Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Рынок виноградарства и виноделия СНГ: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Потери виноделов Молдовы

Потери виноделов Молдовы

Потери молдавских виноделов

По данным Национального бюро статистики в 2007 г. в Молдове произведено вин на 1633,8 млн леев, или на 29,5% меньше, чем в 2006 г., и спиртных напитков – на 445,6 млн леев (спад на 22%).

Линия по розливу вина Виноделы оценивают прошедший год довольно пессимистично. "Не знаю, можно ли сказать, что мы выжили? Многие пересматривают свои взгляды на бизнес в виноделии, потому что с каждым днем становится все труднее работать, - говорит директор « Doina - vin » Феодосие Борш . – Одной из самых больших сложностей является процесс сертификации. Во всем мире она производится в стране-импортере. Конечно, мы должны отвечать за качество поставляемой продукции. И отвечают перед покупателем производители, а не Центр проверки качества. Если в какой-то стране обнаружено некачественное вино, то его вернут поставщику, несмотря на наличие сертификата Vi1 (и такие факты есть). К тому же сертификация в Молдове слишком затратна, эта процедура удорожает каждую бутылку на 10 центов. Сможем ли мы продавать дорогие вина из малоизвестной страны? Даже в России у дистрибьютора французские вина дешевле молдавских на $1. В таком случае, где их продавать? И ничего не делается, чтобы цены на отечественную продукцию привести в соответствие с требованием рынков".

Автору этих строк ни разу не довелось услышать от производителей одобрения по поводу введения государственной торговой марки, предназначенной для экспорта алкогольной продукции. Собеседник так же считает, что лучше бы плата за нее в 20 банов была направлена на продвижение наших вин. Покупатели в других странах отказываются приобретать товар с таким оформлением, поэтому дистрибьюторы очень просят ее не клеить. Например, в Германии на винных бутылках нет даже акцизных марок. По словам одного немецкого покупателя, наша ГТМ не привлекает, а, наоборот, настораживает. Платить за такое вино – риск.

Учитывая дороговизну молдавского бутылочного вина, сегодня стало выгоднее реализовывать виноматериалы наливом. Кстати, введенный с начала 2007 г. запрет на экспорт виноматериалов поначалу был воспринят как шутка. "Пусть хоть кто-то скажет, какие были поставлены задачи и чего добились? Если мы отгружали некачественное вино, то какие вина были признаны фальсифицированными и кто за это наказан? Что дал запрет отрасли, экономике, стране в целом?" – спрашивает г-н Борш. "Doina-vin" экспортирует виноматериалы наливом в Белоруссию и Украину. Последние годы крупнейшие белорусские потребители виноматериалов (Минский завод игристых вин, "Кристалл") работали только на молдавском сырье. Однако после четырехмесячного отсутствия поставок в прошлом году белорусские предприятия стали закупать виноматериалы в Испании, Франции, Аргентине.

О состоянии молдавского виноделия можно судить и по оттоку специалистов. Главный технолог "Doina-vin" уехал работать на винзавод в Румынии, другой технолог нашла работу по профессии в Канаде. И о таких кадровых потерях могут рассказать на большинстве предприятий. АО "Doina-vin" второй год завершило с убытками. Одна из причин - снижение курса доллара: когда закупался виноград-2006, доллар стоил на 1 лей дороже, чем через год, когда созрели вина. А основные рынки находятся в долларовой зоне расчета. Например, только от одной поставки в Белоруссию объемом 30 тыс. дал, с отсрочкой платежа, потери от курсовой разницы составили 114 тыс. леев. В такой ситуации пришлось свернуть инвестиционные программы: расторгнут договор на закупку емкостей для отстоя сусла, брожения, производства вин по-красному, посажено лишь 50 га виноградников, хотя земли еще есть.

- Если бы банки захотели, они могли бы обанкротить, за редким исключением, всю отрасль. Но на наши заводы нет спроса. Видимо, поэтому банки пошли на пролонгацию и реструктуризацию кредитов. Работающие в отрасли люди не видят перспективы. Если бы у меня была возможность избавиться от этой ноши, я бы с удовольствием продал бы свою долю акций. Когда бизнес не приносит прибыли, и как винодел я не получаю удовлетворения от своей работы, потому что для производства хороших вин нужны инвестиции, зачем этим заниматься? Для чего сажать виноградники, если мы не знаем, где наш рынок? В настоящее время предприятие экспортирует в Белоруссию, Украину, Германию, Польшу. В Азербайджан, Румынию, Чехию, Туркменистан отправляем так мало, что эти страны трудно назвать рынками сбыта.

Открытие российского рынка – еще не решение проблем. Наше предприятие даже не подавало заявки в "Роспотребнадзор" для проверки его комиссией, т.к. в России у нас нет надежного партнера, а работать по старой схеме нет ни желания, ни возможности. Таким рискованным российский рынок сделали мы. Ведь до кризиса 1998-го все поставки были по предоплате. Если бы это сохранилось, никто бы не пострадал, когда нашли "пестициды" в вине. Выделение ЕС квот на молдавские вина сделает их более конкурентоспособными в Европе, но как будут распределяться эти квоты между производителями? Считаю, что сначала нам нужно определиться, какой сорт винограда в республике получается лучше других, чтобы он ассоциировался с Молдовой, как Совиньон-блан – с Новой Зеландией, Каберне – с Францией и т.д., и работать над его селекцией. У нас есть потенциал, но мы его теряем: уходят специалисты, падают объемы производства. Думаю, что будет стабильность (при решении проблем снижения себестоимости продукции), если сделаем акценты на других рынках, помимо России. Если население в России и Японии почти одинаковое – соответственно, 142 млн и 130 млн человек, то качество продаж в Японии намного выше. В настоящее время у Молдовы с Японией сложились хорошие отношения: Страна восходящего солнца реализует два проекта в сельском хозяйстве, выделяет гранты. Почему бы не подписать с ней договор о беспошлинной или преференциальной торговле? – спрашивает Феодосие Борш.

Генеральный директор ООО « Salcuta » Евгений Пыслару также считает, что 2007-й был тяжелым для виноделия и в финансовом отношении, и в климатическом. Но положение дел на предприятии значительно улучшил первый урожай с 300 га новых плантаций виноградников, что позволило произвести вина более высокого качества. К этому времени завершилось и техническое перевооружение производства, продолжавшееся шесть лет. В последнем сезоне 80% вин было изготовлено из собственного винограда.

- После остановки экспорта в Россию мы начали искать новые рынки и в прошлом году вышли на относительно хороший объем продаж в Румынии, Чехии, Польше, Киргизии, Казахстане, Белоруссии. Благодаря этому и улучшенному качеству вин их реализация выросла на 60%. Предприятие занимает 12-е место по экспорту среди винодельческих компаний. Необходимо как можно быстрее дифференцировать экспорт, чтобы застраховать себя от подобной ситуации, когда закрылся российский рынок, куда мы отправляли 95% продукции. Несмотря на то, что в декабре "Salcuta" возобновила поставки в Россию (три вагона, или 120 тыс. бутылок вина, уже реализованы), планируем продавать там не более 50% произведенного объема. Также намерены расширить свое присутствие на внутреннем рынке, чтобы в критический момент сбалансировать финансовое состояние компании. Хотя для нас 2007 г. не стал убыточным, предприятие смогло инвестировать только в содержание на должном уровне молодых виноградников. Главная задача - пережить кризисный период. И мы очень признательны "Moldova-Agroindbank" за пролонгирование кредитов и не применение штрафных санкций. К нашим проблемам там отнеслись как настоящие партнеры по бизнесу, - говорит г-н Пыслару.

По мнению собеседника, за время кризиса Молдова теряет свои преимущества в виноделии по сравнению с соседними странами. В частности, мы отстаем по темпам техперевооружения производства (например, в Румынии на эти цели выделяются гранты) и посадки виноградников (на Украине большая часть расходов на закладку плантаций компенсируется государством) из-за того, что нет стратегического видения развития отрасли. Почти ничего не делается, чтобы в винодельческой республике поднять культуру потребления вина. Евгений Пыслару в 1995 г. пришел в виноделие из другого бизнеса, но если бы он знал, что отрасль, давшая так много бюджету страны, ее науке, создавшая рабочие места, будет так унижена, то не стал бы заниматься этим делом.

Для коньячного завода СП « Colusvin » 2007 г. оказался лучше предыдущего. Однако его собственникам, у которых кроме коньячного завода есть еще и винный (первый построенный в Молдове) – « Invincom », последний пришлось законсервировать. После понесенных из-за российского эмбарго потерь в $1,5 млн "тянуть" два завода оказалось не по силам.

"В 2006-м начали искать новые рынки. И в прошлом году стали плотно с ними работать, - рассказывает президент компании Олег Гончаров . - В настоящее время продаем в Белоруссии, Казахстане, Чехии, Эстонии, Литве, Украине, Румынии. По итогам года "Colusvin" экспортировал в Белоруссию 53% коньячной продукции. В общем объеме этого вида экспорта его доля – 26%. Объем продаж увеличился с $2642 тыс. до $4418 тыс. По предварительным данным, ожидается прибыль около 18 млн леев. Благодаря хорошему урожаю и приемлемым ценам на сырье, предприятие смогло в два раза увеличить объем по перекурке виноматериалов (500 тыс. дал) на коньячный спирт и заложить его на хранение. Также было инвестировано $400 тыс. на развитие производства (расширили спиртохранилище). Получен гигиенический сертификат от "Роспотребнадзора", а образцы продукции получили положительное заключение. Судя по интересу бывших российских партнеров, в России нас не забыли. И без нее в ближайшее время не обойтись".




Источник: vinmoldova.md