Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Повышение акциза на алкогольную продукцию в России

Повышение акциза на алкогольную продукцию в России

Повышение акцизов на алкоголь в России. Мнение участников рынка

Правительство готовит поправки в Налоговый кодекс, в которых будут закреплены более высокие, чем планировалось ранее, ставки акцизов на алкоголь и табак в 2009-2011 гг. Об этом рассказали два участника алкогольного рынка и подтвердил источник в Минфине.

Российский алкогольный рынок Сейчас в Налоговом кодексе написано, что акциз на алкогольную продукцию в 2009 г. повысится со 173,5 руб. за литр спирта до 185 руб. (на 6,5%). Правительство предлагает повышать его на 10% в год — до 190,8 руб. в 2009 г. и 209 руб. в 2010 г.

Если поправки будут внесены и приняты, то может ли это стать очередным кризисом, который потрясет алкогольный рынок? Или наоборот крайне положительно скажется на отрасли? ALKOGOL.com решил выяснить это у непосредственных участников рынка - компаний алкогольной отрасли.

- Чем обусловлено столь резкое повышение ставки акциза?

Владислав Мягкий, финансовый директор российского представительства ТМ "Хортица":

Повышение акцизных ставок вызвано рядом причин. В первую очередь, это осуществление переиндексации уровня ставки по отношению к росту инфляции, что является нормальной тенденцией для интенсивного экономического развития страны. Во-вторых, не обошлось без Минздравсоцразвития, которое активно продвигает повышение ставок на алкоголь и табак в силу реализации социальной программы государства, направленной на оздоровление нации.

Эдуард Кечин, ст. менеджер, Группа предприятий "ОСТ":

Чиновники декларируют повышение акциза как своеобразную погоню за инфляцией. На фоне всеобщего повышения цен, и не только на продовольственном рынке, это выглядит как закономерное явление. Дать другое, какое-то внятное объяснение этому не возможно. К мнению участников алкогольного рынка, которые просят не повышать, а наоборот существенно понизить ставку акциза, никто не прислушивается. Последнее время много разговоров о стратегии развития государственного регулирования алкогольной отрасли. Только получается, что эта стратегия направлена не на развитие, а на уничтожение легального алкогольного рынка. Пример тому - повышение акцизов для производителей САН, которое уже потихоньку добивает рынок слабоалкогольных коктейлей. В таких условиях конкуренция с производителями пива для них не возможна.

Николай Полуэктов, совладелец бренда "Косогоров самогон":

Предлагаемое повышение ставки, на мой взгляд, несущественно, по той причине хотя бы, что рост на 10% в год – это всё равно ниже даже официального уровня инфляции.

- Как изменится цена на алкогольную продукцию в случае принятия данных изменений в Налоговый кодекс?

Владислав Мягкий, финансовый директор российского представительства ТМ "Хортица":

Повышение акциза приведет к повышению себестоимости продукции как минимум на сумму возросшего акцизного сбора. Повышение акциза для производителей станет существенным минусом, поскольку налог оплачивается еще до производства продукции, и в связи с этим возникнет необходимость в дополнительных оборотных средствах.

Эдуард Кечин, ст. менеджер, Группа предприятий "ОСТ":

В данном случае других альтернатив, кроме как повышение отпускной цены на всю выпускаемую продукцию у производителей алкоголя нет. К концу 2008 года нужно ожидать "подготовительных мер" производителей. Отпускные цены на алкоголь будут поднимать все. Стоит ожидать 10-15% повышения.

Николай Полуэктов, совладелец бренда "Косогоров самогон":

Недорогая водка (розничная цена 80-120 руб. за 0,5 л), в себестоимости которой акциз занимает до 90%, подорожает на те же 10%, цена на более дорогие напитки вырастет незначительно или даже не изменится вовсе.

- Каким образом данные изменения в Налоговом кодексе скажутся на легальном рынке алкоголя? Вырастет ли в связи с этим теневой рынок алкоголя и суррогатов?

Николай Полуэктов, совладелец бренда "Косогоров самогон":

Предполагаю, что никак не скажутся: разрыв в ценах на легальный алкоголь и нелегальный (который по сути - тот же легальный, но с него каким-то образом похищен акцизный сбор) и так велик, в 1,5-2 раза. Увеличение ставки акциза на 10% не приведёт к существенному росту этого разрыва. Что касается "суррогатов", под которыми следует понимать содержащиеэтиловый спирт жидкости, не являющиеся официально алкогольными напитками (например, продающаяся под видом медицинского препарата легендарная "настойка боярышника"), то этот рынок уж точно не претерпит никаких изменений. Мне трудно представить себе человека, который, из-за повышения цены на водку на 8-10 рублей, вместо неё купит тройной одеколон или клей "Момент". Вообще, рост ставок акциза можно только приветствовать: сегодня сложилась совершенно абсурдная ситуация, когда водка в пересчёте на покупательскую способность стоит в 4-5 раз дешевле, чем в начале 1980-х. (Тогда на среднюю зарплату можно было купить 25 бутылок водки, а сейчас - 100-125.) Повышение цен на недорогое спиртное - самая действенная, по моему скромному мнению, мера в борьбе с алкоголизацией населения.

Эдуард Кечин, ст. менеджер, Группа предприятий "ОСТ":

В последнее время заметна тенденция снижения объемов производства практически у всех алкогольных компаний. Компании срамятся выходить в более маржинальный премиальный сегмент. Интерес к так называемому "народному" сегменту, которому приходится конкурировать с нелегально произведенным алкоголем, у производителей падает. Разработки новых продуктов в этом направлении практически не ведутся.
А само повышение акциза в очередной раз сыграет на руку нелегальным производителям. Их и без того огромная доля алкогольного рынка. Одновременно с повышением акцизов государство должно все-таки установить минимальную розничную цену и серьезно ужесточить административную увеличится ответственность для производителей и продавцов нелегальной продукции. А так создается впечатление, что идет борьба не с теневым рынком, а с легальным. Особенно остро это почувствуют небольшие региональные производители. Пить меньше не станут – это ясно всем. Вот что – это вопрос. Выбора либо коктейль, либо более дешевое, но все-таки качественное пиво, у потребителей дешевой водки нет. Значит это рост потребления суррогата и как следствие очередная волна отравлений, последствия которых скажутся на легальном рынке. В целом это еще в большей степени усугубит положение на алкогольном рынке.

Владислав Мягкий, финансовый директор российского представительства ТМ "Хортица":

Наряду с повышением акциза на спирт необходимо установить минимальный уровень цен на водку (ведь для многих потребителей цена является самым важным фактором при выборе продукции). Установление минимальной цены на алкогольную продукцию ограничит влияние на рынок мелких производителей, производителей некачественной, нелегальной водки. Если государству удастся внедрить эффективный механизм контроля — минимальную розничную цену - теневым производителям придется сложнее: у них ограничится круг покупателей розничных точек, которые будут приобретать дешевую продукцию, а кроме того, у них возникнут проблемы с репутацией их продукции. "Хортица" формирует цены из составляющих себестоимости, поэтому, чем ниже минимальная цена, тем хуже для крупных легальных производителей. Высокая минимальная цена ограничит возможности попадания нелегальной продукции в розницу.


Источник: alkogol.com