Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Рынок виноградарства и виноделия СНГ: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Рынок коньяка в Украине (2007 год, июль)

Рынок коньяка в Украине (2007 год, июль)

Испытание градусом

 

Несмотря на кажущиеся успехи коньячников, отрасли грозит перераспределение в пользу импорта.

Украинские компании настолько увлеклись наращиванием объемов производства коньяка, что забыли о других, не менее важных составляющих успешных продаж — качестве продукции и маркетинге. Как следствие, уже осенью они рискуют уступить часть рынка иностранным конкурентам, которые чувствуют себя в нашей стране все вольготнее.


Дутые рекорды 
Украинский рынок коньяка преподнес экспертам очередной сюрприз. Еще в конце прошлого года аналитики утверждали, что отрасль стабилизировалась и вряд ли в обозримом будущем способна на рекорды. Однако, как показывают данные СОВАТ, по итогам первого полугодия 2007 г. рост производства этого напитка составил порядка 20% (до 1,5 млн дал). Увеличился и объем продаж: 1,34 млн дал против 1,11 млн дал за первые шесть месяцев 2006 г.

Такая динамика почти вдвое превышает самые смелые прогнозы специалистов. Руководитель коньячного направления Первого национального винодельческого холдинга (ПНВХ) Роман Моисеев объясняет бум двумя факторами — активным развитием розничных сетей в Украине, что позволяет изготовителям получить дополнительные места на торговых полках, и резким увеличением экспорта напитка. Отечественный ритейл только с начала нынешнего года нарастил количество торговых площадей как минимум на 15%.

В связи с этим у производителей появилась реальная возможность расширить свое присутствие в сетях, вход в которые, учитывая перенасыщенность алкогольных полок, в последнее время обходился им все дороже. Стоит отметить, что сети заметно улучшили отношение к коньячникам, поскольку, по словам директора по маркетингу компании «Алеф-Виналь» Анатолия Когана, сейчас наблюдается стабильный рост потребления напитка, что объясняется повышением платежеспособности украинцев и некой модой на благородный алкоголь.

Кроме того, дружбу производителей с ритейлорами укрепил тот факт, что в 2006 г. коньячные ТМ вошли в пакет с водочными. В частности, объединение «Хортицы» и «Шустова» позволило предприятиям предложить торговле полный спектр алкогольной продукции.


Помимо новых горизонтов на украинском рынке, коньячников радуют и международные перспективы. По словам директора департамента внешнеэкономической деятельности ПНВХ Евгения Скорика, поставки украинского коньяка за границу за пять месяцев текущего года увеличились почти на 180% (с 43 тыс. до 119 тыс. дал). Главным экспортным рынком традиционно остается РФ, на долю которой приходится свыше 80% объемов.

Понятно, что победная поступь наших компаний во многом объясняется тем, что они оказались в нужное время в нужном месте и сумели воспользоваться вытеснением с российского рынка молдавских и грузинских коллег. Неизвестно, удастся ли поддерживать темпы экспорта на том же уровне в дальнейшем, ведь поставки в РФ из Молдовы понемногу восстанавливаются.

Правда, некоторые эксперты считают, что нынешний рекорд отрасли не более чем мыльный пузырь. К примеру, Анатолий Коган не понимает, каким образом увеличение темпов производства сочетается с жесточайшим дефицитом сырья, который является для большинства компаний проблемой номер один на протяжении последнего года.

«В течение прошлого сезона мы пытались добиться от государства разрешения завезти на льготных условиях (пошлина 0,6 евро/литр вместо сегодняшней 7 евро/литр) импортные коньячные спирты, но все попытки оказались безуспешными. Наша компания по этой причине не может выполнить все заявки сетей на поставки «Клинкова». И если обеспечивать потребности отечественного рынка еще как-то удается, то в случае с российским мы не успеваем за требованиями партнеров», — поясняет г-н Коган.

 

В наиболее выгодной ситуации сейчас находятся АПФ «Таврия» и Одесский коньячный завод, которые располагают наибольшими запасами собственного сырья и сумели несколько лет назад завести соответственно 2 и 3 млн дал французских спиртов. «Остальные перебиваются с хлеба на воду», — утверждает Анатолий Коган.

Другие эксперты, попросившие не называть их имен, утверждают, что большинство производителей занимаются откровенным боттлерством, используя молдавское, грузинское и азербайджанское сырье невысокого качества. «Поэтому рост производства коньяков происходит на фоне ухудшения их качества», — резюмируют эксперты.

Конкуренты наступают
Такая тенденция может сослужить украинским производителям плохую службу. Тем более что в последнее время заметно активизировались их основные конкуренты — поставщики импортных напитков. По данным СОВАТ, только в мае они увеличили объемы, направляемые в нашу страну, более чем на 70%, что привело к расширению доли импорта до 16% (на 3% больше, чем в 2006 г.). В результате за шесть месяцев нынешнего года импортеры ввезли в Украину больше продукции, чем за весь прошлый: 224 тыс. против 130 тыс. дал.

Основными поставщиками являются молдавские, грузинские и азербайджанские компании, которые удерживают свыше 80% этого сегмента. Несмотря на достаточно скептические оценки возможностей конкурентов нашими коньячниками, которые прочили им не более 3% рынка, молдавские и грузинские производители сумели достичь значительно лучших результатов и, судя по выделяемым на продвижение в Украине рекламным бюджетам, не планируют останавливаться на достигнутом.

Укрепляются позиции и более дорогих, французских коньяков.

Руководитель отдела маркетинга ЗАО «Премиумвин» Татьяна Дынник полагает, что потенциальными потребителями такой продукции являются не менее 25% украинцев, поэтому рассчитывает на существенную прибавку продаж уже в ближайшем будущем.

По ее словам, в этом году высокий интерес к дорогим напиткам проявляют не только рестораны, но и большинство супермаркетов, что позволяет импортерам расширить свое присутствие в рознице. С коллегой согласен и генеральный сомелье ООО «Торговый дом «Паради» Сергей Шевырев, утверждая, что в 2007 г. объемы продаж через заведения и сетевую розницу впервые сравнялись.

Очевидно, что с наступлением сезона конкуренция с импортной продукцией усилится. Уже сейчас в рознице наблюдается увеличение представленности молдавского, армянского и французского коньяков. В этом году зарубежные поставщики более уверенно входят в розницу.
Не исключено, что ближе к осени они усилят и маркетинговую активность.

 

Источник: "Деловая столица"