Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Россияне приучаться к элитному алкоголю

Россияне приучаться к элитному алкоголю

Россияне приучаются к элитному алкоголю

  Принято считать, что элитные напитки отличаются не только высокой ценой, но и изысканным вкусом. С коньяками все понятно. Сырье выращивается в районах со своим уникальным климатом и почвой, долгие годы выдерживается в дубовых бочках, наконец, блендируется иногда из сотни коньячных спиртов, да и виноградная лоза может пережить человека – своего создателя. Между тем виски и водка сделаны из одного и того же зернового спирта. Однако виски стоит намного дороже водки, даже самой качественной. Себестоимость производства обоих напитков примерно одинакова, следовательно, в случае с виски, как и с автомобилями класса "люкс", мы доплачиваем за бренд. Ну а если так, почему бы не сделать водку элитным напитком? Похоже, в России это почти удалось.

Понятие "элитный алкоголь" применимо к дорогим оригинальным напиткам – коньяку, виски, импортной водке. Однако и среди элитных есть свои "короли" – так называемые коллекционные напитки, оценить которые может только истинный гурман.

В России, например, коньяком традиционно называют любой бренди (крепкий напиток, произведенный из сухого вина путем двойной перегонки). В нашем лексиконе существуют понятия: "армянский коньяк", "азербайджанский коньяк", "молдавский коньяк", "французский коньяк". Французы говорят: любой коньяк – это бренди, но не каждый бренди – коньяк. Право называться коньяком отвоевали только напитки, приготовленные в двух французских департаментах – Шаранта и Приморская Шаранта. Здесь находится и город Коньяк, давший название напитку.

Все коллекционные коньяки выпускаются в строго ограниченном количестве, пронумерованными партиями, разливаются в хрустальную посуду именитых фирм. Так, Дом Hennessy к 2000 г. изготовил всего две тысячи бутылок коньяка Hennessy Timeless. В состав Timeless вошли одиннадцать самых лучших спиртов, заложенных на протяжении XX века – с 1900 по 1990 г. Компания Whitehall, дистрибьютор Hennessy, завезла в Россию только десять бутылок Timeless. Каждая из них стоила около 4 тыс. евро. Однако вся партия дорогого напитка была распродана.

Существует совсем немного уникальных коньяков, подобных Timeless. Например, Richard Hennessy (который, кстати, пока еще можно купить в Москве), созданный в 1996 г. и названный в честь основателя компании. Спирты, вошедшие в состав Richard, почти двухсотлетней выдержки. Среди них редчайшие – полученные из урожая винограда Folle Blanche 1830 и 1860 гг. (этот сорт был почти полностью истреблен в 1870 г. филлоксерой). Бутылка такого коньяка стоит у поставщика 2570 евро. Уникален и коньяк L`Esprit de Courvoisier (Дом Courvoisier). Он приготовлен из спиртов, заложенных в честь важных исторических событий, таких, например, как коронация Наполеона (1804 г.). В купаже коньяка Camus Reserve Extra Vieille – тоже спирты XIX века.

Производители упомянутых марок коньяка – крупнейшие компании, но во Франции много и небольших коньячных домов, предлагающих уникальные напитки. Например, Дом Lheraud производит всего 110 тыс. бутылок коньяка в год. Это один из немногих домов, который выпускает так называемые мелизимные коньяки – определенного года урожая и приготовленные не из смеси спиртов, а только из одного. В ассортименте Lheraud есть коньяки 1900, 1901 г. Бутылка такого напитка стоит примерно 2 тыс. евро.

Другой коньячный дом – A.E.Dor – единственный, которому законодательно разрешено выпускать коньяки крепостью менее 40 градусов. Эта фирма специализируется на производстве номерных мелизимных коньяков. Так, A.E.Dor №1 приготовлен из спирта, заложенного на хранение в 1805 г., его крепость всего 31 градус, а стоит одна бутылка 15 тыс. евро. "Такие коньяки мы привозим в Россию только под специальный заказ. И число заказчиков постоянно растет", – утверждает Владимир Артемов, представитель компании "Вельд-21", поставляющей элитные и раритетные напитки в Россию.
Среди напитков класса "премиум", по словам представителей компании Business Analytica, самыми быстрыми темпами растут продажи виски. Больше всего ценится шотландский виски, который делится на три категории: односолодовый (single malt) – изготовлен из ячменя на одной винокурне; зерновой – смесь кукурузы и пшеницы с ячменем; и, наконец, блендовый виски – смесь различных сортов single malt (с разных винокурен) и зернового виски. Все известные марки – Johnnie Walker, Ballantine's, Chivas Regal – блендовый виски.

Однако дороже всего ценится односолодовый виски. Он появился на мировом рынке относительно недавно – в середине XX века. Причем продвигать этот напиток, малоизвестный за пределами Шотландии, начали не производители, а торговцы: они отбирали наиболее интересные сорта односолодового виски и самостоятельно разливали их в бутылки. Напиток раскупался не хуже, чем блендовый виски. На это обратили внимание и сами производители, которые тоже начали выпускать single malt.

Сегодня в Шотландии производится 1200 версий single malt. Все они разные и по-своему уникальные. Ведь винокурни разбросаны практически по всей Шотландии, а вкусовой букет напитка зависит и от почвы, где выращено зерно, и от бочки, в которой выдерживался напиток. На качество виски, конечно, влияет и срок выдержки. Все эти параметры отражаются на цене. Например, виски Bruichladdich 18-летней выдержки, выпущенный небольшой партией в 500 бутылок, стоит 899 евро. Его создали в 2002 г. в честь переиздания "Трактата по практическому руководству к ремеслу дистилляции" (книга была издана в Шотландии в 1718 г.). Виски упакован в подарочную коробку, к нему прилагается и сам трактат. Как правило, уникальный виски стоит дешевле, чем уникальный коньяк. Однако есть марки, сопоставимые по ценам с коллекционным коньяком. Например, Macallan (50-летней выдержки) стоит 2500 евро. На цене сказывается возраст, обычно односолодовый виски выдерживают 10–20 лет.

Мы привыкли считать водку напитком демократичным. Но оказывается, и водка бывает баснословно дорогой. В конце 2002 г. в России появилась новая водка – Kauffman Private Collection Luxury – она стоит 100 долл. за бутылку.

"Мне захотелось сделать водку не менее престижной, чем национальные напитки других стран, – говорит Марк Кауффман, владелец компании Whitehall. – Я не вижу причин, по которым водку можно считать более дешевым напитком, чем, например, виски. Просто не надо производить ее миллионами литров, закупая спирт у кого придется. Не разливать в бутылки из дешевого стекла. Следить за качеством, отказаться от искусственных ароматизаторов".

Для производства водки Kauffman Private Collection в 2001 г. было отобрано семь хозяйств с лучшими показателями качества зерна. Зерно перегоняли в цехах калужского завода "Кристалл". Всю партию разлили там же в 25 тыс. бутылок, а оставшийся спирт вылили. Кстати, сами бутылки заказали французской Saint-Gobain (на счету этой фирмы все наиболее известные коньячные графины), и каждая была пронумерована. Из 25 тыс. бутылок водки Kauffman Private Collection только 7 тыс. предполагается продать в России, еще 7 тыс. ушли в Юго-Восточную Азию и по 5 тыс. – на американский и европейский рынки, оставшаяся тысяча – неприкосновенный запас.

Водка за сто долларов, конечно, экзотика. А вот коллекции эксклюзивных коньяков и виски будут пополняться по мере появления на нашем рынке новых марок. По оценкам исследовательской компании Business Analytica, в прошлом году продажи напитков класса "премиум" выросли на 15%. В Москве уже открыто около 20 специализированных бутиков. Но магазинная наценка может доходить до 50–100%, что при высокой стоимости напитка весьма ощутимо сказывается на цене. Поэтому любители дорогого алкоголя покупают его у поставщика. Ведь это штучный товар: даже магазины закупают такие напитки всего по одной-две бутылки.

Источник: YARMARKA