качественного контроля. Как здесь любят цитировать классика, учет и контроль прежде всего. Особенно, если контроль ведется со стороны лаборатории, которая знает, что, где нужно сделать и какие дать рекомендации.

На винзаводе провели реконструкцию. Закуплены новые линии по переработке винограда (их мощность — до 12 тыс. т за сезон), большой емкостной парк из нержавеющей стали, винификаторы для брожения красных вин с погруженной шапкой, холодильные установки для контролируемого брожения и для обработки продукции холодом, линии розлива и т.д. В 2003 г. открыто новое производство по дистилляции: установлены четыре итальянские колонны непрерывного действия. Перекуривают не только виноматериалы на коньячный спирт, но и зерно и кукурузу на спирт-ректификат. Говорят, что аналога по производительности (1 тыс. дал абсолютного алкоголя в сутки) в нашей стране нет. Здесь можно перерабатывать 30-40 т зерна или 10 тыс. дал виноматериала в сутки.

Но наибольший интерес вызывает цех экспериментального виноделия, где вручную перерабатываются малые объемы винограда. Как раз привезли новый деревянный ручной пресс, похожий можно увидеть у виноделов-любителей. В день моего посещения завода "пошел" первый виноград. Шардоне, собранный в деревянные ящички, как раз предназначался для эксперимента. Сбор винограда в ящики здесь также практикуют и для переработки, которая не предусматривает дробления винограда, в основном для вин с ярким ароматом.

С царских времен сохранены, точнее, возобновлены новым собственником две формы бутылок, в которых романештские вина поставлялись к императорскому двору. Константин Сырги специально ездил за ними в "Эрмитаж" и Массандру. Их дополнили матированием (на стекольном заводе "GCC" арендовали цех, установили итальянское оборудование и выполняют матирование бутылок из темного и "белого" стекла), фирменным логотипом и запатентовали.

Царская тематика прослеживается и в названиях серий вин и "коньяков", которые появились после 2002 г. Например, бренд "Царский стандарт" запатентован по Женевской и Мадридской конвенциям в 32 странах. В настоящее время самая продаваемая линейка на всех экспортных рынках (15 стран) - "Романовская", а из торговых марок - "Царская невеста". Бренд "Romanesti" в 1992 г. получил сертификат №1 вина с контролируемым наименованием по месту происхождения. Кто-то, наверное, помнит, что в 1960-е годы вино "Романешты" сначала называлось "по типу "Бордо". В нем то же соотношение в купаже "Каберне-совиньона", "Мерло" и "Мальбека". Любопытно, что три последних года оно экспортируется во Францию и продается именно в Бордо, причем недешево. Отпускная цена с завода — более 3 евро (мечта виноделов).

АО "Romanesti" входит в число предприятий, которым разрешено производить дивин "Белый аист". С одной стороны это престижно, т.к. государство высоко оценивает уровень предприятия, а с другой — выгоднее продвигать собственные бренды. Продукция от "Romanesti" появилась на внутреннем рынке всего лишь год назад. "Мы никогда не ставили задачу выпускать продукт, полученный купажированием испанского, французского или еще какого-то импортного вина с местным вином, собранным по всей республике, говорит Константин Сырги. - Считаем, что если представляем "Cabernet de Romanesti", то виноград для него должен быть выращен на конкретном участке в Романешть. И каждый год мы будем делать этот продукт по той же схеме, с теми же кондициями и органолептическими свойствами. Чтобы потребитель вспомнил, а кто-то узнал, романештские вина, мы решили, что цены на полках магазинов должны быть не более 36 леев на сухие вина и не более 45 леев — на десертные. Из 90 видов, мы отобрали для внутреннего рынка лишь шесть высококачественных вин. Продукцию ширпотреба не выпускаем. Уважать потребителя — прерогатива сильных. Мы хотим быть сильными".

Источник: vinmoldova.md