Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Отечественные вина класса «Премиум»

Отечественные вина класса «Премиум»

Премиальные вина России

В последние 2-3 года на российском алкогольном рынке стал все более отчетливо выделяться новый сегмент — отечественные вина класса «премиум». И, хотя доля их сегодня сравнительно невелика, именно с развитием «премиального» сегмента эксперты связывают новый имидж российского виноделия. Однако на данном пути нашим виноделам предстоит огромная работа по совершенствованию качества, созданию интересных брэндов, выстраиванию коммуникаций с потребителем. В настоящий момент «премиальный» сегмент находится еще только в стадии формирования.

Виноградная лоза

Сегодня даже само определение «премиальные вина России» воспринимается достаточно размыто. — С одной стороны, все вроде бы знают, что такое «премиум», но, с другой, все-таки в этом понятии много субъективного, — рассказывает Алексей Померанцев, менеджер по маркетингу компании Chateau le Grand Vostock. — Тот продукт, который в Европе считается вином средним или повседневным, в России — уже «премиум». Поэтому под этим понятием мы подразумеваем вино, которое стоит, как минимум, в два раза дороже вин самого массового, недорогого сегмента. Кроме того, это вино должно быть «честным», то есть произведенным по классическим канонам виноградарства и виноделия.


Более того, согласно существующим мировым традициям, премиальное вино должно производиться только в винодельческих хозяйствах полного цикла, нести отпечаток терруара, то есть быть узнаваемым, а не усредненным, и, наконец, обладать хотя бы небольшим потенциалом для хранения в бутылке. По сути, это вино должно быть таким, чтобы его можно было соотнести с теми же французскими винами контролируемых наименований по происхождению (конечно, в эту обширную категорию попадают самые разные по уровню вина, но в данном случае не будем дифференцировать).

— Прежде всего, премиальное вино обладает «терруарностью», — продолжает Руслан Куст, координатор проекта «Вилла Романов», — то есть в нем должны находить отражение ампелографические свойства, характерные только для российских территорий, пригодных для виноградарства. Также не менее важно отличие российских ассимилированных сортов винограда от распространенных международных. Все это, вкупе с отечественными традициями виноделия, которые, по сути, консервативны, а также строжайший контроль качества при переработке и розливе, дает уникальный продукт — российское терруарное вино класса «премиум». Отметим, что, по оценкам наших экспертов, объем премиального сектора российских вин остается незначительным (особенно в сравнении с сегментом вин низких ценовых категорий). Однако, и этот факт не может не радовать, он медленно, но неуклонно растет. «Сравнивая текущее состояние с аналогичным периодом прошлого года, очевидны темпы роста и развития премиального сегмента примерно на 2-3%, — говорит Руслан Куст. — Это подразумевает, что используются только российские виноградные материалы».


Из положительных тенденций, которые оказывают влияние на развитие данного сегмента, прежде всего, стоит отметить выход на рынок новых игроков. Так, по данным г-на Руслана Куста, сегодня только лишь на территории Таманского полуострова работают около 20 новых виноградарских хозяйств с доминирующей долей западного (австрийского, французского) капитала. Второй позитивной тенденцией здесь, по оценкам Алексея Померанцева, является понимание администрацией Краснодарского края важности виноделия.

К сожалению, более активному развитию премиального сектора мешают не только отсутствие последовательной политики со стороны государства в сфере регулирования производства вина и дефицит квалифицированных специалистов. Главный «тормоз» развития премиального сегмента — сложившийся стереотип, что российские вина — продукт дешевый и не слишком качественный. Чтобы изменить эту ситуацию, отечественным компаниям нужно не только неустанно работать в области повышения качества; важно также завоевать доверие платежеспособных потребителей, отдающих предпочтение продукции западных виноделов.

Рассказывает Алексей Померанцев: «Многие люди попросту не подозревают о существовании премиальных отечественных вин, а когда узнают, относятся к ним настороженно. Ведь всего несколько лет назад словосочетание «российское вино» было нонсенсом. Есть еще и элемент престижа — сегодня престижно пить импортное вино, так как, например, французское вино — некий брэнд, не нуждающийся в рекламе». — Нужно признать, что сегодня покупатель не всегда умеет оценить вкус приобретаемых вин, — продолжает Владимир Пукиш, начальник отдела PR и маркетинга ОАО АПФ «Фанагория» , — он зачастую готов платить завышенную цену за продукцию стран классического виноделия, которая на самом деле может быть самым заурядным столовым вином. Низкий уровень осведомленности потребителей о российских винах нередко связан с отсутствием корректной информации, причем даже в специализированных изданиях: в них есть материалы о винах всего мира, но об отечественном виноделии — практически нет.


Сами же российские винзаводы пока не могут себе позволить проводить такую активную и даже агрессивную политику продвижения своей продукции, как это делают импортеры.
Более того, для нормального функционирования российским винзаводам бывает даже невыгодно производить премиальные вина: спрос идет на вал более доступной ординарной продукции.


И все же руководители некоторых отечественных винзаводов понимают необходимость думать о завтрашнем дне, а, значит, вкладывать средства в обновление виноградников качественными классическими сортами, приобретать новое оборудование, приглашать виноделов мирового уровня.


Приятно также отметить, что сегодня у ряда покупателей появились определенные «патриотические настроения» при решении о покупке продуктов питания, в том числе и вин.

По мнению Руслана Куста, эта тенденция находит свое отражение и в том, что российский сегмент HoReCa находится сейчас в активном поиске высококачественного отечественного продукта. «Ответ за виноделами, которые должны представить на рынок настоящие российские терруарные вина», — считает г-н Куст. Интересное наблюдение: в отличие от тихих российских вин, только начавших осваивать сегмент HoReCa, отечественные игристые вина давно и прочно обосновались в картах ресторанов, и это говорит о том, что продукция отечественных виноделов, в принципе, может быть вполне востребованной широкими слоями потребителей. По словам Алексея Померанцева, «игристое вино многими воспринимается как традиционный атрибут веселого застолья.

Главное, чтобы весело стреляло и пенилось, а органолептические свойства кажутся людям второстепенными. Вторая причина их популярности— в сформировавшихся пристрастиях потребителей: многие любят полусладкие игристые вина, в изобилии выпускаемые отечественными производителями, тогда как классическим видом шампанского является все-таки брют. Есть еще и фактор узнаваемого брэнда — все знают определенные названия российских игристых вин. В секторе же тихих вин таких общеизвестных марок пока нет. И, наконец, третья причина, лежащая на поверхности — высокая цена любого оригинального французского шампанского, которая становится еще выше с учетом ресторанной наценки».

Какие же перспективы связывают эксперты с развитием сектора премиального виноделия?
Похоже, прогнозы здесь делать рано. Слишком молод российский премиальный сегмент. Скорее всего, пока он останется уделом избранных компаний, готовых вкладывать в него весьма значительные средства с пониманием того, что их возврат наступит нескоро.

Источник: imperiavkusa.ru