Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие России / Публикации СМИ / Первые итоги событий алкогольного рынка за 2006 год

Первые итоги событий алкогольного рынка за 2006 год

Вино-водочные страдания с молдавским акцентом

 

  Российское правительство считает, что всплеска цен на алкоголь в 2007 году не будет. Во всяком случае, об этом заявил вице-премьер РФ Александр Жуков. Просто для повышения нет никаких видимых причин: новые правила уже заработали, марок хватит на всех, и вообще все хорошо.

Однако на деле с ЕГАИС не все обстоит так благодушно, как думает Александр Жуков. Что получится к 1 февраля, т.е. как спиртзаводы и ЛВЗ будут «держать оборону» и как будет вести себя при этом правительство, никто не знает. Уже прозвучали официальные заявления, что ЕГАИС, мол, себя дискредитировала, и надо бы от нее отказаться. Похоже, что игроки рынка окончательно разочаровались в действиях чиновников и ждать помощи, в общем-то, неоткуда. Дмитрий Добров сообщает, что чиновники до сих пор не подготовили всей необходимой документации для перевода отрасли на автоматические счетчики. Где-то стоят счетчики, где-то – нет, и налицо новый кризис.

А тем временем волна отравлений суррогатами не стихает. То и дело появляются новые и новые сообщения о том, что в самых разных регионах погибают люди – жертвы некачественной водки. По сообщениям Интерфакса аж три министра МВД Белоруссии, России и Украины не так давно решали алкогольный вопрос. Было принято решение «усилить меры контроля на границах трех стран в целях сокращения оборота суррогатного алкоголя».

Как нам известно, российское правительство вообще изобразило «красивый жест» в виде «народной водки» стоимостью в опте всего 53 рубля. По сообщениям информационных агентств, в 2007 году Роспиртпром планирует вывести на рынок 3-4 федеральных бренда. Так, Волгоградский ЛВЗ (а в Волгограде практически все районы области охваченны эпидемией отравлений дешевыми суррогатами) уже начал гнать народную водку, чтобы остановить эту нездоровую волну.

«Коммерсантъ» пишет: «…Руководство Красноярского водочного завода «Ярич» объявило о запуске производства водки под брендом «Росспиртпром» в нижнем ценовом сегменте. Отпускная цена бутылки водки составит 53 руб. — завод готов выпускать данную продукцию без прибыли, ради «социальных обязательств»: предотвращения массовых отравлений суррогатным алкоголем. Конкуренты уже заявили, что такая маркетинговая политика позволит красноярскому заводу с успехом поставлять продукцию в другие регионы. Оптовики планы «Ярича» оценивают скептически – по их оценке, розничная цена водки составит более 65 руб. за бутылку».

Скептицизм оптовиков понятен, ибо социальные обязательства – это и патриотично, и вообще здорово, но как же все-таки быть с прибылью? Сколько можно продержаться на такой иллюзорно-мизерной цене – видимо, в благодушно настроенном Росспиртпроме не посчитали, забыв и про оптовое звено, и про розницу. Считается, что народный проект затеяли под эгидой борьбы с суррогатами. Но трезво мыслящие аналитики и эксперты сами признаются, что те, кто пьет суррогаты, не ходят по цивилизованным магазинам и ничего там не покупают. И тогда вполне логичный вопрос: так для кого же этот проект? Для людей ниже среднего класса? Впрочем, кто затеял «игры с народом», участникам рынка известно. Чем это кончится – тоже.

У «винников» нынче свои проблемы. Цифры говорят сами за себя: в этом году оборот российского вина сократится на шесть процентов. Слухи, что вино скоро подорожает, не беспочвенны. Если в следующем году вступит в силу новый ГОСТ, в котором появится такое понятие как «столовое вино», которого нет в Налоговом кодексе, то что будет с ценами, всем понятно. Вроде бы ведутся переговоры Минсельхоза с представителями Федерального агентства по техрегулированию и метрологии, но пока неизвестно, чем они закончатся.

Не меньше хлопот доставляет российскому винному рынку и ситуация с Молдавией. Проблема – вернутся ли молдавские вина в Россию и если вернутся, то по какой цене. Волнует этот вопрос всех – от потребителей до оптовиков и правительства.
28 ноября президент России Владимир Путин объявил о снятии с Молдавии винной блокады. Впредь вино будет допускаться в Россию только после тщательной проверки. В свою очередь молдавский президент Владимир Воронин заявил, что эксперты России и Молдавии уже разрабатывают новую систему организации экспорта молдавского вина на российский рынок. Глава государства пообещал в ближайшее время ужесточить контроль качества производимых в Молдавии вин. Проверку будут проходить документы о количестве винограда, выращенного в стране, данные об объемах производства и экспорта вина, а также сами компании-импортеры и дистрибуторы вина в Россию.

А вот «Время новостей» пишет, что «Молдавия поддержит вступление России в ВТО в обмен на снятие винного эмбарго». Короче, вино стало предметом политического торга.

Вспомним: когда запретили молдавское вино, то причина была одна – качество. И что успели сделать молдаване за 9 месяцев? Дергались, пытаясь выскочить на румынский рынок. Не получилось. Угрожали России. Не получилось. И вдруг вспомнили о главном – о качестве. Недавно в Молдавии прошло заседание, посвященное установлению новых правил в сфере организации экспорта винодельческой продукции. В будущем за организацию экспорта молдавских вин в соответствии с принципом "одного окна" будет отвечать Агропромышленное агентство "Молдова-вин", и только производители будут иметь право на осуществление экспортных поставок алкогольной продукции. Об этом сообщил генеральный директор Агропромышленного агентства "Молдова-вин" Валерий Миронеску на специальном совещании с участием руководителей винодельческих предприятий.

В ходе заседания говорилось также о том, что оценка соответствия экспортируемой винодельческой продукции будет проводить Национальный центр контроля качества виноградарско-винодельческой продукции, обладающий исключительным правом выдачи сертификатов соответствия и качества. Национальный центр контроля качества - единственная лаборатория, зарегистрированная в регистре Европейского экономического сообщества и имеющая право разработки сертификата европейского качества. Похоже, что молдавское виноделие полностью возвращается к государственному монополизму.

Что касается цены, то о дешевом молдавском вине нам придется забыть. «Ведомости» пишут, что «молдавские чиновники помогли российским виноделам. Агентство Moldova-Vin ужесточает контроль за оборотом молдавского вина, чтобы возобновить его экспорт в Россию… Это приведет к удорожанию вина на 30-40%, чему рады российские виноделы». Действительно, для российских виноделов удорожание бывшего дешевого молдавского вина будет только на руку: молдавским производителям будет очень трудно конкурировать с россиянами как в массовом, так и в среднеценовом сегментах.

Успели найти замену молдавскому вину и ритейлеры. В «Седьмом континенте», например, вовсю работают с винами Франции, Аргентины и Германии, которые специально для сети выпускают несколько наименований вин. Молдавские же вина (одну-две марки, не более) введут только после тщательной проверки.

В преддверии Нового года нельзя не упомянуть и о шампанском. «Деловой Петербург» недавно сообщил, что ЗАО «Игристые вина» запускает новую линию этого праздничного напитка под новым брендом «Светское». Что это – просто потеря буквы или за этим кроется некий промо-ход? Генеральный директор завода объяснил смену названия следующим: «причина в том, что за право распространять продукцию под этой маркой "Игристые вина" должны платить ее владельцу - ФКП "Союзплодимпорт", которое продало право на нее еще нескольким компаниям».

На заводе, между тем, считают, что потерю буквы покупатели не заметят. Перед Новым годом, может, и не заметят, ибо в предпраздничные дни они сметают все, что лежит на полках. Сейчас мощность завода без учета новой линии составляет 38 млн. бутылок шампанского в год - за 2006 г. он выпустил 27 млн. бутылок, превысив показатель прошлого года на 15%. ЗАО "Игристые вина" в 2007 г. планирует вложить в развитие производства еще около 4 млн. евро. Семен Лева, генеральный директор ЗАО "Игристые вина", уверен, что перевести производство на новую площадку компании удастся не раньше чем через 5-6 лет.

По сообщению информационных агентств Армении компания Pernod Ricard
возрождает былую славу армянского коньяка на российском рынке. Возможно, что эра фальсификации армянского коньяка на рынке России подошла к концу. Координатор Года Армении в РФ Виген Саркисян сказал: «Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что компании Pernod Ricard, которой принадлежит Ереванский коньячный завод (ЕКЗ), удалось сформировать в России новое отношение к армянскому коньяку». Возможно, что вслед за армянским «Араратом» на рынок России вернутся и другие забытые марки из бывших союзных республик и регионов.

На ниве ритейла происходит дальнейшее наступление сетей на регионы, ибо столичных площадей хватает явно не всем. В Орле агрофирма «Орловская нива» по системе франчайзинга открывает «Копейки». Франшиза на открытие одного магазина стоит 40 тысяч долларов. Срок окупаемости – примерно два года. Причем, если раньше сети стремились в основном в крупные города-миллионники, то теперь их амбиции добрались и до небольших городов с населением 250-400 тыс. жителей.

Вот почему участники рынка и эксперты находят интерес ритейлеров к Орлу логичным. «Сети торопятся, поскольку конкуренция возрастает, а лучшие площадки быстро осваиваются, – отметила PR-менеджер Российского Совета торговых центров Екатерина Лыскова. – К тому же в формате супермаркета или „магазина у дома“ сильны местные игроки. В перспективе можно ожидать создания региональных „кустов“, охватывающих крупные города и близкие им поселения с населением менее 200 тыс. человек».

Тут есть над чем поразмышлять и оптовикам, и дистрибуторам, которые работают с сетями. Рынок насыщается, значит, надо искать новые конкурентоспособные решения, выходить на новые рынки.

  Источник: Napitki.com