Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Российский рынок коньячной продукции

Российский рынок коньячной продукции

НА КОГО БОЧКА КАТИТСЯ?

 РОССИЙСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АЛКОГОЛЬНЫЙ РЫНОК

В 2004–2005 годах, по сравнению с 1980-м, потребление крепкого алкоголя и его суррогатов в России выросло на 20% (табл. 1). При этом доля крепкого алкоголя в объеме алкогольной продукции снизилась за счет роста потребления пива.

Согласно данным экспертов, в структуре крепкого алкоголя нелегальный и суррогатный занимают около 40%. Это связано с тем, что в настоящее время в России не создано социально-экономических условий для существования рынка крепкого массового легального алкоголя. Для коренного же преобразования рынка нужны существенные изменения на государственном уровне.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК КОНЬЯКА

На российском рынке коньяка наблюдается стабильный ежегодный рост, при этом происходит и рост фальсификатов, доля которых, по нашим данным, составляет не менее 40%. В 2006 году легальная часть выпускаемой в России продукции составляла 6,4 млн дал. К 2010 году планируется ее увеличение до 8,5 млн дал, то есть на 33%. При этом объем коньяка, произведенного из российских коньячных спиртов, также предполагается увеличить на 33% – с 3 до 4 млн дал.

В течение долгого времени продолжалась борьба французско-армянского бренда «Арарат» с «остатками» российского «Арарата» в лице питерского одноименного коньячного завода. Похоже, наконец дело приблизилось к финалу – арбитражный суд принял к производству иск КУГИ к ЗАО «Санкт-Петербургский завод «Арарат» о расторжении договора аренды. Оказывается, можно победить и таким путем…

Российский рынок коньяка настолько привлекателен, что его рост будет продолжаться, правда, те компании, которые работают на французском сырье, завозят коньячных спиртов из Франции намного меньше, чем производят коньяка. Но это не проблема, особенно на фоне того, что около 40% рынка занимает откровенный фальсификат.

Импорт

Структура рынка коньякаСитуация на рынке коньяка, как и на рынке вина, характеризуется снижением доли импорта в его структуре – с 52% в натуральном выражении в 2002 году до 23% в 2006-м (рис. 2). Однако в данном случае это объясняется прежде всего значительным ростом самого рынка – в целом за этот период он увеличился на 53,7%. В силу того, что коньяк российского производства, как правило, дешевле импортного, то основной прирост физического объема рынка происходит в нижних ценовых сегментах.

С 2002 по 2005 год импорт коньяков вырос с 28 до 35 млн литров, однако в прошлом году после запрета поставок из ряда стран он снизился до 19 млн литров. Прекращение поставок коньяков из Грузии и Молдавии повлекло следующие географические изменения на рынке. Недорогой молдавский коньяк частично заменили коньяки российского и украинского производства, а место продукции грузинского производства в определенной степени заняли французские и дорогие российские коньяки. Таким образом, при сокращении рынка импортного коньяка в 2006 году выросли поставки коньяка из Франции и с Украины – соответственно на 93 и 79,2% (табл. 4).

Производство

Импорт коньяка по странам проиисхождения

Так же, как и винный, российский рынок коньяка зависит от поставок импортных материалов. С одной стороны, это объясняется простой физической нехваткой сырья, а с другой – тем, что ряд российских заводов производят коньяк с добавлением импортных, преимущественно французских, коньячных спиртов. Так, производство отечественного коньяка из российских и импортных спиртов в 2002–2006 годах выросло с 26 до 64 млн литров, то есть в 2,5 раза. При этом российский рынок коньяка за этот период увеличился на 54%.

В связи с прекращением поставок коньяка из Грузии и Молдавии в 2006 году по сравнению с 2005-м на 33,2% вырос спрос на импортные коньячные спирты. При этом Армения увеличила объем поставок коньячных спиртов на 220%, а Азербайджан и Франция – соответственно на 76,8 и 17,2%.

Спад производства российского коньяка в 1996 году по отношению к 1990-му составил более 500% – с 59 до 6 млн литров. Однако усилиями российских производителей в 2006 году объем производства был восстановлен и выведен на уровень 1990 года. Так, уже в январе–апреле 2006 года, по сравнению с аналогичным периодом 2004 и 2005 года, производство этой продукции увеличилось на 54%. В будущем отечественный рынок коньяка ожидает стабильный рост – не менее чем на 10% ежегодно.

Источник: foodmarket.spb.ru