Параметры оценки конкурентоспособности виноградарско-винодельческой продукции
В условиях рыночной экономики завоевание потребителя на рынке требует производства конкурентоспособной продукции. Особенно это касается виноградарско-винодельческой продукции, так как конкурентоспособность продукции виноделия - решающий фактор ее коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Под конкурентоспособностью виноградарско-винодельческой продукции понимается более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик продукции и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента.
На наш взгляд, оценивать конкурентоспособность винодельческой продукции можно по сравнению как с продукцией, удовлетворяющей потребности на 100% - «идеальным товаром», так и с «базовым товаром», «аналогом» - самым лучшим товаром на рынке, а также поочередно со всеми товарами, успешно работающими на рынке. Также для оценки конкурентоспособность винодельческой продукции необходимо определить набор сравниваемых параметров товаров и определить степени присутствия параметра оценки в каждом виде продукции.
В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности виноградарско-винодельческой продукции нами были определены параметры, представленные в таблице:
Основные параметры оценки конкурентоспособности виноградарско-винодельческой продукции
Главным параметром, определяющим конкурентоспособность продукции виноделия и который необходимо учитывать при ее повышении, на наш взгляд, является качество винопродукции. Согласно Закону Украины «О винограде и виноградном вине» от 16 июня 2005г. № 2662-IV «качество вина – это степень соответствия вина органолептическому восприятию и физико-химическим показателям, которые характеризуют конкретный тип (марку) вина. Оценивается в баллах по принятой в виноделии системе» [ 1 ] .
Качество винопродукции можно понимать как совокупность частичных составляющих или компонентов. Его объективное сравнение с ценой затрудняется различиями в отдельных элементах. Если, например, два вида вина ничем не отличаются друг от друга, с точки зрения наличия определенных составляющих, то характеристики этих элементов могут быть различными.
Цена особенно часто привлекает покупателя как индикатор качества в тех случаях, когда знание продукта слабо, информация о нем недостаточна и уверенность в правильной оценке мала. Следовательно, цена, присутствующая на рынке, задает необходимое для потребителя качество товара. Только такое качество должен обеспечивать производитель, чтобы получить прибыль, через удовлетворение потребности. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что рыночные факторы - цена, спрос, предложение, конкуренция - формируют требования к качеству винопродукции [ 2 ] .
На наш взгляд, наиболее значимыми качественными параметрами винопродукции являются:
прозрачность и цвет;
вкус и аромат,
натуральность сырья,
регион выращивания и сорт винограда,
место и технология производства вина,
репутация производителя,
оформление бутылки, дизайн, этикетка.
Оценка товара с позиции качества является необходимым, но недостаточным условием для существования на рынке спроса на этот продукт. Большое значение придает покупатель величине затрат, которые связаны с приобретением винопродукции, то есть экономическому параметру.
Основываясь на компенсаторной модели исследования конкурентоспособности товара, утверждающей, что отрицательная оценка одного фактора может быть уравновешена положительной характеристикой другого, получаем, что покупатели оценивают продукт с точки зрения пригодности для удовлетворения своих потребностей [ 3 ] .
Предложенная система параметров позволит оценить общий уровень конкурентоспособности винопродукции с учетом оценки качественных и стоимостных параметров продукции.