Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Законодательство виноградарско-винодельческой отрасли России / Комментарии / Географические указания

Географические указания

Географические указания

Могут ли географические указания использоваться только в отношении сельскохозяйственных продуктов?

Использование географических указаний не ограничено сельскохозяйственными продуктами. Они могут также подчеркивать особые свойства продукта, которые являются результатом человеческих факторов, присущих месту происхождения этих продуктов, в частности таких, как особые навыки и традиции изготовления. Таким местом происхождения может быть поселок или город, регион или страна. Примером последней может служить указание «Switzerland» («Швейцария») или «Swiss» («швейцарский»), которое во многих странах воспринимается как географическое указание товаров, изготовленных в Швейцарии, и в частности, в отношении часов.

Что такое наименование места происхождения?

Наименование места происхождения товаров — это особый вид географического указания, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, в которых производятся такие товары. Концепция географического указания является более широкой, чем наименование места происхождения. Примерами наименований места происхождения, которые охраняются в государствах-участниках Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации, являются «Bordeaux» («Бордо») в отношении вина, произведенного в местности Бордо, Франция (регистрация № 80) «Havana» («Гавана») в отношении табака, выращиваемого в районе Гаваны, Куба (регистрация № 472) или «Tequila» («Текила») в отношении спиртных напитков, изготовленных в определенных областях Мексики (регистрация № 669).

Каково назначение географического указания?

Географическое указание указывает на особое место или регион производства, которые определяют особые свойства товара, происходящего из этого места или региона. Очень важно, чтобы особые свойства и репутация данного товара определялись этим местом. Поскольку особые свойства зависят от географического места, где производится товар, существует особая «связь» между товарами и местом, где они были первоначально произведены.

Почему географические указания нуждаются в охране?

Географические указания рассматриваются потребителями как показатель происхождения и качества товаров. Многие из них приобрели ценную репутацию, которая при отсутствии надлежащей охраны может быть искажена нечестными коммерческими дельцами. Ложное использование географических указаний лицами, не имеющими разрешения на такое использование, например, «Darjeeling» («Дарджилинг») в отношении чая, который не выращивается на чайных плантациях Дарджилинга, наносит ущерб потребителю и законным производителям такого чая. Потребители являются обманутыми и введенными в заблуждение в том смысле, что они покупают якобы настоящий продукт, обладающий особыми качествами и свойствами, в то время как фактически они приобретают не представляющую никакой ценности имитацию. Законным производителям наносится ущерб, поскольку у них отнимают ценный бизнес и вредят установившейся репутации их продукции.

Какова разница между географическим указанием и товарным знаком?

Товарный знак — это обозначение, используемое предприятиями для того, чтобы отличить их товары и услуги от товаров и услуг других предприятий. Товарный знак предоставляет владельцу право запрещать его использование другими лицами. Географическое указание информирует потребителей, что товар произведен в определенном месте и имеет особые свойства, которые определяются местом его изготовления. Оно может использоваться всеми производителями, которые в обозначенном географическим указанием месте производят товары, обладающие характерными свойствами.

Как охраняется географическое указание?

Географические указания охраняются в соответствии с национальным законодательством и согласно широкому спектру концепций, в частности, таких как законодательство по борьбе с недобросовестной конкуренцией, законодательство по охране интересов потребителей, законодательство по охране сертификационных знаков или специальные законы по охране географических указаний или наименований места происхождения. По существу, лица, не имеющие надлежащего разрешения, не могут использовать географические указания, если такое использование может ввести публику в заблуждение в отношении действительного происхождения товаров. Применимые санкции варьируются от судебных запретов, предотвращающих неразрешенное использование, до возмещения убытков и штрафов или, в случае серьезных нарушений, тюремного заключения.

Как географические указания охраняются на международном уровне?

Ряд договоров, административные функции которых выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), предусматривают охрану географических указаний, главным образом это Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г . и Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации. Кроме того, Статьи 22 — 24 Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) регулируют международную охрану географических указаний в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).

Что такое «родовое» географическое указание?

Если название местности используется в качестве обозначения определенного вида товара вместо наименования места происхождения этого товара, то такой термин больше не применяется в качестве географического указания. Например, «Dijon Mustard» («Дижонская горчица») — вид горчицы, происходящей из французского города Дижон, с течением времени стала обозначать определенный вид горчицы, независимо от места его производства, в то время как раньше «Дижонская горчица» изготовлялась только в Дижоне.

Какова роль ВОИС в охране географических указаний?

ВОИС осуществляет администрацию ряда международных соглашений, которые частично или полностью регулируют охрану географических указаний (в особенности Парижская конвенция по охране промышленной собственности и Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации). Кроме того, государства-члены ВОИС и другие заинтересованные стороны на заседаниях ВОИС исследуют новые пути совершенствования международной охраны географических указаний.

По материалам Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) www.wipo.int