Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Маркетинговые технологии виноделия / Технологии управления продуктом на рынке виноградарства и виноделия / Потребительские предпочтения вин

Потребительские предпочтения вин

Потребительские предпочтения вин

Исследование предоставлено компанией "Бизнес-Аналитика".
Как свидетельствуют результаты исследования, марки и производители вина несколько лучше известны потребителям, чем, к примеру, марки и производители водки. Всего респондентами было упомянуто более 230 различных марок и производителей вина.

Марки вина по уровню известности конечным потребителям можно разделить на четыре группы:

1. Марки вина с высоким уровнем известности.

Наиболее известными конечным потребителям являются следующие марки вин:

Арбатское

Киндзмараули

Монастырская изба

Изабелла

Кагор

О знании этих марок заявили в среднем от 11 до 16% респондентов, опрошенных в разных районах Московской области.

2. Марки вина со средним уровнем известности.

Знание этой группы марок вин продемонстрировало значительно меньшее число респондентов, в среднем от 4 до 8% в различных географических сегментах:

Портвейн

Лидия

Свадебное

Хванчкара

Молдавские вина

Алиготе

Мускат

3. Марки с низким уровнем известности.

Эту группу марок вина назвали от 1 до 4% респондентов в отдельных географических сегментах рынка Московской области:

Улыбка

Каберне

Дионис клуб

Токай

Совиньон

Массандра

Ркацителли

"Грузинские вина" - без конкретизации

Земфира

Черный доктор

Букет Молдавии

Вермут - без конкретизации по отдельным маркам

Мерло

Шардоне

Исток

Рислинг

Крымские вина

Фетяска

Черные глаза

Анапа

Фанагория

4. Марки с очень низким уровнем известности.

К этой группе относятся марки, которые были упомянуты в среднем менее чем 1% респондентов.

Обращает на себя внимание тот факт, что потребители в основном ориентируются на групповые (семейные) марки, которые представляют собой сорт виноградного вина ("Киндзмараули", "Изабелла", "Ркацители" и др.). Наиболее известными индивидуальными марками вина являются "Арбатское" и "Свадебное", принадлежащие ММВЗ.

Следует констатировать, что конечным потребителям алкоголя производители вина известны гораздо меньше, чем производители водки. Таким образом, данные позволяют сделать предположение о том, что при выборе вина потребители скорее ориентируются на марку, а не на имя производителя. В то же время при покупке водки потребитель ориентируется на известного производителя или в равной степени на производителя и на марку.

Этот вывод был сделан на основании того, что конечные потребители назвали конкретно только двух производителей (владельцев марки) вин - "Исток" и "Дионис клуб". Респондентами были упомянуты в качестве марок условные категории "молдавские вина" и "грузинские вина", причем молдавские вина упоминались чаще, нежели чем грузинские. В этом случае сложно говорить о странах-производителях. Вообще следует отметить, что называя марку вина практически никто из респондентов не упоминал имя производителя. Это объясняется спецификой рынка вина, в частности тем, что на этом рынке дифференциация по потребительским свойствам проявляется гораздо сильнее, чем на рынке водки. Вино одного сорта и под одной маркой может предлагаться разными производителями, расположенными очень далеко друг от друга по уровню известности.

5. Известность производителей (марок) шампанского.

Знание марок и производителей шампанского, как и следовало ожидать, несколько ниже, чем в отношении вина и водки. Всего респондентами было упомянуто около 70 различных марок и производителей шампанского.

Марки шампанского с высоким уровнем известности.
Эта группа состоит из единственной групповой марки, являющейся по результатам исследования единоличным лидером рынка - марки "Советское". Эта марка была упомянута почти 70 % респондентов.

Марки и производители шампанского со средним уровнем известности.
Отставание следующей марки шампанского "Надежда" от лидера составляет 52 %. Марка "Надежда" была упомянута лишь 14% респондентов. Как мы видим, только марка "Надежда" относится к индивидуальным маркам. Другая входящая в эту группу марка и производитель одновременно - "Абрау-Дюрсо", названная в среднем 11% опрошенных.

Марки и производители шампанского с низким уровнем известности.
Эта группа более многочисленна. Перечисленные ниже марки и производители, были названы от 1 до 6% респондентов в разных географических сегментах рынка.

Асти Мондоро

Корнет

Исток

Московский Комбинат Шампанских Вин

Ив Роше

Золотая коллекция

РИСП

Таким образом, как уже было сказано выше, безусловным лидером среди марок, является групповая марка "Советское". Среди производителей, наиболее известным является завод "Корнет", которому принадлежит марка, входящая в группу со средним уровнем известности - "Надежда". Среди других российских производителей игристых вин наиболее известны такие как: "Исток", МКШВ и РИСП.

Популярность марок вина

Марки,
приобретаемые
чаще всего

Средняя частота
приобретения/раз
в месяц

Марки,
приобретаемые в
течение последних
3 месяцев

Относит. доля
от кол-ва
упоминаний

Портвейн (без конкретизации)

21,55

Арбатское

9,40%

Лидия

1,95

Монастырская изба

6,79%

Киндзмараули

1,7

Изабелла

5,09%

Свадебное

1,66

Лидия

4,15%

Улыбка

1,64

Кагор

4,06%

Изабелла

1,62

Портвейн (без конкретизации)

4,02%

Молдавские вина

1,32

Свадебное

3,03%

Монастырская изба

1,3

Молдавские вина

2,31%

Арбатское

1,3

Алиготе

1,67%

Мартини

1,27

Дионис клуб

1,67%

Алиготе

1,25

Мускат

1,62%

Вермут (без конкретизации)

1,24

Киндзмараули

1,54%

Кагор

1,14

Каберне

1,50%

Хванчкара

1,12

Вермут (без конкретизации)

1,41%

Мускат

1,06

Хванчкара

1,41%

Массандра

1,03

Улыбка

1,20%

Дионис-клуб

0,98

Массандра

1,15%

Каберне

0,88

Мартини

0,98%



Портвейн по праву можно назвать не только наиболее покупаемым любителями вина напитком, но и одним из десяти наиболее популярных и распространенных сортов вина. По частоте потребления портвейн намного опережает своих ближайших конкурентов. Надо отметить, что здесь имеются в виду все виды портвейнов, которые упоминались потребителями.

Интересно отметить, что в отношении марок вина невозможно выделить явных лидеров, как, например, в отношении водки ("Кристалл"), или шампанского ("Советское"), пива ("Клинское"), так как ассортимент вин на российском рынке огромен и разнообразен. Потребительские свойства вин более разнообразны, чем свойства водки и пива, это порождает более дифференцированную структуру запросов потребителей. Кроме того, потребителями вин часто движет любопытство - хочется "всего попробовать", появляются новые марки, тем более, что вино, представленное в розничной торговле в основной своей массе неплохого качества, стоит недорого. Вино, в отличие от и шампанского и коньяка, вполне может позволить себе купить к празднику семья с невысокими доходами.

Популярность марок шампанского

Шампанское, как и вино, приобретается в основном к праздничному столу, поэтому частота потребления этих видов алкоголя не высока - 1-2 раза в месяц. Особенно это касается шампанского, т.к. оно традиционно считается тожественным напитком и покупается в особых случаях (чаще всего к Новому Году и на дни рождения).

Марки,
приобретаемые
чаще всего

Средняя частота
приобретения/раз
в месяц

Марки,
приобретаемые в
течение последних
3 месяцев

Относит. доля
от кол-ва
упоминаний

Исток

1,56

Советское

22,22%

Корнет

1,36

Надежда

5,60%

Ив Роше

0,73

Корнет

2,22%

Надежда

0,73

Исток

1,41%

Советское

0,66

МКШВ

1,03%

МКШВ

0,49

Ив Роше

0,98%



Несмотря на то, что "Советское" шампанское независимо от производителя остается самым популярным и самым покупаемым, по частоте приобретения оно не на первом месте, хотя и приобретается довольно часто - 7-8 раз в год. Так же, как и в частотности потребления вина, в частоте потребления шампанского нет значительного разброса. Но следует отметить, что "Советское" шампанское является безусловным лидером по популярности среди конечных потребителей алкогольной продукции - это вкус и марка, знакомые каждому россиянину с детства.

Потребительские предпочтения в отношении вина и шампанского

Видовые предпочтения
Предпочтения конечных потребителей алкогольной продукции в отношении различных видов вина, выясненные в результате опроса, представлены на рисунке 1. Как выяснилось, наибольшую популярность у конечных потребителей Подмосковья имеют вина с большим содержанием сахара (полусладкое, десертное и полудесертное) - 30,5% почитателей. Менее популярны сухие и полусухие вина - их предпочитают 26,5% потребителей. Крепкие, крепленые вина имеют еще меньшее количество почитателей - 14,4%. Игристые (шампанские) вина предпочитают всем другим винам около 8,2% потребителей алкогольной продукции. Это в некоторой степени можно объяснить тем, что шампанское относится к вину "для особых случаев", которое используется в праздничных, торжественных ситуациях (на Новый Год, свадьбу и др.).


Рис.1 Предпочтения конечных потребителей в отношении различных сортов вина

В категорию "другое" вошло вино домашнего изготовления и "брага". Как выяснилось, любителей десертных и полудесертных вин относительно много в Зарайске, Истре, Клину, Мытищах, Павловском Посаде и Химках. Потребители Воскресенска, Домодедово, Клина в большей степени, чем потребители других городов и районов Московской области, любят крепкие и крепленые вина. А вот потребители Воскресенска, Луховиц, Красногорска, Ногинска и Шатуры больше тяготеют к сухим и полусухим винам. Любителей вермута много, как выяснилось, в Дубне (что, по-видимому, объясняется большей "просвещенностью" жителей этого научного городка). Концентрация любителей шампанского велика в Егорьевске, Кашире, Мытищах и в Серебряных Прудах. Многим потребителям Можайска, Наро-Фоминска, а в особенности - Солнечногорска все равно, какое вино пить, то есть вид (сорт) вина не имеет для них особого значения. А вот в таких городах, как Балашиха, Видное, Лотошино, Люберцы, Мытищи и Одинцово много потребителей спиртного, которые вообще не пьют вина.

Предпочтения в отношении стран-производителей

Вариант ответа

Количество упоминаний, относительная доля, %

Молдавские вина

25,90%

Вообще не пью вино

21,20%

Вина московских производителей (ММВЗ, МКШВ, РИСП, Корнет и др.)

20,50%

Грузинские вина

18,20%

Крымские вина (Массандра)

14,80%

Не имеет значения

12,00%

Затрудняюсь ответить, отказ от ответа

9,60%

Элитные вина европейских производителей (Франция, Италия, Испания)

7,10%

Болгарские вина

4,70%

Портвейн и вина подмосковных производителей

3,90%

Венгерские вина

3,30%

Портвейн и вина Кабардино-Балкарии

1,60%

Вина других производителей

0,60%



В отношении страны-производителя явного лидера выделить не представляется возможным. Первое место по потребительским предпочтениям заняла Молдова, которую можно считать традиционным поставщиком вина в Россию. Примерно пятая часть потребителей покупают вина московских производителей и почти столько же (18,2%) - грузинские вина. Крымские вина предпочитают регулярно покупать около 15% опрошенных жителей Московской области. Все остальные страны-производители набрали менее чем по 8% голосов респондентов.

В числе других стран-производителей, вина которых предпочитают покупать подмосковные потребители, указывались такие, как Армения, Дагестан, Азербайджан, Германия, Израиль.

Таким образом, примерно 26% подмосковных потребителей предпочитают вина российских производителей. Интересно отметить, что по данным августовского мониторинга московского рынка вин, проведенного Агентством "Бизнес-Аналитика", доля вин российского производства составила 59,1%, доля молдавских вин - 31,2%, а грузинские вина имели менее 1% рынка.

Некоторую разницу в структуре потребительских предпочтений и в структуре платежеспособного спроса можно объяснить очень просто - российские производители вин очень часто выпускают их под групповыми (семейными) марками, традиционно ассоциирующимися у потребителя с молдавскими или грузинскими винами. Это еще раз подтверждает ранее высказанную мысль о том, что основная часть российских потребителей вин ориентируются в своем выборе не на производителя, а на марку (сорт) вина.

Источник: VINMOLDOVA.MD