Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Российский винный рынок в условиях кризиса

Российский винный рынок в условиях кризиса

Рынок вина в наступившем году

Как бы ни хотелось рассчитывать на лучшее, но кризис уже внес изменения в ситуацию на рынке вина и в ближайшее время продолжит оказывать свое влияние.

Неожиданной жертвой финансово-экономического спада стало шампанское. Впервые с начала столетия его продажи резко снизились в конце 2008 г., и это во время традиционного пика спроса! Согласно последней статистике Межпрофессионального Комитета Вин Шампани экспорт в Россию в октябре сократился на 23% и примерно на столько же — в другие страны. Похоже, что россияне, которые не любят отказывать себе в удовольствиях, все-таки стали покупать меньше бутылок дорогого французского напитка либо переключились на более экономичные игристые вина.

Кризис также грозит обрушить устоявшуюся финансовую схему фьючерсных продаж вин. Эта система, известная как en primeur, успешно прижилась для лучших бордоских вин и подразумевает продажу еще не бутилированной продукции последнего винтажа в конце весны — начале лета следующего года. Жан-Франсуа Муэкс, владелец легендарного бордоского поместья Chateau Petrus, недавно заявил в интервью французской газете, что не исключает варианта событий, согласно которому продажи en primeur не состоятся в 2009 году. «Если негоцианты не будут иметь своих средств или не получат кредитов, чтобы выкупить свои квоты, вина останутся у производителей. А если претендентов на покупку вина будет мало, то фьючерсная кампания не состоится», — отметил он. Это заявление вызвало волну недовольства в Бордо, однако цены на топовые бордоские клареты действительно пора пересмотреть. Они непомерно раздуты, начиная с продаж en primeur урожая 2005 г., и должны быть откорректированы.

Между тем винный кооператив Crushpad в Сан-Франциско нашел свою оригинальную схему фьючерсных продаж, которая учитывает влияние кризиса. Вино Bailout (переводится как «срочная мера по спасению»), выходящее на рынок в августе 2009 года, сейчас продается по 39 долларов. Если индекс Dow Jones будет идти вниз до даты релиза, то каждое падение индекса на 100 пунктов будет соответственно отражаться на цене вина в сторону снижения на 2 доллара. В случае когда биржевые показатели начнут увеличиваться, фьючерсная цена останется неизменной. Предложив такую схему продаж, компания пошла на определенный риск. Ее управляющий заявляет, что если рыночные индексы продолжат падать, то Crushpad понесет убытки.

Высокие оценки винных критиков в наступающем году вновь окажутся важным фактором для признания вин. Они обеспечат если не финансовое процветание, то, по крайней мере, большую вероятность успеха этих марок среди виноторговцев. Это особенно верно для винных наименований, вошедших в последний рейтинг Top 100 журнала Wine Spectator. Список лучших вин мира по версии Wine Spectator уже давно стал барометром рынка, причем не только американского. По нему определяются самые модные винные стили. На этот раз верхние десять строчек заняли образцы из Франции, Италии, Португалии, Австралии и США, а победителем стало чилийское Clos Apalta 2005 от винодельни Casa Lapostolle, сделанное из красных сортов Карменер, Мерло и Каберне Совиньон.

Чилийские виноделы уже завоевали мир благодаря недорогим массовым винам из популярных международных сортов. Теперь они стремятся доказать свою состоятельность в выпуске продукции премиум-класса. Победа Clos Apalta в рейтинге Wine Spectator укрепит эту инициативу. Интересно, что высокое призовое место досталось и красному сухому вину из Долины Дору в Португалии. Эта винодельческая зона традиционно известна производством портвейнов, а в последнее время она привлекает много внимания новым стилем мощных сухих красных вин.

Что касается критиков и винных изданий, то расстановка сил остается прежней. Самые влиятельные персоны, выносящие свои вердикты винам, однако, перестали работать в одиночку — это новый феномен, который мы наблюдаем в последнее время. Американец Роберт Паркер, основатель бюллетеня Wine Advocate, теперь пишет только о Бордо, Долине Роны, Провансе и Калифорнии. Обзоры по винам остальных значимых регионов мира за него делает команда из восьми человек. У англичанки Дженсис Робинсон есть три постоянных корреспондента, а еще четверо пишут для ее сайта на нерегулярной основе. Американский Wine Spectator и британский Decanter продолжают оставаться двумя самыми известными международными журналами для потребителей вина.

Если значимость оценок критиков в винной индустрии непропорционально высока, то мнения этих же экспертов для рядовых потребителей не столь важны. Крупнейший мировой винный холдинг Constellation Brands недавно провел масштабное изучение американских потребителей дорогого вина (стоимостью более 5 долларов за бутылку). Выяснилось, что винные рейтинги и обзоры читают лишь 12% потребителей. Это самая маленькая из шести групп, на которые были условно поделены все участники опроса. А наибольшее число потребителей (23%) находят выбор на винных полках ошеломляющим, слишком широким, чтобы в нем можно было разобраться. Хотя исследование проводилось в США, его результаты показательны для винных потребителей многих стран, в том числе для России. Тем временем в Великобритании, одном из самых мощных рынков, наиболее узнаваемым винным критиком потребители назвали Оза Кларка, известного по телешоу о еде и напитках, а общий рейтинг подтвердил, что наибольшей популярностью среди обычных потребителей вина пользуются те, кто снимается на телевидении либо пишет для бульварной прессы, нежели признанные авторитеты винной отрасли.

Впрочем, благодаря особенностям российского рынка, наши виноторговцы да и конечные потребители никогда не покупают вино, основываясь только на баллах и рейтингах. Мы смотрим на вино в более широком контексте и чаще всего полагаемся на его вкус и предыдущий опыт: «Я пробовал это вино раньше, и оно мне нравится». Статусность марки тоже играет не последнюю роль.

Повлияет ли кризис на выбор россиян в наступившем году? Да, и похоже, что экономить придется всем. Вино не относится к пищевым продуктам первой необходимости, а в нашей стране импортное вино чаще всего принадлежит к группе товаров класса люкс. Колебания винного рынка в России во время общих финансово-экономических кризисов повторяют колебания рынка предметов роскоши. Операторы предполагают, что рост товаров класса люкс в 2009 г. существенно сократится. Самым оптимистичным называется сценарий роста максимум в 2-3%, однако торговцы признаются, что будут довольны, если общий объем люксового рынка будет зафиксирован хотя бы на уровне 2008 г. Это в полной мере относится и к сегменту дорогого импортного вина.

Впрочем, вряд ли можно сказать, что люди совсем откажутся от вина и переключатся на другие алкогольные напитки — пиво или водку. Более реальны варианты, когда потребители продолжат оставаться лояльными любимым маркам, но будут покупать их меньше либо заменят их покупкой аналогичных, но более дешевых вин. Как недавно выяснило агенство Wine Intelligence, обеспеченные российские потребители, которые пьют импортное вино минимум раз в месяц и тратят на покупку бутылки по крайней мере 150 рублей, чаще всего приобретают вина из Франции, Италии, Испании, Германии и Чили, а самыми популярными регионами производства называют Бордо, Тоскану, Божоле и Кьянти. Время покажет, сохранят ли вина из этих мест лидерство в дорогом сегменте, либо будут замещены другими предложениями.

Возможно, в этом году потребители обратят больше внимания на премиальные вина отечественного происхождения. Качественное российское производство начинает постепенно возрождаться, и в прошлом году наши эксперты отметили несколько хозяйств, добившихся впечатляющих результатов. К тому же качественные отечественные вина предлагают более выгодное соотношение цены и качества, чем импортные образцы с таким же ценником. Если российские производители обеспечат постоянно высокое качество своей продукции, а не выборочно, от одной партии к другой, как это нередко бывает сейчас, у них есть все шансы занять хорошую нишу нашего рынка.

Таковы некоторые ожидания от винного рынка в 2009 году, хотя ситуация в России, как и во всем мире, сейчас непредсказуема. Мы можем с точностью сказать лишь одно: праздников в наступившем году никто не отменит, значит, бокалы с вином будут налиты еще не один раз.

Источник: eleonorascholes.ru