Пизанская башня российского импорта
Импорт падает, но все не столь трагично. Импорт алкоголя отразит тот уровень общего падения среднего класса, который он испытает в кризис. Если говорить о потреблении дорогого алкоголя (за исключением того крайне незначительного объема действительно элитного алкоголя, которое потребляли действительно богатые люди), то его потребляли представители среднего класса, "карабкающиеся" вслед за рекламным образом жизни элиты.
В кризис пижонство отменяется. Потребление перейдет на домашний уровень, а здесь можно и экономить. Газета "Коммерсантъ" уже дала материал по плачевным итогам импорта дорогого алкоголя и компаний— его импортеров в январе – феврале 2009 г. на основе данных ФТС.
Мы считаем, что это не обвал, а восстановление "статус –кво". Мы не раз писали, как развивался рынок группы КСН (виски, ром, текила, джин, абсент) в последние 8 лет: с 0,079 млн дал в 2000 г. до 2,07 млн дал в 2008 г. В 26 раз. Мы забрались на слишком высокую лестницу, она не выдержала. Кризис вернет развитие России и ее граждан из стадии скачкообразного развития в эволюционное и постепенное. Поэтому у нас в России рынок дорогого алкоголя сократится относительно в большей степени, чем в других развитых странах. Но мы не опустимся в импорте ниже критичного уровня в целом (ниже 30%), а выстоим как башня в Пизе. И продержимся столько, сколько будет надо для начала нового этапа роста.
Продавцы элитного алкоголя готовятся к снижению спроса на их продукцию из-за кризиса. Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), крупнейшие импортеры Diageo, Bacardi, Whitehall и "Руст Инк" за январь-февраль 2009 года снизили поставки в Россию на 40−60% по сравнению с аналогичным периодом 2008−го. Одновременно начала снижаться и средняя стоимость ввозимого алкоголя.
Никакого урона репутации компаний не произошло из-за того, что крупнейшие мировые операторы снизили поставки в Россию в первые два месяца 2009 г. Однозначно, есть еще приличные запасы продукции, а потребление этой дорогой продукции упало. И нет в этом вины импортеров; это Россия жила не по средствам, тратя безумные деньги на роскошь. Теперь будет жить по средствам: "по Сеньке и шапка". Нет вины импортеров в том, что выросли цены на импортный алкоголь на 20%— 30% из-за курсовой разницы. В то же время еще года 2−3 назад, рассуждая о будущей деятельности западных компаний на российском рынке, мы удивлялись – почему иностранцы не "лезут" в сегмент Хореки – там создавалась такая "жуткая" прибавочная стоимость, что и превращало обычный алкоголь в элитный и т.д. Но это уже в прошлом.
Действительно, в январе – феврале 2009 г. Bacardi— Мартини (вермуты Martini и Bacardi, водки Finlandia и Grey Goose) сократил поставки с 3,2 млн л за первые два месяца 2008 года до 1,3 млн л, "ВХ Импорт" (импортер продукции холдинга Whitehall — коньяка Hennessy, шампанского Krug, Veuve Clicquot, Dom Perignon, Moet & Chandon) — с 0,815 млн л до 0,4 млн л, "Руст Инк" (коньяк Remy Martin, вермуты Cinzano и Campari) — с 1,0 млн л до 0,58 млн л. Большой спад у компании Diageo (виски Johnnie Walker, ликер Baileys, джин Gordon`s): с 1,3 млн л до 0,139 млн л. Спад января— февраля призван выровнять товарные остатки в компаниях с новым (упавшим) спросом. Кроме того, у тех же иностранных компаний неизбежны проблемы с возвратом денег от новогодней торговли: принцип западных компаний перед новым годам в России был всегда – "грузи". Мы считаем, что предновогодние отгрузки в 2008 г. шли по этому же принципу.
Мы хотим повторить таблицу, размещенную в газете "Коммерсантъ", несколько ее расширив. Еще раз повторяем, мы не считаем импорт января— февраля проблемным. Скорей всего, он отражает способность компаний прогнозировать дальнейшее развитие событий в кризисный период. Но если у кого-то из компаний была финансовая возможность (как, вероятно, у "Диаджео") завезти продукции побольше в 2008 г., то это только плюс— значит, у нее в России есть еще продукция, завезенная по старым ценам.
В таблице хотелось бы отметить несколько моментов: лидерство "Лудинга" (компания по объемам импорта продукции для себя опережает даже специализированные компании по оказанию "импортных" услуг). Компания ILS опередила компанию "Моро", и по всей видимости, станет компанией №1 в 2009 г. среди компаний, оказывающих услуги по импорту. Ну, а остальное все и так видно в Таблице: спад объема импорта среди основных импортеров составил 25%. При этом, это не только элитный алкоголь, так в объемы ряда компаний из списка входит и недорогой относительно элитного алкоголь (те же столовые вина ближнего и дальнего зарубежья). Так что это вовсе не таблица прироста— спада импорта элитного алкоголя, а набор компаний – импортеров – лидеров по объему импорта.
Таблица 1. Объемы импорта компаний – основных импортеров алкоголя в Россию в 2008— 2009 г.г.
Компания— импортер |
Объем импорта в январе— феврале 2008 г. (млн л) |
Доля компании в группе основных импортеров в янв-фев 2008 |
Объем импорта в январе— феврале 2009 г. (млн л) |
Доля компании в группе основных импортеров в янв-фев 2009 |
Прирост импорта 2009 к 2008 |
"Лудинг" |
6,8 |
19,83% |
7,0 |
26,52% |
+3% |
"Хортица" |
2,6 |
7,58% |
3,5 |
13,34% |
+35% |
"Немирофф" |
4,3 |
12,54% |
2,5 |
9,53% |
-42% |
"ILS" |
1,8 |
5,25% |
2,0 |
7,62% |
+11% |
"МОРО" |
4,0 |
11,66% |
1,6 |
6,1% |
-60% |
"Бакарди Рус" |
3,3 |
9,62% |
1,3 |
4,95% |
-61% |
"Мозель" |
1,8 |
5,25% |
1,3 |
4,95% |
-28% |
"ПР Русь" |
1,0 |
2,92% |
1,3 |
4,95% |
+30% |
"Алианта" |
1,8 |
5,25% |
1,3 |
4,95% |
-28% |
"ВиВайн" |
1,4 |
4,08% |
1,0 |
3,81% |
-29% |
"Терминал— Сервис" |
1,4 |
4,08% |
0,9 |
3,43% |
-36% |
"Вастом" |
1,4 |
4,08% |
0,7 |
2,67% |
-50% |
"Эко-Алко" |
|
0,6 |
2,29% |
|
"Руст Инк" |
1,0 |
2,92% |
0,6 |
2,29% |
-40% |
"НПК Сервис" |
0,4 |
1,17% |
0,5 |
1,91% |
+25% |
"Диаджео" |
1,3 |
3,79% |
0,139 |
0,53% |
-89,3% |
Итого по группе основных импортеров |
34,3 |
100% |
26,24 |
100% |
-25% |
И еще на одной теме хотелось бы остановиться: аналитики компании ILS обнародовали статистику, подтверждающие наши еще октябрьские прогнозы.
Они делают вывод, что "в России дешевеет импортный алкоголь: Увеличились объемы импорта алкогольной продукции нижнего ценового сегмента". Мы бы развернули этот вывод несколько иначе: в России дешевеет импортный алкоголь; а при сокращении поставок дорогого и дешевого импорта падение дорогого более существенно, что и снижает в среднем таможенные цены на алкоголь в кризис (но никак не в рознице).
Они отмечают следующее: "Одной из характерных тенденций на рынке импортного алкоголя, переживавшего в течение нескольких последних лет бурный рост, было увеличение в импорте доли продукции среднего и верхнего ценовых сегментов и в целом "средней стоимости" бутылки. Во-первых, по причине общего уровня доходов населения, во-вторых, вследствие роста культуры потребления алкогольных напитков российскими покупателями. Данная тенденция распространялась практически на все направления этого сектора рынка: как на вина, так и более крепкие спиртные напитки – коньяки, бренди, водку и пр.". Абсолютно согласны с компанией ILS.
Воспользуемся предоставленными Таблицами и цифрами компании ILS, слегка их преобразовав.
Будем условно считать, что динамика изменения средних таможенных цен на импортный алкоголь в 2006 – 2008 г.г. была уже свободна от такого "позорного" явления, как занижение ввозных цен. Контроль со стороны ФТС в этом плане уже был обеспечен.
Таблица 2. Динамика изменения средних таможенных цен на импортный алкоголь (дол за 1 литр), без учета виноматериалов.
Продукция |
Средние цены в 2006 г. |
Средние цены в 2007 г. (в скобках – прирост к 2006) |
Средние цены в январе— окт 2008 – до кризиса (в скобках – прирост к 2007) |
Средние цены в 2008 г. в целом (в скобках – прирост к янв— окт 2008) |
Средние цены в период кризиса ноябрь 2008 – фев 2009 (в скобках – прирост к янв— окт 2008 |
Водка |
2,28 |
2,62 (+15%) |
2,6 (-0,8%) |
2,57 (-1,2%) |
2,44 (-6,2%) |
Коньяк и бренди |
9,78 |
12,77 (+30,6%) |
11,97 (-6,3%) |
12,05 (+0,7%) |
10,54 (-12%) |
Вино |
2,87 |
4,07 (+41,8%) |
4,05 (-0,5%) |
3,99 (-1,55%) |
3,08 (-24%) |
Падение цен на импортный алкоголь началось, как показывает Таблица 2, еще до кризиса (до октября 2008), когда все еще считали основным трендом всех будущих времен и народов – премиумизацию. Значит, не все было так однозначно премиально до кризиса.
Итак, водка: рост в 2007 цены к 2006 на 15%. Однако уже в январе— октябре 2008 г. (до начала кризиса) мы видим падение цены до 2,6 (-0,8%). До конца года средняя цена падает уже до 2,57 дол за 1 литр. Четвертый квартал 2008 и кризис только усилили тенденцию удешевления импорта, но никак не начали ее. Снижение средней цены на водку началось до кризиса. В кризисный период в ноябре – феврале спад резко возрастает уже до (-6,2%).
Коньяк и бренди: аналогичная водке ситуация. Рост цены в 2007 г. на 30,6%. До кризиса за январь – октябрь цена алкоголя падает на 6,3% относительно 2007 г. Конечно, это можно было бы списать на счет преимущественного ввоза дешевого алкоголя при максимальных объемах ввоза дорогого перед самым новым годом, но это не так. Этот спад в конце года не снизил итоговую среднюю цену по 2008 году (+0,7%). Но в целом в кризисный период (ноябрь 2008 – февраль 2009) спад усилился до (-12%).
Вино: схожая ситуация с предыдущими продуктами. Резкий рост после запрета дешевой молдавской продукции с 2,87 дол в 2006 до 4,07 в 2007 г. (+41,8%). Какая-то слишком высокая на наш взгляд цена. Далее до кризиса начинается спад (или почти стабилизация цены) – до 4,05 дол в январе – октябре 2008 г. До конца 2008 г. спад усиливается до 3,99 дол за 1 литр. При этом за 4 кризисных месяца (ноябрь — февраль) падение на 24%. Итак, до кризиса мы уже видели стабилизацию средней цены с тенденцией ее снижения. Кризис только усилил спад тенденции премиумизации на нашем рынке, но вовсе не начал ее. Мы вышли на пик потребления дорого алкоголя в 2008 г. в целом, какие бы сказки не рассказывали компании о росте своих продаж. Импортный алкоголь начал "дешеветь" при прохождении таможни еще до кризиса. Это может означать только два варианта: либо сговор импортеров с ФТС и занижение цен; либо движение еще до кризиса в 2008 г. в сторону преимущественного роста более дешевого импортного алкоголя.
И еще одна Таблица от ILS. Доли ценовых сегментов в общем объеме импорта вина в кризис 2008— 2009 гг. К ней у нас дополнений нет. Ей бы цены не было, будь разбивка в сегменте до 3 дол более подробной (до 0,5 дол; 0,5 – 1 дол: 1— 1,5 дол; 1,5— 2 дол; 2−3 дол). Но обойдемся тем, что есть.
Таблица 3. Доли ценовых сегментов в общем объеме импорта вина в кризис 2008— 2009 гг.
Цена |
Нояб 2008 |
Дек 2008 |
Янв 2009 |
Фев 2009 |
До 3 дол за 1 литр |
83,77% |
82,93% |
92,21% |
89,29% |
От 3 до 6 дол за 1 литр |
12,47% |
13,46% |
6,56% |
9,63% |
Свыше 6 дол за 1 литр |
3,76% |
3,61% |
1,23% |
1,09% |
В Таблице 3 все и так ясно. Как сокращаются объемы высоких ценовых сегментов в динамике. Но очевидно еще и следующее: в такой ситуации сокращаться будут объемы у импортеров дорогой продукции, а у целого ряда компаний они будут расти (у ILS в том числе). Так что отличная аналитика этой компании – еще и умная реклама компании.
И тем не менее, январь – февраль – это еще самое начало кризиса. Мы только входим в эту ситуацию.
Источник: vinmoldova.md
|