Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Российский рынок тихих вин (2004 год)

Российский рынок тихих вин (2004 год)

Российский рынок тихих вин (2004 год)

Исследование предоставлено компанией «Бизнес Аналитика».

 Материал основан на данных аудита розничной торговли, проводимого компанией «Бизнес Аналитика» в городах России с населением более 100 тысяч человек, приводятся также и некоторые официальные данные. в статье рассматривается рынок тихих вин без учета вермутов.

  По оценкам официальной статистики, в 2003 году рынок тихих вин, включающий виноградные и плодово-ягодные вина, составил 71,6 млн декалитров, из которых на внутреннее производство приходилось 42,9 млн декалитров, т.е. около 60%. Таким образом, душевое потребление тихих вин в России можно оценить на уровне 5 литров в год, что, конечно, значительно меньше, чем в развитых западных странах. Однако российский рынок считается одним из наиболее перспективных хотя бы потому, что несколько лет назад наметились тенденции к сокращению потребления водки и переключению потребителей на менее крепкий алкоголь, и в частности на вино. В результате этого есть серьезные основания прогнозировать динамичный рост рынка тихих вин в ближайшие годы. Об этом же говорят результаты исследований компании «Бизнес Аналитика» – рост продаж вин за 8 месяцев 2004 года, по сравнению с аналогичным периодом 2003-го, зафиксирован на уровне 20%.

  Дальнейшее развитие рынка тихих вин наряду с ростом общего потребления будет проявляться в изменении структуры спроса. Пока же выделить какие-либо яркие тенденции довольно сложно; можно указать только устойчивый рост доли импортной продукции, а также появление сегмента вин в упаковках bag-in-box и Tetra Pak – напитки этой категории особенно популярны летом.

  Ввиду того, что основной спрос предъявляется на недорогую продукцию, российские вина в настоящий момент являются наиболее востребованными на рынке. По результатам первого полугодия 2004 года доля отечественных напитков составила 46% в общем объеме продаж в натуральном выражении. В то же время из-за низкой цены на российские вина приходится менее трети всех продаж в денежном выражении.

  Основным импортером вин в Россию является Молдавия – продукция из этой страны занимает 35–37% российского рынка вин. Молдавские вина стоят немногим дороже отечественных и, соответственно, также пользуются большим спросом. На долю продукции из других стран СНГ приходится порядка около 10% рынка. таким образом, общая доля импорта из стран СНГ составляет 45% отечественного рынка вин. Оставшиеся 10% приходятся на продукцию из дальнего зарубежья, причем львиная доля здесь принадлежит европейским поставщикам – прежде всего, из Болгарии, Германии, Испании и Франции.

  Более 70% российского рынка тихих вин приходится на столовые вина (табл. 1). В то же время их удельный вес демонстрирует отрицательную динамику, хотя и несильно выраженную. Возможное объяснение состоит в том, что категория крепленых вин, в особенности нижних ценовых сегментов, привлекает потребителей дешевой водки, которая, как известно, пользуется все меньшим спросом. Подтверждением этому служит распределение продаж по типам вина в дешевом сегменте, где на крепленые вина приходится 85–90% объема. Кстати, в том числе и по этой причине доля крепленых вин в стоимостном выражении ниже, чем в натуральном, – 23,3 против 28,5%.


  В структуре продаж тихих вин по цвету наблюдается довольно стабильная картина – доля красных вин устойчиво держится на уровне 50% по объему и 55–56% по стоимости (табл. 2). Вообще, явное преимущество этой категории считается традиционным для России, однако данные исследований показывают, что белые вина лишь немногим менее популярны – по результатам первого полугодия 2004 года, они занимают 43,6% в натуральном выражении.

А вот розовые вина действительно не пользуются большим спросом, хотя на Западе они имеют успех у потребителей. В России доля розовых вин в общем объеме продаж держится на уровне 5% как в натуральном, так и в стоимостном выражениях, и пока нет оснований предполагать развитие этого сегмента в ближайшем будущем.


  Особенностью российского рынка вина является высокий спрос на полусладкие вина – в категории столовых вин в первом полугодии 2004 года такая продукция занимала более 2/3 объема продаж в натуральном выражении. Более того, вопреки ожиданиям аналитиков, что предпочтения российских потребителей будут меняться в сторону сухих и полусухих напитков, доля сегмента полусладких вин пока не сокращается и даже немного выросла за последний год. Причем такая динамика в той или иной степени наблюдается во всех ценовых категориях.

  Оставшаяся треть объема продаж столовых вин в натуральном выражении распределяется между сухими и полусухими напитками – на них, соответственно, приходится 20,7 и 11,3% (табл. 3). При этом для сухих вин этот показатель довольно стабилен – отмечено лишь незначительное снижение, а вот продажи полусухих вин заметно сокращаются.


  Как уже отмечалось, фактор цены пока еще является основным при выборе вина для подавляющего большинства российских потребителей. Это подтверждает и структура продаж тихих вин по ценовым сегментам. Примерно 55% общего объема продаж в натуральном выражении приходится на низкоценовые категории, где представлена продукция не дороже $2,75, или 80 рублей, за стандартную бутылку 0,75 литра.

  Массовый спрос предъявляется и на вина среднего ценового сегмента, который в настоящий момент, пожалуй, наиболее привлекателен для производителей, так как является одним из самых емких и растущих на рынке. Основу этой группы составляют вина из Молдавии, которые при неплохом качестве остаются доступными по цене.

  Продажи вин высокой и премиальной ценовых категорий находятся на гораздо более низком уровне. Можно утверждать, что их время пока еще не пришло, хотя уже сейчас суммарная доля этих сегментов в стоимостном выражении составляет более 17% (табл. 4). Наиболее представлены в этих сегментах традиционно популярные в России грузинские вина.


  Интересно, что структура рынка тихих вин по ценовым сегментам несильно различается по регионам. Например, указанный уровень 55% для низких ценовых сегментов наблюдается практически во всех регионах страны. Такая ситуация не характерна для других потребительских рынков, где обычно структура спроса по ценовым сегментам существенно различается. Лишь на юге, где относительно хорошо развито виноделие, доля недорогой продукции гораздо выше – почти 70%.

  Основные игроки и марки
  В настоящий момент на российском рынке тихих вин представлена продукция более чем 1200 игроков, а число разновидностей* приближается к 15 тысячам. При том, что потребители при выборе чаще всего ориентируются на цену и уровень знания продукта не высок, о концентрации рынка говорить не приходится – на 10 крупнейших игроков приходится менее 40% рынка в стоимостном выражении. Более того, места в представленном в статье рейтинге достаточно условны, т.к. различия в долях компаний во многих случаях исчисляются десятыми процента и перестановки происходят достаточно часто.

  Наиболее устойчивыми являются позиции двух лидеров – ООО «Дионис Клуб» и ОАО «Московский межреспубликанский винодельческий завод» (табл. 5). Залогом успеха «Дионис Клуба» является широкий ассортимент продукции – компания предлагает вина из Венгрии, Грузии, Молдавии – и лидерство по уровню национальной дистрибьюции. Деятельность Московского межреспубликанского винодельческого завода (ММВЗ) в основном сконцентрирована на наиболее емком рынке московского региона, где уже несколько лет сохраняет уверенное лидерство.


  В первую тройку входит также Gerrus Group (Москва) – компания, объединившая несколько российских винодельческих предприятий. Как и «Дионис Клуб», этот производитель активно работает над построением национальной дистрибьюции.

  В самом емком ценовом сегменте – промежуточном между средним и низким – тройку лидеров составляют компании, входящие в число первых и на всем рынке, – это ММВЗ, Gerrus, а также ОАО «Исток» (г. Беслан, Северная Осетия – Алания). Ценовой фактор в этой категории, бесспорно, является приоритетным, однако даже здесь игроки стараются не ограничиваться ценовой конкуренцией и работают над продвижением своей продукции.
  В качестве примера можно привести вино «Арбатское» (ММВЗ). Интересно, что, в отличие от тех же грузинских или западных брэндов, названия которых чаще всего соответствуют сорту винограда или месту производства напитка (так называемые сортовые наименования, говорящие потребителям о типе, цвете вина и о содержании в нем сахара), данная марка существует в различных вариантах: «Арбатское» красное, «Арбатское» белое и т.д. Такое разнообразие позволяет компании-производителю добиться определенного преимущества для своей продукции на полке магазина за счет большей выкладки (facing), поскольку в этом случае на витрине представлено сразу несколько бутылок с общим наименованием и общим дизайном.

  В среднем ценовом сегменте, как уже говорилось, основу составляют молдавские вина. Поэтому неудивительно, что в первую тройку вошли «Дионис Клуб», «Лавина» – компании, располагающие мощностями в Молдавии, а также непосредственно молдавское предприятие Imperial Vin S.a. В ассортиментной линейке компании Imperial Vin, как и у группы Gerrus, доминирует одна марка, имеющая несколько разновидностей – «Душа монаха». А вот, например, «Дионис Клуб» строит свою стратегию как на продвижении общего брэнда Dionis Club (под этой маркой продаются вина не только различных наименований, но и из разных стран), так и предлагая на рынок отдельные серии, правда, уже в дорогих сегментах – «Картули Вази», «Путевые заметки» («Грузинские заметки»).

  В высоком и премиальном ценовых сегментах лидирующие позиции, о чем также уже шла речь, занимает продукция из Грузии. Известно, что популярные еще в советские времена марки «Хванчкара», «Киндзмараули» и некоторые другие в настоящее время не принадлежат какому-то одному производителю. Для того чтобы потребители как-то отличали продукцию таких наименований, компании стали выводить на рынок серии вин или коллекции. Так, лидер премиального сегмента АО «Телавский винный погреб» в свое время представило на рынок серию вин «Талисман»; компания Georgian Wine & Spirits (GWS), принадлежащая французской группе Pernod Ricard, известна по брэнду «Тамада». В высоком ценовом сегменте, как уже было отмечено, «Дионис Клуб» продвигает напитки серии «Путевые заметки» («Грузинские заметки»). При этом состав серий практически одинаков: «Алазанская долина», «Ахашени», «Хванчкара» и «Киндзмараули» (табл. 6).


  В настоящее время довольно сложно определенно сказать, по какому сценарию будет развиваться российский рынок вина в дальнейшем. Многие прогнозы, как-то: постепенный отказ россиян от потребления полусладких вин или переключение на продукцию более дорогих сегментов – пока не подтверждаются. Возможно, эти тенденции обозначатся в ближайшие годы. Сейчас с высокой степенью вероятности можно утверждать, что российский рынок тихих вин находится в стадии развития, которая будет сопровождаться ростом потребления, структурными изменениями, а также усилением конкуренции.

В данном случае под разновидностью подразумевается продукция конкретной компании под одним наименованием, но различающаяся по типу, цвету и содержанию сахара.

Источник: "БизнесАналитика"