Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Регулирование алкогольного рынка / Развитие алкогольного рынка Скандинавии

Развитие алкогольного рынка Скандинавии

Развитие алкогольного рынка Скандинавии



Алкогольный рынок Швеции, заодно и его соседей по Скандинавскому полуострову, отличается особыми условиями работы. В этих странах в течение почти всего XX века производство и реализация спиртных напитков принадлежало госмонополиям. В Швеции монополия называется "Sysembolaget", в Финляндии - "Alco", в Норвегии - "Vinmonopolet". В данном случае монополия на алкоголь является инструментом социальной политики. Это связано с тем, что в северных странах население много потребляло высокоградусного спиртного. Постепенно сфера влияния монополий сужалась. Сегодня они в основном распространяются на розничную торговлю, т.к. тем самым могут ограничить доступность алкогольных напитков (магазины рано закрываются по будним дням и не работают в праздники и воскресенья) и влиять на структуру их продаж, часто устанавливают одну цену на одинаковые товары во всех местах реализации.

Развитие госмонополии на алкоголь можно проследить на примере Финляндии. Через год после образования Финляндской республики (1919-й) был принят "сухой" закон, который предоставил государственной алкогольной компании монопольное право на производство, импорт и продажу алкогольных напитков, разрешив использование алкоголя лишь в лечебных, научных и технических целях. "Сухой" закон просуществовал 13 лет. Вступивший в силу вместо него Закон об алкоголе объявил производство спиртных напитков и их реализацию государственной монополией (действовал до 1969 г.). Государственные магазины, где продавался алкоголь, находились только в городах. Рестораны были частными, но строго контролировались.

В военное время появился и существовал в течение почти 20 лет индивидуальный контроль над покупкой. Желающий приобрести спиртное должен был зарегистрироваться в ближайшем к месту жительства магазине, где велся учет его приобретений. Если количество спиртного было большим, специальные контролеры приглашали увлекшегося потребителя на беседу. Наказанием служило изъятие разрешения на покупку. Затем разрешение превратилось в личную "винную карточку", но без учета. "Винные карточки" отменили в 1971 г.

Достаточно революционным стал Закон об алкоголе, вступивший в силу в 1969 г. Он разрешил продажу пива средней крепости во всех продовольственных магазинах и кафе, открытие в сельской местности ресторанов и магазинов, торгующих алкоголем. Целью законодательных новшеств было изменить предпочтения потребителей, заменив высокоградусное спиртное менее крепким. В результате пиво стало основным напитком, однако объем потребления крепкого алкоголя не уменьшился, хотя его доля заметно снизилась. Данный закон пришлось изменить, когда Финляндия вступала в ЕС, т.к. алкогольная монополия во многом противоречила правовым нормам Евросоюза.

И с 1 января 1995 г. действует нынешний Закон об алкоголе. Согласно ему, государственная алкогольная компания владеет монопольным правом розничной продажи спиртных напитков. Помимо монополии разрешена продажа в розницу напитков, произведенных методом брожения, с содержанием этилового спирта до 4,7% предприятиям и частным лицам, обладающим соответствующей лицензией. А алкоголем крепостью до 13% могут торговать его производители. Импорт спиртного для коммерческих целей также лицензируется. Производством алкогольных напитков и спирта имеют право заниматься предприятия и частные лица, получившие лицензию от Центра контроля над продукцией, входящей в сферу социального обеспечения и здравоохранения.

Этот центр наделен очень большими полномочиями. Он выдает все виды лицензий в отрасли; ведет регистрацию субъектов, чья коммерческая деятельность связана с оборотом алкогольной продукции; осуществляет государственный контроль над производством, оптовой продажей, импортом, экспортом, розничной торговлей спиртного и его рекламой. Кроме того, это учреждение контролирует деятельность государственной монопольной компании. Закон запрещает прямую и косвенную рекламу крепких спиртных напитков. А в феврале 2007 г. финский парламент ограничил размещение на телевидении рекламы алкоголя с 7.00 до 21.00. В Финляндии до 80% продаж спиртного осуществляются в магазинах монополии, остальные - в частном секторе (небольших магазинах и системе HoReCa). Молдова начала экспорт алкогольную продукцию в эту страну в прошлом году, это были вина на сумму $27,7 тыс.


В Швеции с 1919 г. действовала государственная монополия на импорт, экспорт, изготовление и продажу любого спиртного кроме легкого пива. Алкогольная политика тоже была направлена на введение "сухого" закона, но проведенный в 1922 г. референдум минимальным большинством голосов отклонил столь жесткие меры. Шведское алкогольное законодательство тоже строится на ограничении потребления алкоголя. До середины 1950-х годов спиртное продавалось по карточкам. Особых изменений в законодательстве не наблюдалось вплоть до вступления Швеции в ЕС.

Нынешний алкогольный закон (вступил в силу с 1 января 1995 г.) предписывает, чтобы "торговля алкоголем велась таким образом, чтобы вредоносное влияние предотвращалось, насколько это возможно". В первую очередь, при помощи активной ценовой политики и путем ограничения интересов, связанных с прибылью от торговли спиртным. Как и в Финляндии, в Швеции действует госмонополия на розничную торговлю спиртных напитков, а производство, импорт, экспорт, оптовая торговля лицензируются. Особое внимание уделяется надзору и контролю данной отрасли. Наличие лицензии дает компаниям право поставлять алкогольную продукцию Государственной монополии розничной торговли и лицензированным ресторанам.

Однако социальная ответственность "Sysembolaget" должна выражаться в эффективной работе и сочетаться с хорошим обслуживанием в своих магазинах. Монополия нейтральна по отношению к маркам напитков, стране их происхождения и предлагает широкий ассортимент продукции, определяемый потребительским спросом. Информация о продаваемом спиртном должна быть корректной. Для этого персонал магазинов проходит специальную подготовку. Закон по маркетингу алкогольных напитков, введенный в 1978 г., в основном запрещает рекламу крепких напитков, вина и крепкого пива, рассчитанную на широкую публику. Умеренный маркетинг допускается в магазинах монополии и ресторанах. Реклама разрешена только в специализированных изданиях. Долгое время алкоголь не продавали даже по субботам (в 2001 г. это правило отменили). Частные бары и рестораны имеют право отпускать горячительные напитки только на разлив. Однако в магазинах "Sysembolaget" можно найти алкоголь из любой части света.

В Норвегии государственная монополия "Vinmonopolet" создана в 1922 г. Под давлением ЕС, хотя Норвегия так и не стала его членом, в 1996 г. все же отменила монополию на импорт, экспорт, оптовую торговлю и производство алкоголя, оставив за собой розницу. Только она имеет право продавать алкогольные напитки крепче 4,7%. Магазины "Vinmonopolet", как правило, располагаются в крупных населенных пунктах и работают по специальному графику: в будни - до 17.00, в субботу - до 15.00. В барах и ресторанах продажа алкоголя разрешена.



Источник: ЛОГОС-ПРЕСС