Потребление вина в Казахстане
По данным исследований MMI компании TNS Gallup Media Asia в 2004 году среди населения Казахстана по сравнению с 2003 годом значительно упало потребление таких слабоалкогольных напитков, как вино (на 12,7%), ликеры (на 12,5%), шампанское и другие игристые вина (на 10,8%) (см. Таблицу 1).
Таблица 1 - Потребление слабоалкогольных напитков в Казахстане среди населения в целом, 2003-2004гг.
Падение потребления слабоалкогольных напитков (в частности, вина) наблюдается как среди населения Казахстана в целом, так и среди потребителей алкогольной продукции. Так, среди тех казахстанцев, кто потребляет спиртные напитки (а это 60,4% населения Казахстана), склонны отдавать предпочтение вину 61,5%. При этом по сравнению с предыдущим годом, потребление вина падает незначительно - на 3,3%. Эту ситуацию можно объяснить тем, что с ростом благосостояния казахстанцев предпочтение отдается более дорогим, элитным алкогольным напиткам: тикеле, рому, джину, вермуту и др. (см. Таблицу 2).
Таблица 2 - Потребление алкогольных напитков в Казахстане среди потребителей алкогольной продукции, 2003-2004гг.
Среди потребителей вина более трети (32,5%***) не покупают вино сами, возможно, получая его в качестве подарка либо потребляя в гостях. Реже одного раза в месяц вино покупают 36,7% потребителей, 25,8% покупают этот напиток 1-3 раза в месяц, а наиболее активные покупатели - 4,8% - совершают покупку вина от одного раза в день до нескольких раз в неделю (см.Таблицу 3).
Таблица 3 - Частота покупок вина среди потребителей, 2004г.
Более всего у казахстанских потребителей вина популярно бутиллированное вино по 0,5 литра - его покупают 34,6% потребителей. 22,1% потребителей предпочитают покупать вино по одному литру, более одного литра покупают только 11,0% потребителей.
Покупая вино, 48,9% потребителей ориентируются на 2-3 определенные марки. 34,6% респондентов ответили, что покупают "как получится". Приверженцами одного определенного брэнда себя назвали 12,3% казахстанцев - потребителей вина. Ориентируясь на качество и цену, потребители данного продукта разделились следующим образом: 74,7% казахстанцев выбирают качество, а 20,8% опрошенных при покупке ориентируются на цену.
На рынке Казахстана происходит изменение роли места покупки и, соответственно, снижение чувствительности к цене. 85,4% потребителей вина предпочитают покупать его в супермаркетах или магазинах, где намного больше выбор, а качество продукции значительно отличается от вин приобретенных на базаре, с рук, в киоске.
Кроме того, следует отметить, что первое место в розничных продажах вина в казахстанских магазинах и супермаркетах принадлежит красным полусладким винам - его потребляют 51,2% респондентов. Второе место занимают красные сухие / полусухие вина - 36,5% респондентов предпочитают пить именно его. Замыкают тройку лидеров белые сухие / полусухие вина - 27,8% респондентов останавливают свой выбор именно на нем. Наименее потребляемыми типами вина являются портвейны, розовое вино, мадера и херес (см. Таблицу 4).
Таблица 4 - Потребление типов вина, 2004г.
Различия в уровне дохода также оказывают влияние на привычки и предпочтения казахстанцев в потреблении вина. Так, только 17,0% респондентов с низким уровнем дохода регулярно потребляют вино, остальные либо вообще отказывают себе в потреблении алкогольных напитков, либо отдают предпочтение другим напиткам. Так, среди потребителей вина с низким уровнем дохода приоритетны в потреблении водка и пиво.
Среди казахстанцев со средним уровнем дохода в потребление вина вовлечены 28,9%. И наибольшее количество любителей вина зафиксировано среди людей с высоким уровнем доходов - 45,0% представителей этой доходной категории регулярно покупают вино.
Наибольшее предпочтение вину отдают женщины (58,6%). Мужчины более прохладно относятся к этому напитку - 41,4% среди них пьют вино. При этом вино женщины и мужчины потребляют преимущественно в возрасте 25-44 года - 45,8% и 49,3% соответственно (см. Таблицу 5).
Молодежь в возрасте 15-19 лет намного меньше потребляет вино (мужчины - 8,3%, женщины - 4,6%). Для этой возрастной группы более предпочтительно в потреблении пиво. Скорее всего, это можно объяснить активными системами продвижения и их возможностями (например, в отличие от производителей других алкогольных напитков производители пива могут использовать телевизионную рекламу). Число потребителей пива постоянно растет именно среди молодежи.
Таблица 5 - Потребление вина в зависимости от пола и возраста, 2004г.
Подводя итог всему вышеизложенному, портрет нашего соотечественника - потребителя вина можно представить следующим: это преимущественно женщины, представители возрастной группы 25-44 года, имеют высокий уровень дохода, предпочитают красные вина (полусладкие, сухие или полусухие). Обычно вино приобретают 1 раз в полгода и предпочитают им не запасаться: покупают вино по 0,5 литра. Как правило, при покупке вина наибольшее влияние оказывает качество продукта.
*Объем выборки составляет 2436 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
**Объем выборки составил 2350 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
*** Данные рассчитываются от потребителей вина.
Источник: SOSTAV.ru