Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Российский рынок винной продукции

Российский рынок винной продукции

НА КОГО БОЧКА КАТИТСЯ?

РОССИЙСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АЛКОГОЛЬНЫЙ РЫНОК

Потребление продукции с низким содержанием алкоголя за исследуемый период увеличилось на 102%. Последние 10 лет весь прирост в этом сегменте в основном обеспечивает пиво и в меньшей мере – слабоалкогольные коктейли. Значительные изменения произошли в структуре рынка низкоградусного алкоголя. Так, потребление вина снизилось, а пива, наоборот, выросло в 3 раза. Если в 1980 году потребление вина и пива в натуральном выражении находилось на одном уровне, то в настоящее время россияне пьют пива в 9–10 раз больше. Слабоалкогольные коктейли, появившиеся на российском рынке более 10 лет назад, в 2004–2006 годах по объему производства опередили отечественные вина, а уровень их потребления составил 50% от уровня потребления винной продукции.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ВИН

За последние 20 лет потребление вина в России претерпело серьезные изменения – 1984 году оно составляло 20 литров на душу населения, а к 1992-му снизилось до 3 литров. С 1996 года был отмечен рост потребления данной продукции, и в 2005-м его объем составил около 6 литров на душу населения. Это в 4–5 раз ниже среднего уровня потребления винной продукции в европейских странах, где на душу населения приходится 25–30 литров. При этом по сравнению с европейцами россияне выпивают в 4 раза больше крепкого алкоголя.

Импорт

Отсутствие на российском винном рынке продукции из Грузии и некоторых других стран в 2006 и 2007 годах привело к изменению его структуры. Если в 2005 году доля импорта составляла 54% рынка в натуральном выражении, то в 2006-м она снизилась до 34,5% (рис. 1). В первом квартале 2007 года доля импортной продукции немного выросла – до 37%. Стоит отметить, что доля вин, завозимых в Россию из других стран, сократилась прежде всего в сегменте дешевой продукции. Особенностью же российского винного рынка в целом является то, что почти 80% на нем занимает продукция, реализуемая по цене ниже 110 рублей за бутылку 0,75 литра.

Структура рынка винной продукции

Более быстрыми темпами начала изменяться географическая структура импорта и потребления вин. Так, доля импорта стран, в прошлом имевших социалистический тип экономики, – в эту группу, в частности, входят Грузия, Молдавия и Украина, – сократилась в натуральном выражении с 88,7% в 2000 году до 39% в первом квартале 2007-го. Доля второй группы, к которой относятся страны Старого Света – Франции, Испании, Германии, Италии, Кипра, Португалии, – выросла с 9,9% в 2000-м до 48% в первом квартале текущего года. Доля стран Нового Света – Чили, Аргентины, США, Австралии, ЮАР, которые составляют третью группу, за тот же период увеличилась с 0,98 до 12,6%.

В течение 2006 года существенно изменились объемы поставок винной продукции из ряда стран. Наиболее значительным был прирост поставок из Румынии и Азербайджана – соответственно 450 и 220% (табл. 2). Также заметно увеличился импорт из Германии и Италии – прирост составил соответственно 85,1 и 78,1%.

Импорт винной продукции по странам происхождения

В 2007 году объем российского рынка импортного вина начинает сокращаться в абсолютных показателях (табл. 3). Это объясняется тем, что вина, поставляемые из дальнего зарубежья, в частности из стран Нового и Старого Света, не смогли занять нишу дешевых напитков – до 100 рублей за бутылку 0,75 литра, – ранее занятую молдавской продукцией. Причиной является то, что вина из этих стран находятся в более высокой ценовой категории, чем молдавские.

До введения запрета поставок на продукцию отдельных стран в дешевом сегменте располагались вина российских, молдавских, болгарских и украинских производителей. До 80% объемов грузинских вин находилось в ценовой категории от 150 до 200 рублей за бутылку 0,75 литра. При этом доля таких вин составляла 8–9% рынка импортной продукции. Грузинское вино конкурировало с сортовыми винами Франции, Италии, Испании, Аргентины и Чили.

Импорт винной продукции и виноматериалов

В 2007 году объем поставок продукции из стран дальнего зарубежья естественным образом уменьшается – исключение составляют недорогие болгарские вина, поставки которых растут. Поставки виноградных вин в первом квартале текущего года сократились на 29% относительно первого квартала 2006 года и на 17% относительно первого квартала 2005-го.

Таким образом, на сегодняшний день объем рынка, который ранее занимала грузинская продукция, полностью занят продукцией из дальнего зарубежья – стран Нового и Старого Света. Тем не менее возвращение грузинских вин, в силу привычки потребления этой продукции россиянами, будет положительно воспринято потребителями.

Производство

Рост потребления вина, начавшийся с середины 1990-х годов, вызвал и рост производства. Так, в 2004 году было выпущено в 3,6 раза больше винной продукции, чем в 1996-м.
В 2006 году в условиях отсутствия дешевых молдавских вин производство российских вин выросло до 47 млн дал, то есть по сравнению с 2004 и 2005 годом соответственно на 17 и 33%. Увеличение спроса на российское вино вызвало серьезный рост импорта виноматериалов для изготовления российской продукции. Стоит отметить, что особенность российского виноделия состоит в том, что отечественные производители винограда на сегодня могут обеспечить потребности производителей не более чем на 40%, а с учетом перспективы роста потребления – не более чем на 15%. В связи с этим существует зависимость отечественных производителей от поставок в Россию импортных виноматериалов. В первом квартале 2007 года, по сравнению с аналогичным периодом 2006-го, рост импорта виноматериалов составил 180%.

В январе–апреле 2007 года объемы производства вина на 11,6% превышают показатели аналогичного периода 2004 года. Вероятнее всего, производство вина в России в текущем году останется на высоком уровне предыдущего года.

 

Источник: foodmarket.spb.ru