Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Премиальный алкоголь в условиях кризиса

Премиальный алкоголь в условиях кризиса

Премиум-качели. Элитный алкоголь

В последние годы рост доли элитного алкоголя был более чем очевиден. До того, что эксперты усматривали в этом тренд к "премиумизации" в секторе крепких напитков. Теперь же финансовый кризис в стране способен развернуть ситуацию ровно на 180 градусов.

В структуре микса алкогольных напитков по стоимости больше половины объемов продаж приходится на водочную категорию, около четверти на все вина, включая тихие, игристые и вермуты, оставшаяся четверть приходится на бренди и премиальные спирты. При этом, доля водки в структуре снижается с течением времени в пользу остальных категорий, говорится в текущем отчете компании "Бизнес Аналитика". Данные основаны на результатах аудита розничной торговли по 15 крупным городам РФ, проводимого компанией, а также на оценках и прогнозах экспертов "Бизнес Аналитики".

С точки зрения темпов роста различных алкогольных категорий в стоимостном выражении, наибольшие темпы демонстрирует сегмент премиальных напитков, а меньше всего растет водка.

Что касается объемов продаж в натуральном выражении, то водка является единственной категорией, продажи которой сократились. Сокращение натуральных объемов продаж составило за 10 месяцев 2008 года чуть более 1%, в то время как другие категории продемонстрировали рост от 16% до 32%. "Необходимо отметить, что описываемые тренды развития алкогольного микса имели мес¬то до осени 2008 года и, по нашим оценкам, не сохранятся в ближайшее время, – говорит специалист направления крепких алкогольных напитков компании "Бизнес Аналитика" Никита Стариков, – Тенденция к "премиумизации" алкогольного рынка, наблюдаемая до осени 2008 года, очевидно, заменится на противоположную. Основной причиной подобного изменения ситуации на рынке является неопределенная экономическая ситуация".

ПРЕМИАЛЬНЫЙ АЛКОГОЛЬ

За рассматриваемый период 2007-2008 годов рынок премиального алкоголя вырос как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Самым значимым сегментом рынка премиального алкоголя по-прежнему является виски, его доля в структуре премиальных спиртов увеличивается, главным образом, за счет сильнейшего роста сегмента относительно недорогого виски, импорт которого в страну в последние годы серьезно увеличивается. Наиболее высокие темпы роста в настоящий момент демонстрирует ром.

Безоговорочным лидером российского рынка виски по-прежнему остается Johnnie Walker, хотя его доля имеет устойчивую динамику к снижению. "Для подобного снижения, по нашему мнению, существует несколь-ко причин: во-первых, – перечисляет Стариков, – это общее расширение ассортимента на рынке виски и давление со стороны других сегментов, во-вторых, это затруднение увеличения объемов продаж Johnnie Walker из-за достижения практически предельного уровня дистрибуции в рознице. Увеличилась доля рынка марок недорогих семейств, таких как White Horse и Grant’s. Мы полагаем, что сегмент относительно недорогих виски растет за счет увеличения количества пот¬ребителей категории вообще, за счет переключения покупателей с других крепких алкогольных напитков, за счет расширения сегмента покупателей, приобретающих алкоголь "в подарок". На рынке коньяков (провинция Cognac) пятерка лидеров не изменилась, как не изменилась и их совокупная доля по стоимости. Бренды Hennessy, Otard немного потеряли долю в пользу Martell, Remy Martin. Наилучшую динамику ключевых показателей, включая доли и дистрибуцию, показал Courvoisier, что, безусловно, свидетельствует, о серьезной работе по продвижению и дистрибуции бренда. Категория текилы, демонстрирующая одни из самых высоких темпов роста, также как и виски меняется структурно в пользу относительно недорогих продуктов, таких как Fiesta Mexicana. Традиционный лидер рынка – Olmeca теряет долю в пользу второго игрока категории – текилы Sauza, которая существенно улучшила свои позиции в рассматриваемый период. На рынке рома все три его лидера – Bacardi, Captain Morgan, Havana Club – несколько теряют долю в пользу других игроков рынка, хотя все изменения происходят на фоне значительного роста категории в целом в натуральном выражении.

ВОДКА

Рынок водки традиционно является самым крупным как в натуральном, так и стоимостном выражении.

В последние годы наблюдалась устойчивая тенденция к сокращению доли водки в общей структуре рынка алкогольных напитков, замедлившаяся к концу 2008 года.

Лидером рынка водки в настоящий момент является "Группа компаний Русский Алкоголь", основными брендами которой выступают "Зеленая марка", "Журавли", "Маруся". За рассматриваемый период ее отрыв от ближайшего конкурента значительно увеличился и по итогам 10 месяцев 2008 года превысил 4%. При относительно невысокой степени концентрации российского рынка водки, подобный разрыв является весьма существенным. Так, в рассматриваемый период на долю первых десяти компаний приходится менее половины всего рынка водки.

За то же время в пятерку лидеров вошла компания "Омсквинпром". Основная марка компании – "Пять озер" – на протяжении последнего времени сильно увеличила долю рынка за счет активной политики компании по развитию и продвижению марки, результатом которой стал вывод марки с регионального на федеральный уровень. Несколько ухудшились позиции "Московского завода "Кристалл" и компании "Веда". Компания "Винэксим", основной маркой которой является "Путинка", сохранила за собой третью позицию в рейтинге.

Лидирующим семейством на российском рынке водки по-прежнему остается "Зеленая марка". За рассматриваемый период ее позиции значительно укрепились. Именно "Зеленая марка" вносит основной вклад в рост доли ГК "Русский Алкоголь", при этом остальные марки компании также характеризуются положительной динамикой. Второе место в рейтинге сохранила за собой "Путинка" компании "Винэксим".

На третье место в рейтинге поднялась марка "Пять озер", существенно уменьшилась доля семейства "Союз-Виктан гармония природы". При сохранении аналогичных темпов снижения доли, данное семейство, вероятнее всего покинет пятерку лидеров уже к середине 2009 года. За рассматриваемый период увеличилась доля марки "Славянская", обеспечивающей также и общий рост ГК "Алкогольные заводы Гросс".

БРЕНДИ

Традиционно на рынок бренди приходится незначительная часть (менее 10%) российского рынка крепкого алкоголя. Лидером российского рынка бренди является Группа компаний "КиН". Портфель компании включает семейства "Московский" и "КиНовский", занимающие, соответственно, первое и третье место в рейтинге семейств марок по доле рынка в стоимостном выражении. Доля "КиН" несколько снизилась за рассматриваемый период из-за снижения доли "Московского" – основного семейства компании. Однако это снижение было отчасти компенсировано ростом семейства "КиНовский". На второе место поднялся Вино-коньячный завод "Альянс-1892", рост доли компании был обеспечен увеличением доли основного семейства – "Старый Кенигсберг". Компании, занимающие оставшиеся три позиции в рейтинге опустились каждая на одну позицию в результате выхода компании "Альянс-1892" на второе место.

ВИНО

Традиционно рынок тихих вин превосходит по объему рынок вермутов и игристых вин вместе взятых. На протяжении последних лет такое соотношение остается практически неизменным. Рынок вина является более стабильным по сравнению с другими алкогольными категориями. Основной причиной этого является его низкая подверженность процессам переключения потребителей на другие категории.

Наибольшие темпы роста показала категория игристых вин, где структура потребления до последнего времени менялась в пользу сухих вин и брютов, с одной стороны, и в пользу относительно дорогих продуктов, с другой стороны. В вермутах увеличивается вклад импортных продуктов в продажи категории. В тихих винах отмечается устойчивая тенденция к росту нетрадиционных упаковок. "Что касается перспектив развития алкогольного рынка в целом, то тенденция "премиумизации" остановится в 2009 году, – считает Стариков. – В условиях неопределенной экономической ситуации, снижения располагаемых доходов населения, инфляции и повышающихся курсов валют, объемы потребления практически всех алкогольных напитков будут снижаться, за исключением водочной категории. Как мы предполагаем, будет происходить переход от более дорогих к более дешевым продуктам внутри каждой категории и от более дорогих категорий к менее затратным внутри алкогольного микса. Как известно, водка – самый выгодный продукт с точки зрения цена/градус, именно поэтому после долгой стагнации, мы прогнозируем рост этой категории в 2009 году".

Подобная ситуация наблюдалась на рынке в 1998 году, когда объемы продаж водки, ранее характеризовавшиеся отрицательной динамикой, выросли по отношению к 1997 году. При этом наблюдалось сокращение объемов продаж премиального алкоголя.

Источник: vinmoldova.md