Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Поиск выхода из кризиса (2006 год)

Поиск выхода из кризиса (2006 год)

Поиск выхода из кризиса

 

Вопросы двум экспертам

Винный кризис продолжает будоражить умы молдавских виноделов и всех, кто хоть как-то связан с виноградарско-винодельческой отраслью. Попытки найти выход из сложившейся ситуации пока не увенчались успехом. Сайт VINMOLDOVA.MD обратился за комментариями к авторитетным экспертам в двух разных областях:

Александр Терещенко - ученый с мировым именем, доктор с/х наук, академик Нью-йоркской академии наук (США), автор 11-ти изобретений в области питомниководства и виноградарства. Обладает огромным опытом научной и практической работы в Крыму, на Кавказе и Средней Азии, а затем в течение 11 лет - в США.
Проработав долгие годы во Всесоюзном НИИВИВ "Магарач", где руководил самым большим отделом, он переехал работать в США, сохранив при этом деловые и дружеские связи со многими своими бывшими коллегами и учениками на постсоветском пространстве. А 3 года назад началось сотрудничество знаменитого ученого с Молдовой. Специалист-виноградарь мирового уровня изучил сегодняшнее положение дел в Молдове и понял, что здесь раскрываются огромные перспективы для его деятельности. Так он стал одним из учредителей совместного молдо-американского предприятия "Sauron" .

Денис Штирбу - юридический & бизнес косультант, партнер компании "KSB Partners" . Выпускник юридического факультета Молдавского Государственного Университета. В период с 1994 по 2004 год работал в Молдове в Национальном Банке Молдовы, инвестиционном фонде "Exiton-Bon", юридической компании "Brodsky Uskov Looper Reed & Partners".
С 2005 года работает в Москве. Результатом работы стало создание с российскими партнерами компании KSB Partners legal & business consulting LLC, специализирующейся на юридическом консалтинге и сопровождении бизнес-проектов иностранных инвесторов в России и странах СНГ.
Компания "KSB Partners" имеет ассоциированный офис в Кишиневе (консалтинговая компания "Dartax Consulting", Молдова) и в Генте (Бельгия).

Мы задали нашим экспертам всего три вопроса:

1. Как будут развиваться в дальнейшем события, связанные с винным кризисом? Назовите возможные варианты выхода из кризиса для России и Молдовы.
В случае положительного исхода, вернет ли Молдова прежние утраченные позиции на рынке России?
В случае краха, не секрет, что многие компании обанкротятся или будут пытаться выжить. Пройдет время, появятся новые производители. Чем будут отличаться эти вновь зарождающиеся компании?


Александр Терещенко:

- Я думаю, что события, связанные с запретом импорта Россией вин Молдовы, лежат в политической, а не в технологической плоскости. Решение сложного вопроса политических взаимоотношений России и Молдовы лучше предоставить политическим деятелям, а прогнозы – политическим консультантам.

В случае положительного исхода Молдова полностью утраченные позиции не вернет, поскольку агрессивная и маркетологически грамотная политика западных стран протопчет уверенную тропинку на российский рынок и их продукция там теперь удержится в каких-то масштабах.

В случае краха ряд компаний обанкротятся, останутся более развитые и конкурентоспособные – это закон развития капиталистического рынка.

Новые компании будут способны удовлетворить современного потребителя, давая приемлемое качество конечного продукта по приемлемой цене и имея широкую рекламу своих продуктов, убеждающую покупателя брать именно их продукты.


Денис Штирбу:

- Участники межправительственной комиссии и привлеченные ими эксперты будут дискутировать качество производимого вина, а также обсуждать возможности контроля винопродукции Молдовы российскими госорганами на территории Молдовы. Однако такой механизм систематического контроля является крайне сложным в реализации, в связи с этим всегда сохраняются возможности для взаимного обвинения сторон.

Возможным вариантом выхода из кризиса для России является рыночное реформирование алкогольной отрасли и исключение условий, создающих господдержку российским национальным участникам алкогольного рынка. В отношениях с Молдовой лучшим выходом является создание условий для организации вторичного производства вина виноделами Молдовы на территории России при соблюдении соответствующих норм российского законодательства, что должно создать условия для контроля Роспотребнадзором именно потребляемой населением России продукции.

Выходом из кризиса для Молдовы является создание на территории России производств вторичной переработки частного или частно-государственно характера, ориентированных на молдавское сырье. Два взаимосвязанных звена молдавского винодельческого предприятия позволят менять центр прибыли в зависимости от развития экономики одной из стран и обеспечат дополнительную гибкость, а значит и живучесть, бизнесу в целом. Я против слепого подражания, поэтому не призываю копировать чужой опыт, но общими ориентирами для молдавских виноделов на российском рынке должны быть украинские компании в водочной отрасли и компания SUN Interbrew (индийско-бельгийский проект) в пивной отрасли.

Молдова вернет прежние утраченные позиции на российском рынке только в случае, если молдавские виноделы будут работать на рынке России не как лавочники, а как инвесторы, принесут свои наработки, технологии, средства, трудовые кадры. Это связано с тем, что те страны, которые сейчас поставляют вино вместо молдавской продукции, повторяют ошибки молдавских производителей и также пытаются просто издалека "закидать" своей продукцией Россию, работая через российских дистрибьюторов и не вкладывая усилий и средств в то, чтобы прочно занять рынок.

В случае краха многие молдавские производители исчезнут, их собственники вложат высвободившиеся средства в другие отрасли и направления бизнеса. Наиболее интересные остатки производств будут приобретены транснациональными игроками алкогольного рынка, в таком случае особенности и индивидуальность молдавского вина будет растворена в общем котле глобализации, и вина Молдовы станут одним из брендов в товарной линейке какой-либо компании, развивающей алкогольный рынок по всему миру. Доля их будет незначительной, они будут продаваться как нишевый продукт. Вновь зарождающиеся компании будут контролироваться глобальными игроками алкогольного рынка.


2. Назовите причины нашего слабого продвижения на западные рынки. На какие новые современные технологические приемы в маркетинге следует опираться молдавским маркетологам?


Александр Терещенко:

- Молдавские компании практически не работают с западным (мировым) рынком и даже не ориентируются на это. У многих производственных компаний начисто отсутствует даже само понятие – маркетинг. Молдавские компании никогда не участвуют в международных выставках, конкурсах, презентациях (за исключением тех, которые проводятся в самой Молдове и являются международными только потому, что кроме Молдовы там присутствуют Румыния и Украина). А с рынком надо работать и надо знать, как. Давно надо отвергнуть крестьянское мнение – "надо иметь продукт, а уж если я его имею, то я его продам". Прежде чем производить какой-либо продукт надо точно знать: кому и сколько его можно продать и по какой цене. Если ответов на эти вопросы нет – не надо браться за производство.


Денис Штирбу:

- Причиной слабого продвижения на западные рынки являлась активная реализация вин в России. Кроме того, молдавские виноделы не работают на новых рынках как инвесторы, а пытаются сразу найти действующего дистрибьютора и попадают в зависимость от него. А в том случае, если общая стратегия выбрана неверно, никакие отдельные маркетинговые ходы не спасут ситуацию.


3. В эпоху IT с большой скоростью меняются социальное поведение и взгляды потребителя. Излишество и избыточность во всем становятся стилем жизни. Какие продукты, по-вашему, будут потреблять в ближайшее время?


Александр Терещенко:

- Согласно экономическим законам, существуют три основных сегмента потребителей:
1) потребители люкс (гурманы);
2)массовые потребители, оперирующие в пределах минимальной потребительской корзины;
3) потребители, убежденные в полезности (нужности) данного продукта и отслеживающие пропорцию цена/качество.

Потребители 1) будут покупать продукт всегда, сколько бы он ни стоил. Потребители 2) будут покупать продукт только если он является жизненной необходимостью или объем потребительской корзины позволит им сделать это. А вот за категорию потребителей 3) и идет постоянная борьба. Кроме того, в разных странах при различных экономических условиях пропорции между этими тремя сегментами меняются. Так, в развитых странах потребители 3) составляют подавляющее большинство. В малоразвитых, бедных странах, по-прежнему преобладают потребители 2).

Какие продукты будут потреблять? В бедных странах – такие, которые смогут спасти людей от голода. В богатых странах – те, в нужности (полезности, ценности) которых смогут убедить людей производящие компании.


Денис Штирбу:

- В эпоху IT традиционные институты и ценности не рушатся. Если на какое-то общественное явление оказало влияние появление и развитие Интернета, значит, явление это было не традиционным институтом и не ценностью, а недостатком плохо информированного общества. Например, наличие Интернета не влияет отрицательно на религиозность людей, на развитие семейных ценностей, на принципы общественной эволюции.

Свободный доступ к информации делает потребителя более информированным и он не позволит продавать товар, который ему не нравится, не подходит или не интересен. Поэтому в общей массе своей потребители станут более требовательными и разборчивыми.

В связи с этим можно прогнозировать развитие института "профессиональных потребителей", как нового вида экономической и профессиональной деятельности. Эти люди будут выделяться среди всех потребителей своими знаниями об особенностях потребления каких-то видов товаров и услуг и будут продавать свои знания другим потребителям с тем, чтобы формировать ориентиры. Примеры таких потребителей были всегда, но рост производства и предложения товаров делает их все более актуальными: литературные и театральные критики, винные и кулинарные дегустаторы, молодые и не очень люди, исследующие новинки компьютерных игр и публикующие их описания для других. Эти профессиональные потребители и будут своеобразными вождями групп последователей-потребителей. Эти группы смогут влиять на предложения производителей и в какой-то степени обеспечивать производство тех продуктов, которые они хотят. Потреблять в ближайшее время будут все продукты, но многообразие их будет меняться с еще большей скоростью. Развитие производительных сил и производственных отношений позволит индивидуализировать предложение товаров и услуг, ориентируя его на каждого потребителя почти индивидуально и выделяя типичные группы потребителей независимо от границ и расстояний между ними.


Источник: VINMOLDOVA.MD