Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Отмена запрета на импорт молдавских вин в Россию

Отмена запрета на импорт молдавских вин в Россию

Отмена запрета на импорт вин в Россию

Отмена запрета на импорт вин в Россию неизбежна. Несмотря на привлекательность российского рынка, западные его участники до сих пор с осторожностью смотрят на Россию и не готовы еще к тому, чтобы в полной мере занять место Молдовы.

  При этом потребление вин растет и требует расширения ассортимента и увеличения объемов продукции. Какова же будет стратегия молдавских производителей, когда им придется заново осваивать российский рынок?

Снятие Россией запрета на импорт вин из Молдовы само по себе не решит всех проблем молдавских виноделов. В бизнесе временной фактор - едва ли не самый важный, а российский потребитель успел отвыкнуть от молдавского вина, да и репутация стратегического продукта республики изрядно подпорчена. Так что ожидать прежнего объема продаж нашим виноделам явно не приходится.

  Чтобы наверстать упущенное время, нужен новый подход. Вполне возможно, что создание единой сбытовой сети для молдавских вин укрепит позиции Молдовы в конкурентной борьбе с другими странами и параллельно с этим позволит создать эластичное предложение молдавских вин для наиболее широкого ценового охвата сегментов рынка. Тем более что юридическое оформление таких процедур сейчас представляется задачей вполне разрешимой.

Значительная масса трудоспособного населения Молдовы задействована в производстве и реализации вин если не напрямую, то хотя бы косвенно. Поэтому блокировка импорта молдавских вин и дивинов в Россию - едва ли не главная проблема экономики страны.

Представители Молдовы отказались от попыток доказать россиянам, что до сих пор к ним импортировались качественные вина. Теперь цель переговоров - возобновить поставки в перспективе. И это кажется правильной стратегией, так как от поисков правды обе стороны перешли к непосредственному решению проблемы.

Российский рынок является привлекательным не только для Молдовы, но и для всего мирового виноделия, которое вступило в ключевую стадию рыночной экономики при капитализме - кризис перепроизводства.

Марианна Фишер Боэль - еврокомиссар по сельскому хозяйству: "Экспорт наших основных конкурентов быстро растет - вина Нового Света очень быстро завоевывают популярность в мире вообще и в Европе в частности. А мы производим слишком много вина, которое никому не нужно. Я думаю, все понимают, что мы быстро приближаемся к кризису".

По мнению экспертов Еврокомиссии, европейским виноделам следует сократить объемы производства, повысить качество вина и упростить его маркетинг.

  Евросоюз планирует проведение реформы, которая должна повысить конкурентоспособность европейских вин. Европейские виноделы хотят успешно работать на быстрорастущих рынках развивающихся стран - Индии, Китая, Бразилии и России, где растет численность среднего класса, перенимающего культуру потребления вин из Европы и Северной Америки.

В связи с повышением цен на нефть и общим ростом экономики, потребительский рынок в России испытывает небывалый рост. С 2002 по 2005 год объем рынка продовольственных товаров и алкогольных напитков здесь вырос более чем на 110%. На 2005-2007 годы прогнозируется годовой рост потребительского рынка в размере 19-20%.

Потребления вина на душу населения выросло с 3 литров в год в 1995 до неполных 6 литров в 2005.

  И поскольку эксперты и маркетологи отмечают потребление вина на душу населения в диапазоне от 15 до 25 литров как тенденцию нашего тысячелетия, потенциал российского рынка очень высок.

Наряду с благоприятными факторами российского рынка можно отметить и неблагоприятные, оказывающие отрицательное влияние на возможности ведения бизнеса. В первую очередь речь идет об административных барьерах.

Именно к усилению административных барьеров и можно отнести проводимую российскими властями политику регулирования алкогольного рынка.

  Меры по улучшению качества продукции и обеспечению безопасности потребителей не были реализованы с должным вниманием к "деталям и мелочам", что негативно сказалось на потребителях (алкогольные отделы магазинов полупустые, потребитель ограничен в возможности нормального приобретения продукции) и на мелких участниках рынка.

  Эксперты расходятся в оценках размеров ущерба, однако сумма его явно значительна. На фоне кризиса участники алкогольного рынка расценивают как победу факт переноса на осень рассмотрения вопроса о государственной монополии на производство спирта.

  А разговоры о потенциальной возможности возврата к монополии на розничную продажу алкоголя вызывают все большее удивление - с учетом размеров России это неминуемо приведет к росту неудовлетворенного спроса, а как следствие к нелегальному производству и продаже алкоголя.

В связи с тяжелой ситуацией происходит укрупнение оставшихся игроков рынка. Разрешение конкурентных противоречий на современном этапе осуществляется путем своеобразной кооперации, с учетом специализации каждого из участников (аналогично горизонтальным соглашениям в Европейском праве), следствием чего является консолидация участников.

Во всех этих нюансах затерялся один вопрос, по сути главный для экономики, развивающейся по капиталистическому пути. В условиях гиперпредложения товаров и услуг потребитель является диктатором для производителя. За примером далеко ходить не надо - с полок российских магазинов пропало молдавское вино, а потребитель не стал меньше пить. Выросло потребление вин других стран, и выросли доходы российских пивоваров.

По данным Всероссийского Центра исследования общественного мнения, 72% потребителей в России были готовы отказаться от молдавского вина в пользу более дорогой продукции; при этом у молдавских производителей было достаточно ресурсов для поставок более высококачественного и более дорогого вина. Они просто не знали мнения потребителя и контролирующих органов. Это и привело к потере рынка.

Корни проблемы лежат в том, что сбыт продукции виноделов Молдовы осуществлялся при посредничестве российских дистрибьюторов, которые формировали мнение о том, что российский рынок очень специфичен и не может осваиваться производителями из Молдовы напрямую.

  Концентрация молдавских предприятий на производстве и недостаточное внимание к сбытовым вопросам привели к тому, что молдавское производство попало в зависимость от ряда операторов, которые в момент запрета импорта молдавского вина тут же переключились на продукцию Болгарии, Румынии и других стран. При этом весь производственный потенциал молдавского виноделия оказался невостребованным.

В условиях "борьбы за потребителя", когда стратегической целью является не простое увеличение объемов продаж, а повышение престижа и узнаваемости молдавских вин, "выращивание" у потребителя симпатии и доверия к молдавским маркам, подход косвенной дистрибуции становится неприемлемым и все его преимущества (в частности, сосредоточение усилий на производстве) нивелируются.

Совместить преимущества прямой и косвенной дистрибуции можно путем создания собственного подконтрольного дистрибьютора и розничной сети с незначительным использованием на условиях аутсорсинга российских импортеров и дистрибьюторов.

Консолидированные молдавские производители могут вывести на рынок единый товарный знак (нечто вроде "Вин Молдавии"). При этом производители сохранят свою индивидуальность (торговые марки и этикетки), ассортимент и названия вин, но смогут сообща нести расходы по рекламе, открытию розничных магазинов, регистрации, лицензированию, авторизации и сертификации.

История потребления молдавских вин в России насчитывает не одно десятилетие, а потому вывод продукта через единого дистрибьютора под национальным товарным знаком позволит перенести положительное отношение к стране на продукты, продаваемые под этой маркой, обеспечивать ее узнаваемость, позволит выделиться среди продукции конкурентов.

Бояться, что молдавские вина будут конкурировать между собой, не стоит. Вина одной страны неизбежно оказываются на полках магазинов рядом, но на этом зарабатывает продавец, а не производитель.

  Тем более что конкуренция молдавских виноделов между собой отразится на отрасли в целом намного благоприятнее, чем конкуренция с румынскими, болгарскими или испанскими винами.

Такая концепция соответствует европейской позиции по реформированию виноделия с целью повышения конкурентоспособности.

  Одно из направлений реформ, предложенных еврокомиссией по сельскому хозяйству, заключается в следующем - планируется отказ от правил, которые запрещали смешивание вина, получаемого из винограда одного сорта, но с разных виноградников и из разных регионов, что позволит продавать вино под простым, легко понятным потребителю названием: "Шардоне, Южная Австралия, 2005" или "Мерло, Калифорния, 2003".

  Еврокомиссия исходила из того, что нынешние нормативы, регулирующие правила брендинга на этикетках, довольно сложны для большинства потребителей.

  Они фокусируют внимание потребителя на множестве деталей, в которых разбираются только знатоки. А простые потребители, между тем в основном и выбирают вина Нового Света, премируя их, таким образом, за простые и понятные этикетки.

Вместо сложной системы этикеток Еврокомиссия предлагает производить в Европе вина двух типов - с указанием географии производства и без такого указания. Кое-где это уже происходит. В начале июня на британский рынок поступило французское вино компании Chamarre, которая указывает на этикетках лишь бренд, сорт винограда, год урожая и страну происхождения. Французская компания разработала новый бренд специально для британского рынка, крупнейшего импортера вина в мире, где потребители предпочитают простые этикетки.

  Подобным примером является также региональное объединение виноделов юга Франции. В результате этой работы в начале 2007 года потребитель получит новые вина под единым брендом - Sud de France (Вина Юга Франции).

  Конечно, проект потребует определенных усилий и затрат, у него есть определенные сложности и негативные моменты. Продолжение работы через российских дистрибьюторов является более простым путем, но не факт, что менее затратным, так как за свое участие в сбытовой цепочке российские дистрибьюторы удерживали достаточную маржу.

  Экономия этих средств в масштабах сбыта всех молдавских вин (до запрета импорта - 50% российского винного рынка в натуральном выражении) позволит создать собственную сбытовую структуру в России.

Молдавским виноделам необходимо излечиться от одной из болезней стран с развивающейся экономикой - поиска иностранных инвесторов. Производители продукции, занимающей столь значительную часть большого и растущего рынка должны сами вести себя как иностранные инвесторы, смелее финансируя создание собственных структур.

  В будущем они смогут осуществлять не только продажу собственной продукции, но и обеспечивать компетентными знаниями о винной отрасли на возмездной основе других участников российского рынка и западноевропейских предпринимателей, заинтересованных в нем. Такие изменения в развитии отрасли позволят диверсифицировать бизнес и уменьшить риски.

  И в этом случае временный запрет на импорт одного вида продукции не повлияет на возможность компетентным в отрасли молдавским виноделам переориентировать лояльного потребителя на другой вид, и они продолжат получать прибыль при изменении условий на рынке.

Все конкурентные мотивы отдельных производителей должны быть нивелированы государством, которое в лице уполномоченных органов может участвовать в уставном капитале консолидированного дистрибьютора.

Создание единого бренда и передача его консолидированному дистрибьютору также потребует активной роли государства. На его плечи ляжет последующий контроль над использованием бренда на территории других стран, активное участие в его развитии, формирование лояльности потребителя, развитие общего имиджа страны качественного виноделия.

Фактически государство уже участвует в разрешении проблем винной отрасли. Отдельные производители не могут повлиять на ситуацию даже с помощью своих российских партнеров.

  На всех этапах переговорного процесса российская сторона лучше реагирует на конструктивные предложения делегации молдавских специалистов из профильных ведомств, чем на обращения и петиции российских и молдавских участников рынка.

  Поэтому фактическая роль государственных органов требует юридически обоснованного оформления в роли кураторов этого процесса.

Функция защиты и поддержки молдавских производителей превращается для государства в бизнес-проект, который в последствии может быть коммерчески выгодным. В случае если консолидированный дистрибьютор сможет в ходе своей деятельности получить существенную долю рынков сбыта, рыночная стоимость этой компании в значительной степени превысит все запланированные инвестиции, в связи с чем рыночная стоимость доли государства может быть продана стратегическим или портфельным инвесторам.

Винная отрасль - одна из немногих бюджетообразующих для Молдовы и требует специального подхода в развитии. Вопросы производства в Молдове решены виноделами, поэтому в первую очередь стоит вопрос о развитии сбыта в частности.

Позитивный имидж Молдовы как страны виноделия формировался в течение многих десятилетий, в его основе - труд многих поколений населения страны. "Винодельческая компетенция" Молдовы - ее неоспоримое конкурентное преимущество не только в России, но и в других странах.

Источник: VINMOLDOVA